Смысловое чтение современной детской литературы как путь духовно-нравственного воспитания подростков
научный журнал «Актуальные исследования» #3 (3), декабрь '19

Смысловое чтение современной детской литературы как путь духовно-нравственного воспитания подростков

В статье рассматривается роль смыслового чтения современной детской литературы в духовно-нравственном воспитании подростков. Даны примеры стратегий изучения художественного текста современной детской литературы.

Аннотация статьи
современная детская литература
духовно-нравственное воспитание
смысловое чтение
Ключевые слова

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. В духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру особым потенциалом обладает литература. У истоков духовно-нравственного воспитания стоит слово, а значит, чтение и литература как предмет, обучающий чтению в широком смысле. Чтение - единственный способ приобщения к мировому знанию (науке, культуре) и опыту (интеллектуальному, эмоциональному, прагматическому), зафиксированному в письменной форме [2, с. 26]. Художественная литература развивает в читателе способность наблюдать, оценивать поведение человека, его отношение к людям, учит вглядываться в жизнь, вдумываться в сложность характеров и обстоятельств, сопереживать другим и делать самостоятельные выводы, вести диалог с самим собой и с другими, помогает эмоционально включаться в жизнь людей.

Смысловое чтение – один из видов чтения, который формирует понимание читающим смыслового содержания текста, учебного, художественного. Анализировать, выбирать, отбирать, организовывать, интегрировать, применять – важные умения, формируемые в процессе смыслового чтения. В применении к художественной литературе мы можем говорить еще и о возможности духовно-нравственного воспитания.

Современная детская литература является средством духовно-нравственного воспитания подростков, которые с помощью стратегий и методик читательской деятельности могут быть приобщены к чтению, вдохновлены на ценностные ориентиры сотворчества, дружбы, взаимопонимания, гражданственности.

В качестве стратегий предтекстовой деятельности [5, с. 228] предложим подросткам упражнения на прогнозирование:

  • Подумайте, о чем может идти речь в художественных произведениях, которые называются: «Пусть танцуют белые медведи», «Цирковые циркачи», «Мальчик, которому не больно», «Дети ворона», «Вафельное сердце» и др.
  • Спрогнозируйте содержание по первой строчке: «Я ненавижу школу. Ненавижу ее пуще всего на свете…», «Дорогой Бог! Меня зовут Оскар. Мне десять лет, я умудрился поджечь нашего кота, собаку и весь дом…», «Весна всегда примиряет нас с жизнью…» [7, с. 7]
  • Создайте «Образ текста»: На основании слов, взятых из текста, попробуйте составить небольшой сюжетный рассказ: Детство. Воронок. Сказка. История.Ленинград [8].
  • «Диалог с автором». Мы разбиваем текст на абзацы, ставим вопрос к каждому абзацу, записываем его в среднюю колонку, в правой фиксируем свои наблюдения, прогнозы. Покажем на примере отрывка из произведения А. Гавальды «35 кило надежды» [1, c. 7] (табл. 1).

Таблица 1

Стратегия «Диалог с автором»

А. Гавальда «35 кило надежды»

Вопросы автору

Мои выводы

Я ненавижу школу. Ненавижу ее пуще всего на свете. Нет, даже еще сильней…Она испортила мне всю жизнь…

Что предшествовало этим словам рассказчика? Какие события заставили его это сказать?

 

До трех лет, точно могу сказать, я жил счастливо. Я плохо это помню, но мне так кажется. Я играл, по десять раз смотрел мультик про медвежонка, рисовал картинки и придумывал миллион приключений для Гродуду – это был мой любимый плюшевый щенок...

Что изменилось после того, как герою исполнилось 3 года? Разве он не имел больше возможности рисовать, играть, придумывать?

 

Тогда, в детстве, я всех любил и думал, что меня тоже все любят…А потом…вдруг – бац – в школу…

Почему школа явилась точкой мирной и счастливой жизни рассказчика?

 

Стратегии текстовой деятельности [5, с. 233] организуют аналитическую работу с художественным текстом. К примеру, «Ориентиры предвосхищения книги» (табл. 2) (по произведению Д. Пеннака «Собака Пес») [3]:

Таблица 2

Стратегия «Ориентиры предвосхищения книги»

Суждение

Мое мнение

Мнение автора

Детям необходима собака

 

 

Собаке нужно сделать все, чтобы ее захотели взять люди

 

 

Законы жизни собаки во многом похожи на законы жизни людей

 

 

«Вы в ответе за тех, кого приручили»

 

 

«Поставь проблему – предложи решение».  Для реализации этой стратегии необходимо вспомнить, с какими проблемами сталкиваются герои документальной повести «Прощание славянки» Н. Сухининой [6]. Назовем проблемы и разделимся на группы по количеству названных проблем. Ответим на вопрос, есть ли в книге решения проблем. Предложите свои решения. Совпадают ли они с авторскими? Учащиеся называют проблемы: защиты Родины, милосердия, сострадания, значения музыки в жизни человека, особенно в годы Великой Отечественной войны. Предлагают сначала свои пути решения, а затем сверяются с текстом.

Стратегии послетекстовой деятельности [5, с. 264] включают в себя рефлексивный анализ, направленный на прояснение смысла художественного текста:

  • «Монологи – диалоги животных». Так, после прочтения книги Д. Пеннака «Собака Пес» [3] предлагаем написать монолог собаки Пса о своей жизни или диалог Пом, главной героини, и Пса в момент встречи после долгого расставания.
  • «Монологи – диалоги от лица неодушевленных предметов»: от лица медали (рассказ С. Горбачева «Ни за что»), школьной доски (А. Гавальда «35 кило надежды»), письма (И. Краева «Баба Яга пишет»).
  • Работа с мудрыми мыслями автора: Выпишите мудрые мысли из произведения, объясните, в чем их мудрость. Например, из книги Э. Портер «Поллианна» [4, c. 63,79,137,191]: «Для меня жить – это делать то, что хочется: играть во дворе, читать, взбираться на холмы, узнавать о домах, людях…А просто дышать – это еще не жизнь!...»; «Я люблю людей…Я люблю особенных людей…»; «Забавно, что собаки и кошки лучше знают людей изнутри, чем другие люди, правда?»; «Ходить в школу – это все-таки жизнь!...»
  • «Диковинные задания». Название таких заданий взято из произведения Д. Алмонд «Меня зовут Мина», их придумывала себе главная героиня. Почему бы не применить их к другим произведениям?  Написать длинное предложение из книги на всю страницу и одинокое слово в центре страницы. Или исписать страницу словами, которые передают эмоции после прочтения данной книги. Написать о ком-то другом (герое произведения), как будто о самом себе (от первого лица).

Итак, данные стратегии формируют подростка-читателя, думающего, анализирующего, творческого.  А ценностный потенциал современной детской литературы (ценности дружбы и семьи, ценностное отношение к окружающей природе, животным, ценность жизни во всех ее проявлениях, ценность каждой личности, детства, отношение к Родине, ее защите) позволяет воспитывать духовно-нравственного человека.

Текст статьи
  1. Гавальда, А. 35 кило надежды – М.: АСТ, Астрель, 2010. – 127 с.
  2. Мелентьева Ю.П. О чтении (Размышления о теоретических аспектах чтения). - Москва: «Канон +», 2015. - 184 с.
  3. Пеннак, Д. Собака Пес- М.: Самокат, 2009.  176 с.
  4. Портер, Э. Поллианна. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 303с.
  5. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения и понимания текста: учебное пособие М.; Пенза: МГПИ: ПГПУ, 2011. - 336 с.
  6. Сухинина, Н. Прощание славянки, Алавастр, 2011. – 264 с.
  7. Шмитт Э.-Э. Оскар и Розовая Дама. - СПб.: «Азбука-классика», 2010. - 256 с.
  8. Яковлева, Ю. Дети ворона: 1938. Ленинградские сказки: Книга первая. - М.: Самокат, 2016.- 264 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Остался 1 день до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября