Государственная служба является важнейшим элементом административной отрасли права, сложившийся в ходе закономерной эволюции отечественного права и законодательного регулирования государственно-служебных отношений. В современное время в нашей стране он сформирован и структурирован, однако требует постоянного совершенствования, в связи с интенсивным развитием общества. Являясь комплексным социально-правовым институтом, государственная служба не может находиться вне процессов, происходящих в российском обществе.
В современной России модель государственной службы складывается из исторических традиций страны и опоры на недостатки полученного опыта, в виде низкого уровня правовой основы института государственной службы. Исторический опыт становления российских кадровых структур сыграл огромную роль в формировании политики государственной службы современной России, которая, к сожалению, до сих пор имеет ряд проблем. Однако, одновременно с решением проблем происходит модернизация в перспективных для улучшения эффективности государственной службы направлений.
Первоначальной и важнейшей проблемой является тот факт, что в государственной службе тесно связаны нормы не только административного, но и трудового законодательства. Особенностями данного обстоятельства является то, что государство выступает в роли работодателя, а значит в правовой статус государственных служащих включена обязанность государства перед личностью по признанию, соблюдению и защите ее прав, свобод, интересов. К тому же, процесс прохождения службы определен характером осуществления служебной деятельности. В соответствии со статьей 73 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004 года, «Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом» [1]. А все нормы Трудового кодекса Российской Федерации, распространяющиеся на деятельность государственных служащих, применяются с особенностями, предусмотренными иными нормативными правовыми актами о государственной службы. Необходимо отметить, что Трудовой кодекс регулирует отношения граждан, которые вступают на службу и осуществляют трудовые функции, а остальные регулируют статус государственного служащего.
Следующей важной проблемой системы государственной службы в современном обществе является низкий уровень доверия к ней граждан Российской Федерации. Институт государственной службы в современном демократическом обществе выступает связующим звеном между государством и людьми. Слабое доверие к государственным служащим имеет вытекающее последствие недоверия к государственной власти. На мой взгляд, такой показатель возможно преодолеть, модернизируя некоторые направления, например, пресечения коррупционных проявлений среди государственных служащих. На данный момент в России ведется активная политика по искоренению такого явления, как коррупция: согласно статье 8 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 25.12.2008 чиновники обязаны предъявлять сведения «о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» [2].
К тому же, согласно опросу, проведенному Фондом «Общественное мнение» в конце 2020 года, 61% процент россиян считают, что чиновники не справляются со своей работой, и только 19% положительно оценили их деятельность [3].
Это означает, что одной из проблем также, возможно, является уровень эффективности деятельности государственных служащих. Б. Немцов отмечал, что реформа системы госслужбы должна проводиться с опорой на принципы конкурентности, эффективности, ответственности, он считал необходимым внедрение кадровых конкурсов, целью которых является выявление наиболее подходящих и потенциальных кандидатур на данные должности [4].
В последнее время часто ведутся разговоры об этической составляющей в работе государственных служащих. На мой взгляд, это одна из наиболее вероятных перспектив, которую возможно внедрить в уже сложившуюся систему тем более, что она сможет решить некоторые вышеназванные проблемы, в том числе с доверием граждан. В ведущих зарубежных странах этический аспект – это один из ключевых факторов работы государственной службы. Нормативное закрепление единых рамок этических стандартов способствует упорядочению и повышению эффективности в деятельности государственных служащих. Их поэтапное внедрение позволит обеспечить все элементы системы государственной службы обновленными стандартами.
Важной составляющей является повышение качества получения знаний будущими кадровыми сотрудниками в сфере государственной службы. В перспективе важно вести учебные процессы будущих государственных служащих, опираясь на современную обстановку в России и мире, принимаемые нормативные правовые акты, а также на мнение населения. Необходимо постоянно подстраиваться под данный изменяющийся механизм в целях повышения эффективности будущих работников. К тому же, в веке цифровых технологий перспективным направлением является улучшение гибридного формата деятельности государственных служащих.
Исходя из вышесказанного, модно сделать вывод о том, что выбор перспективных направлений улучшения государственных служащих в современной России напрямую зависит от проблем, выявленных в ходе многолетней работы данной системы. Постоянная трансформация института государственной службы должна быть обоснована теоретическими и практическими составляющими. На данный момент пробелами в системе государственной службы являются: низкий уровень доверяя общества к государственным служащим, смешение норм трудового законодательства и административно-правового регулирования, и так далее, а перспективными направлениями в модернизации государственной службы в Российской Федерации являются: способствование развития более открытой для общества системы, работа с кадровыми службами в части противодействия коррупции, внедрение новейших электронных технологий в управленческую и кадровую деятельность, а также совершенствование образования для будущих и работающих специалистов в сфере государственной службы.
Рецензент – Эйтсма О. Н.