Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. В духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру особым потенциалом обладает литература. У истоков духовно-нравственного воспитания стоит слово, а значит, чтение и литература как предмет, обучающий чтению в широком смысле. Чтение - единственный способ приобщения к мировому знанию (науке, культуре) и опыту (интеллектуальному, эмоциональному, прагматическому), зафиксированному в письменной форме [2, с. 26]. Художественная литература развивает в читателе способность наблюдать, оценивать поведение человека, его отношение к людям, учит вглядываться в жизнь, вдумываться в сложность характеров и обстоятельств, сопереживать другим и делать самостоятельные выводы, вести диалог с самим собой и с другими, помогает эмоционально включаться в жизнь людей.
Смысловое чтение – один из видов чтения, который формирует понимание читающим смыслового содержания текста, учебного, художественного. Анализировать, выбирать, отбирать, организовывать, интегрировать, применять – важные умения, формируемые в процессе смыслового чтения. В применении к художественной литературе мы можем говорить еще и о возможности духовно-нравственного воспитания.
Современная детская литература является средством духовно-нравственного воспитания подростков, которые с помощью стратегий и методик читательской деятельности могут быть приобщены к чтению, вдохновлены на ценностные ориентиры сотворчества, дружбы, взаимопонимания, гражданственности.
В качестве стратегий предтекстовой деятельности [5, с. 228] предложим подросткам упражнения на прогнозирование:
- Подумайте, о чем может идти речь в художественных произведениях, которые называются: «Пусть танцуют белые медведи», «Цирковые циркачи», «Мальчик, которому не больно», «Дети ворона», «Вафельное сердце» и др.
- Спрогнозируйте содержание по первой строчке: «Я ненавижу школу. Ненавижу ее пуще всего на свете…», «Дорогой Бог! Меня зовут Оскар. Мне десять лет, я умудрился поджечь нашего кота, собаку и весь дом…», «Весна всегда примиряет нас с жизнью…» [7, с. 7]
- Создайте «Образ текста»: На основании слов, взятых из текста, попробуйте составить небольшой сюжетный рассказ: Детство. Воронок. Сказка. История.Ленинград [8].
- «Диалог с автором». Мы разбиваем текст на абзацы, ставим вопрос к каждому абзацу, записываем его в среднюю колонку, в правой фиксируем свои наблюдения, прогнозы. Покажем на примере отрывка из произведения А. Гавальды «35 кило надежды» [1, c. 7] (табл. 1).
Таблица 1
Стратегия «Диалог с автором»
А. Гавальда «35 кило надежды» |
Вопросы автору |
Мои выводы |
Я ненавижу школу. Ненавижу ее пуще всего на свете. Нет, даже еще сильней…Она испортила мне всю жизнь… |
Что предшествовало этим словам рассказчика? Какие события заставили его это сказать? |
|
До трех лет, точно могу сказать, я жил счастливо. Я плохо это помню, но мне так кажется. Я играл, по десять раз смотрел мультик про медвежонка, рисовал картинки и придумывал миллион приключений для Гродуду – это был мой любимый плюшевый щенок... |
Что изменилось после того, как герою исполнилось 3 года? Разве он не имел больше возможности рисовать, играть, придумывать? |
|
Тогда, в детстве, я всех любил и думал, что меня тоже все любят…А потом…вдруг – бац – в школу… |
Почему школа явилась точкой мирной и счастливой жизни рассказчика? |
|
Стратегии текстовой деятельности [5, с. 233] организуют аналитическую работу с художественным текстом. К примеру, «Ориентиры предвосхищения книги» (табл. 2) (по произведению Д. Пеннака «Собака Пес») [3]:
Таблица 2
Стратегия «Ориентиры предвосхищения книги»
Суждение |
Мое мнение |
Мнение автора |
Детям необходима собака |
|
|
Собаке нужно сделать все, чтобы ее захотели взять люди |
|
|
Законы жизни собаки во многом похожи на законы жизни людей |
|
|
«Вы в ответе за тех, кого приручили» |
|
|
«Поставь проблему – предложи решение». Для реализации этой стратегии необходимо вспомнить, с какими проблемами сталкиваются герои документальной повести «Прощание славянки» Н. Сухининой [6]. Назовем проблемы и разделимся на группы по количеству названных проблем. Ответим на вопрос, есть ли в книге решения проблем. Предложите свои решения. Совпадают ли они с авторскими? Учащиеся называют проблемы: защиты Родины, милосердия, сострадания, значения музыки в жизни человека, особенно в годы Великой Отечественной войны. Предлагают сначала свои пути решения, а затем сверяются с текстом.
Стратегии послетекстовой деятельности [5, с. 264] включают в себя рефлексивный анализ, направленный на прояснение смысла художественного текста:
- «Монологи – диалоги животных». Так, после прочтения книги Д. Пеннака «Собака Пес» [3] предлагаем написать монолог собаки Пса о своей жизни или диалог Пом, главной героини, и Пса в момент встречи после долгого расставания.
- «Монологи – диалоги от лица неодушевленных предметов»: от лица медали (рассказ С. Горбачева «Ни за что»), школьной доски (А. Гавальда «35 кило надежды»), письма (И. Краева «Баба Яга пишет»).
- Работа с мудрыми мыслями автора: Выпишите мудрые мысли из произведения, объясните, в чем их мудрость. Например, из книги Э. Портер «Поллианна» [4, c. 63,79,137,191]: «Для меня жить – это делать то, что хочется: играть во дворе, читать, взбираться на холмы, узнавать о домах, людях…А просто дышать – это еще не жизнь!...»; «Я люблю людей…Я люблю особенных людей…»; «Забавно, что собаки и кошки лучше знают людей изнутри, чем другие люди, правда?»; «Ходить в школу – это все-таки жизнь!...»
- «Диковинные задания». Название таких заданий взято из произведения Д. Алмонд «Меня зовут Мина», их придумывала себе главная героиня. Почему бы не применить их к другим произведениям? Написать длинное предложение из книги на всю страницу и одинокое слово в центре страницы. Или исписать страницу словами, которые передают эмоции после прочтения данной книги. Написать о ком-то другом (герое произведения), как будто о самом себе (от первого лица).
Итак, данные стратегии формируют подростка-читателя, думающего, анализирующего, творческого. А ценностный потенциал современной детской литературы (ценности дружбы и семьи, ценностное отношение к окружающей природе, животным, ценность жизни во всех ее проявлениях, ценность каждой личности, детства, отношение к Родине, ее защите) позволяет воспитывать духовно-нравственного человека.