Главная
Конференции
Инновации и разработки в сфере гуманитарных и социально-экономических наук
Использование приемов и методов прикладного поведенческого анализа в обучении де...

Использование приемов и методов прикладного поведенческого анализа в обучении детей с ОВЗ

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

поведение
дети
обучение
прикладной анализ

Аннотация статьи

Каждому ребёнку с ОВЗ нужен индивидуальный подход, т.к. ОВЗ представляет собой широкий спектр поведенческих отклонений и поэтому рекомендовать одно универсальное средство для всех детей, страдающих ОВЗ не представляет возможности. Исходя из индивидуальных и конкретных особенностей ребёнка, для него составляется строго структурированная программа обучения. Специалист, в ходе работы с ребёнком, эту программу периодически пересматривает и корректирует. Коррекционную работу с детьми с ОВЗ необходимо начинать как можно раньше. Прикладной анализ поведения – один из самых востребованных методов в мировой практике реабилитации аутистов.

Текст статьи

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Прикладной анализ поведения, ПАП (англ. Applied behavior analysis, ABA) – это научная дисциплина, предполагающая использование современной поведенческой теории обусловливания для изменения социально значимого поведения. Поведенческие аналитики отвергают использование гипотетических конструктов, но сосредотачиваются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения и окружающей среды.

Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан американским клиницистом Лео Каннером в 1942 году, в 1943 году сходные расстройства у старших детей описан австрийским ученым Гансом Аспергером, а в 1947 году – советский ученый Самуил Мнухин.

В 1913 году Джон Уотсон определил наблюдаемое поведение как соответствующий предмет анализа для психологии и заявил, что любое поведение контролируется факторами внешней окружающей среды. В это же время Уотсон изложил теорию психологии «стимул-реакция», которая положила начало движению под названием «бихевиоризм».

Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от пяти до 26 случаев на 10 тысяч детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.

СУТЬ МЕТОДИКИ

Для чего нужна АВА-терапия? Она помогает детям с расстройствами аутистического спектра: лучше взаимодействовать с окружающими, повысить способность к обучению, скорректировать отклонения в поведении, достичь нормального для детей конкретного возраста уровня развития интеллекта, обучиться необходимым для последующей самостоятельной жизни навыкам.

Основная идея проста: если ребенку нравятся последствия его действий, он их повторяет, а если нет – не повторяет. Поэтому во время занятий каждый успех вознаграждается, а неудача игнорируется. АВА-терапия или прикладной анализ поведения использует многочисленные приемы, направленные на профилактику и коррекцию неприемлемого поведения, такие как: правила, инструкции, обучение без ошибок, подсказки, визуальное расписание, РЕСS и т.д. Используя эти приемы можно корректировать проблемное поведение и стимулировать ребенка взаимодействовать с окружающими социально приемлемым способом. Методы прикладного анализа логопед и дефектолог можно использовать в работе не только с детьми, страдающими аутизмом, но с детьми с ОВЗ. С такими диагнозами, как ТНР, ЗПР и др.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

РЕСS

Еще до того, как обучать ребенка первичным навыкам коммуникации с помощью карточек РЕСS, следует определить круг интересов ребенка, и те предметы и действия, которые он обычно просит.

Это можно сделать несколькими способами:

1. Наблюдение за ребенком и запись данных в таблицу. Можно пронаблюдать, чем любит заниматься ребенок в свободное время; что он любит есть - как во время обычных трапез, так и когда получает что-нибудь вкусненькое; что любит пить, с кем любит проводить время; куда любит ходить, а также чего особенно не любит.

Эти данные можно записывать в такого рода таблицу:

Рис. 1. Оценка мотивационных факторов

2. Систематическое тестирование мотивационных стимулов. Можно собрать все любимые предметы ребенка вместе, и дать ему выбрать - либо из всего комплекта, либо - из пары любимых предметов. Можно также обратить внимание, какие стимулы или предметы ребенок выбирает чаще, какие - реже, с какими ему сложно расставаться, а какие - он отдает без сожаления.

И на основе тестирования записать данные в таблицу:

Рис. 2. Систематическое тестирование мотивационных стимулов

После того, как мотивационные стимулы определены, следует подготовить материалы:

  1. Фотокарточки всех любимых мотивационных стимулов и занятий. Желательно, не в полную величину, а размером 5Х5.
  2. Липучки
  3. Папку и бумажные разделители, на которые можно будет прилепить фотокарточки на липучках. Эти разделители будут расположены в папке, как листы в книге.
  4. Для будущего использования - картонную полоску с липучкой, на которую можно прикреплять несколько карточек в определенном порядке - для построения предложений.

Следует помнить, что по мере возрастания коммуникативных инициатив ребенка и расширения словарного запаса, начального комплекта фотокарточек будет недоставать, и в процессе обучения нужно будет подготавливать дополнительные карточки.

Рис. 3. Набор для расширения словарного запаса

ДОСКИ ДЛЯ КОММУНИКАЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ

Подходят для детей, которые хорошо реагируют на изображения/картинки. Обычно каждая такая доска разрабатывается для конкретного занятия или ситуации, что позволяет применять больше разнообразия в коммуникации, чем можно добиться с помощью обучения жестам.

ЖЕСТЫ

Коммуникации жестами можно обучать как отдельно, так и одновременно с обучением PECS, чтобы обеспечить доступ ребенка к коммуникации в любой обстановке. Жесты являются хорошим вариантом для тех детей, которые плохо реагируют на зрительные стимулы. Также жесты подходят детям, у которых очень хорошо развиты навыки двигательной имитации. Жесты также могут быть оптимальным выбором для тех семей, у которых возникают сложности с созданием, организацией и перемещением символов PECS в различных ситуациях.

УПОРЯДОЧИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Поскольку упорядочивание является аналитической деятельностью и иногда может быть разбито на рутинные последовательные шаги или модели, занятия, направленные на развитие этого навыка, могут быть очень увлекательными для многих учащихся с аутизмом. Рассмотрим некоторые из таких идей.

Создание ежедневных расписаний

Многие учителя и специалисты смежных профессий используют визуальные расписания для того, чтобы помочь детям с РАС понять, чего им ожидать от того или иного дня. Все виды деятельности обозначаются небольшой картинкой или фотографией и размещаются в расписании в определенной последовательности. Учащийся снимает картинку с расписания и помещает ее в рабочую область. Когда задание завершено, картинка переходит в раздел «Сделано». Следующее задание в расписании переносится в рабочую область, и т.д.

Акцент на упорядочивании в чтении

Одним из способов удержания внимания ребенка на выполняемом им задании является выбор интересующих его тем. Многие дети с аутизмом имеют особые интересы, которые, как правило, являются очень интенсивными и широкомасштабными. Книги, посвященные подобным областям интереса, могут быть отличным трамплином для навыка повествования, который является важнейшей формой упорядочивания.

  1. Начните с книги, которая соответствует особому интересу ребенка. Она необязательно должна быть повествовательной, но нужно, чтобы она содержала по меньшей мере описание какого-либо процесса.
  2. Прочитайте учащемуся книгу вслух или же попросите его прочитать ее самостоятельно про себя.
  3. Когда чтение книги будет завершено, попросите ребенка описать произошедшие в ней события. Используйте термины Сначала и Потом.
  4. Помогите учащемуся составить нумерованный пошаговый список событий, произошедших в книге.

Story Time Felts

Story Time Felts, наборы из войлочных фигурок и картинок, являются еще одним инструментом, который вы можете использовать для данного вида упорядочивания деятельности. Войлочные материалы, хорошо подходящие для особых сенсорных потребностей, являются прекрасной идеей для детей с расстройствами аутистического спектра, поскольку они бесшумные и мягкие, и дети могут использовать их для создания историй.

Рис. 4. Набор войлочных фигур

Упорядочивание с видеомоделированием

Видеомоделирование является важнейшей стратегией обучения детей с расстройствами аутистического спектра. Как правило, оно включает в себя видеозапись ребенка или другого человека, выполняющего определенное задание, а затем многократный показ этого видеоролика целевому ребенку для того, чтобы обучить его выполнять продемонстрированную задачу. Вы можете перейти к следующему шагу и превратить это в упорядочивание деятельности.

  1. Выберите видеозапись с ребенком или другим человеком, выполняющим типичные повседневные задачи или же какой-то особый проект.
  2. Помогите учащемуся составить список того, что делает человек на этом видеоролике.
  3. Разрежьте лист на полоски так, чтобы каждая из них содержала одно из действий, выполняемых персонажем на видео.
  4. Попросите ребенка разместить их в правильной последовательности.

Поделиться

2747

Яковлева Е. В., Голомага Е. А. Использование приемов и методов прикладного поведенческого анализа в обучении детей с ОВЗ // Инновации и разработки в сфере гуманитарных и социально-экономических наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 79-84. URL: https://apni.ru/article/2670-ispolzovanie-priemov-i-metodov-prikladnogo

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа