ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Прикладной анализ поведения, ПАП (англ. Applied behavior analysis, ABA) – это научная дисциплина, предполагающая использование современной поведенческой теории обусловливания для изменения социально значимого поведения. Поведенческие аналитики отвергают использование гипотетических конструктов, но сосредотачиваются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения и окружающей среды.
Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан американским клиницистом Лео Каннером в 1942 году, в 1943 году сходные расстройства у старших детей описан австрийским ученым Гансом Аспергером, а в 1947 году – советский ученый Самуил Мнухин.
В 1913 году Джон Уотсон определил наблюдаемое поведение как соответствующий предмет анализа для психологии и заявил, что любое поведение контролируется факторами внешней окружающей среды. В это же время Уотсон изложил теорию психологии «стимул-реакция», которая положила начало движению под названием «бихевиоризм».
Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от пяти до 26 случаев на 10 тысяч детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.
СУТЬ МЕТОДИКИ
Для чего нужна АВА-терапия? Она помогает детям с расстройствами аутистического спектра: лучше взаимодействовать с окружающими, повысить способность к обучению, скорректировать отклонения в поведении, достичь нормального для детей конкретного возраста уровня развития интеллекта, обучиться необходимым для последующей самостоятельной жизни навыкам.
Основная идея проста: если ребенку нравятся последствия его действий, он их повторяет, а если нет – не повторяет. Поэтому во время занятий каждый успех вознаграждается, а неудача игнорируется. АВА-терапия или прикладной анализ поведения использует многочисленные приемы, направленные на профилактику и коррекцию неприемлемого поведения, такие как: правила, инструкции, обучение без ошибок, подсказки, визуальное расписание, РЕСS и т.д. Используя эти приемы можно корректировать проблемное поведение и стимулировать ребенка взаимодействовать с окружающими социально приемлемым способом. Методы прикладного анализа логопед и дефектолог можно использовать в работе не только с детьми, страдающими аутизмом, но с детьми с ОВЗ. С такими диагнозами, как ТНР, ЗПР и др.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
РЕСS
Еще до того, как обучать ребенка первичным навыкам коммуникации с помощью карточек РЕСS, следует определить круг интересов ребенка, и те предметы и действия, которые он обычно просит.
Это можно сделать несколькими способами:
1. Наблюдение за ребенком и запись данных в таблицу. Можно пронаблюдать, чем любит заниматься ребенок в свободное время; что он любит есть - как во время обычных трапез, так и когда получает что-нибудь вкусненькое; что любит пить, с кем любит проводить время; куда любит ходить, а также чего особенно не любит.
Эти данные можно записывать в такого рода таблицу:
Рис. 1. Оценка мотивационных факторов
2. Систематическое тестирование мотивационных стимулов. Можно собрать все любимые предметы ребенка вместе, и дать ему выбрать - либо из всего комплекта, либо - из пары любимых предметов. Можно также обратить внимание, какие стимулы или предметы ребенок выбирает чаще, какие - реже, с какими ему сложно расставаться, а какие - он отдает без сожаления.
И на основе тестирования записать данные в таблицу:
Рис. 2. Систематическое тестирование мотивационных стимулов
После того, как мотивационные стимулы определены, следует подготовить материалы:
- Фотокарточки всех любимых мотивационных стимулов и занятий. Желательно, не в полную величину, а размером 5Х5.
- Липучки
- Папку и бумажные разделители, на которые можно будет прилепить фотокарточки на липучках. Эти разделители будут расположены в папке, как листы в книге.
- Для будущего использования - картонную полоску с липучкой, на которую можно прикреплять несколько карточек в определенном порядке - для построения предложений.
Следует помнить, что по мере возрастания коммуникативных инициатив ребенка и расширения словарного запаса, начального комплекта фотокарточек будет недоставать, и в процессе обучения нужно будет подготавливать дополнительные карточки.
Рис. 3. Набор для расширения словарного запаса
ДОСКИ ДЛЯ КОММУНИКАЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ
Подходят для детей, которые хорошо реагируют на изображения/картинки. Обычно каждая такая доска разрабатывается для конкретного занятия или ситуации, что позволяет применять больше разнообразия в коммуникации, чем можно добиться с помощью обучения жестам.
ЖЕСТЫ
Коммуникации жестами можно обучать как отдельно, так и одновременно с обучением PECS, чтобы обеспечить доступ ребенка к коммуникации в любой обстановке. Жесты являются хорошим вариантом для тех детей, которые плохо реагируют на зрительные стимулы. Также жесты подходят детям, у которых очень хорошо развиты навыки двигательной имитации. Жесты также могут быть оптимальным выбором для тех семей, у которых возникают сложности с созданием, организацией и перемещением символов PECS в различных ситуациях.
УПОРЯДОЧИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Поскольку упорядочивание является аналитической деятельностью и иногда может быть разбито на рутинные последовательные шаги или модели, занятия, направленные на развитие этого навыка, могут быть очень увлекательными для многих учащихся с аутизмом. Рассмотрим некоторые из таких идей.
Создание ежедневных расписаний
Многие учителя и специалисты смежных профессий используют визуальные расписания для того, чтобы помочь детям с РАС понять, чего им ожидать от того или иного дня. Все виды деятельности обозначаются небольшой картинкой или фотографией и размещаются в расписании в определенной последовательности. Учащийся снимает картинку с расписания и помещает ее в рабочую область. Когда задание завершено, картинка переходит в раздел «Сделано». Следующее задание в расписании переносится в рабочую область, и т.д.
Акцент на упорядочивании в чтении
Одним из способов удержания внимания ребенка на выполняемом им задании является выбор интересующих его тем. Многие дети с аутизмом имеют особые интересы, которые, как правило, являются очень интенсивными и широкомасштабными. Книги, посвященные подобным областям интереса, могут быть отличным трамплином для навыка повествования, который является важнейшей формой упорядочивания.
- Начните с книги, которая соответствует особому интересу ребенка. Она необязательно должна быть повествовательной, но нужно, чтобы она содержала по меньшей мере описание какого-либо процесса.
- Прочитайте учащемуся книгу вслух или же попросите его прочитать ее самостоятельно про себя.
- Когда чтение книги будет завершено, попросите ребенка описать произошедшие в ней события. Используйте термины Сначала и Потом.
- Помогите учащемуся составить нумерованный пошаговый список событий, произошедших в книге.
Story Time Felts
Story Time Felts, наборы из войлочных фигурок и картинок, являются еще одним инструментом, который вы можете использовать для данного вида упорядочивания деятельности. Войлочные материалы, хорошо подходящие для особых сенсорных потребностей, являются прекрасной идеей для детей с расстройствами аутистического спектра, поскольку они бесшумные и мягкие, и дети могут использовать их для создания историй.
Рис. 4. Набор войлочных фигур
Упорядочивание с видеомоделированием
Видеомоделирование является важнейшей стратегией обучения детей с расстройствами аутистического спектра. Как правило, оно включает в себя видеозапись ребенка или другого человека, выполняющего определенное задание, а затем многократный показ этого видеоролика целевому ребенку для того, чтобы обучить его выполнять продемонстрированную задачу. Вы можете перейти к следующему шагу и превратить это в упорядочивание деятельности.
- Выберите видеозапись с ребенком или другим человеком, выполняющим типичные повседневные задачи или же какой-то особый проект.
- Помогите учащемуся составить список того, что делает человек на этом видеоролике.
- Разрежьте лист на полоски так, чтобы каждая из них содержала одно из действий, выполняемых персонажем на видео.
- Попросите ребенка разместить их в правильной последовательности.