Главная
АИ #26 (53)
Статьи журнала АИ #26 (53)
Институт государственной службы на современном этапе правового регулирования: пр...

Институт государственной службы на современном этапе правового регулирования: проблемы и перспективы

Автор(-ы):

Багманов Тимур Вадимович

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

государственная служба
институт государственной службы
государственный служащий
трудовое законодательство
этические стандарты
государственная гражданская служба
реформирование системы государственной службы

Аннотация статьи

В данной статье освещаются проблемы, с которыми сталкивается институт государственной службы, функционируя в современной России. Опыт прошлых лет и мнение граждан страны позволяет выявить приоритетные направления в трансформации деятельности государственных служащих. Исходя из проблем, возникают перспективы, которые не просто модернизируют всю систему, но и разрешают пробелы.

Текст статьи

Государственная служба является важнейшим элементом административной отрасли права, сложившийся в ходе закономерной эволюции отечественного права и законодательного регулирования государственно-служебных отношений. В современное время в нашей стране он сформирован и структурирован, однако требует постоянного совершенствования, в связи с интенсивным развитием общества. Являясь комплексным социально-правовым институтом, государственная служба не может находиться вне процессов, происходящих в российском обществе.

В современной России модель государственной службы складывается из исторических традиций страны и опоры на недостатки полученного опыта, в виде низкого уровня правовой основы института государственной службы. Исторический опыт становления российских кадровых структур сыграл огромную роль в формировании политики государственной службы современной России, которая, к сожалению, до сих пор имеет ряд проблем. Однако, одновременно с решением проблем происходит модернизация в перспективных для улучшения эффективности государственной службы направлений.

Первоначальной и важнейшей проблемой является тот факт, что в государственной службе тесно связаны нормы не только административного, но и трудового законодательства. Особенностями данного обстоятельства является то, что государство выступает в роли работодателя, а значит в правовой статус государственных служащих включена обязанность государства перед личностью по признанию, соблюдению и защите ее прав, свобод, интересов. К тому же, процесс прохождения службы определен характером осуществления служебной деятельности. В соответствии со статьей 73 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004 года, «Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом» [1]. А все нормы Трудового кодекса Российской Федерации, распространяющиеся на деятельность государственных служащих, применяются с особенностями, предусмотренными иными нормативными правовыми актами о государственной службы. Необходимо отметить, что Трудовой кодекс регулирует отношения граждан, которые вступают на службу и осуществляют трудовые функции, а остальные регулируют статус государственного служащего.

Следующей важной проблемой системы государственной службы в современном обществе является низкий уровень доверия к ней граждан Российской Федерации. Институт государственной службы в современном демократическом обществе выступает связующим звеном между государством и людьми. Слабое доверие к государственным служащим имеет вытекающее последствие недоверия к государственной власти. На мой взгляд, такой показатель возможно преодолеть, модернизируя некоторые направления, например, пресечения коррупционных проявлений среди государственных служащих. На данный момент в России ведется активная политика по искоренению такого явления, как коррупция: согласно статье 8 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 25.12.2008 чиновники обязаны предъявлять сведения «о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» [2].

К тому же, согласно опросу, проведенному Фондом «Общественное мнение» в конце 2020 года, 61% процент россиян считают, что чиновники не справляются со своей работой, и только 19% положительно оценили их деятельность [3].

Это означает, что одной из проблем также, возможно, является уровень эффективности деятельности государственных служащих. Б. Немцов отмечал, что реформа системы госслужбы должна проводиться с опорой на принципы конкурентности, эффективности, ответственности, он считал необходимым внедрение кадровых конкурсов, целью которых является выявление наиболее подходящих и потенциальных кандидатур на данные должности [4].

В последнее время часто ведутся разговоры об этической составляющей в работе государственных служащих. На мой взгляд, это одна из наиболее вероятных перспектив, которую возможно внедрить в уже сложившуюся систему тем более, что она сможет решить некоторые вышеназванные проблемы, в том числе с доверием граждан. В ведущих зарубежных странах этический аспект – это один из ключевых факторов работы государственной службы. Нормативное закрепление единых рамок этических стандартов способствует упорядочению и повышению эффективности в деятельности государственных служащих. Их поэтапное внедрение позволит обеспечить все элементы системы государственной службы обновленными стандартами.

Важной составляющей является повышение качества получения знаний будущими кадровыми сотрудниками в сфере государственной службы. В перспективе важно вести учебные процессы будущих государственных служащих, опираясь на современную обстановку в России и мире, принимаемые нормативные правовые акты, а также на мнение населения. Необходимо постоянно подстраиваться под данный изменяющийся механизм в целях повышения эффективности будущих работников. К тому же, в веке цифровых технологий перспективным направлением является улучшение гибридного формата деятельности государственных служащих.

Исходя из вышесказанного, модно сделать вывод о том, что выбор перспективных направлений улучшения государственных служащих в современной России напрямую зависит от проблем, выявленных в ходе многолетней работы данной системы. Постоянная трансформация института государственной службы должна быть обоснована теоретическими и практическими составляющими. На данный момент пробелами в системе государственной службы являются: низкий уровень доверяя общества к государственным служащим, смешение норм трудового законодательства и административно-правового регулирования, и так далее, а перспективными направлениями в модернизации государственной службы в Российской Федерации являются: способствование развития более открытой для общества системы, работа с кадровыми службами в части противодействия коррупции, внедрение новейших электронных технологий в управленческую и кадровую деятельность, а также совершенствование образования для будущих и работающих специалистов в сфере государственной службы.

Рецензент – Эйтсма О. Н.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (с изменениями на 24 марта 2021 года) (принят Государственной Думой 7 июля 2004 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 31, 02.08.2004 // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 24.06.21)
  2. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями на 26 мая 2021 года) (принят Государственной Думой 25 декабря 2008 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, N 52, 29.12.2008 // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 24.06.21)
  3. Доминанты. Поле мнений. Выпуск 48. Результаты еженедельных всероссийских опросов ФОМ. Режим доступа: d48chn2020.pdf (fom.ru)
  4. Немцов Б. Стратегия России // Известия. 2003. 25 марта.

Поделиться

2558

Багманов Т. В. Институт государственной службы на современном этапе правового регулирования: проблемы и перспективы // Актуальные исследования. 2021. №26 (53). С. 57-59. URL: https://apni.ru/article/2671-institut-gosudarstvennoj-sluzhbi-na-sovremen

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (208)

Прием материалов

22 июня - 28 июня

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

3 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 июля