Институт государственной службы на современном этапе правового регулирования: проблемы и перспективы
научный журнал «Актуальные исследования» #26 (53), июль '21

Институт государственной службы на современном этапе правового регулирования: проблемы и перспективы

В данной статье освещаются проблемы, с которыми сталкивается институт государственной службы, функционируя в современной России. Опыт прошлых лет и мнение граждан страны позволяет выявить приоритетные направления в трансформации деятельности государственных служащих. Исходя из проблем, возникают перспективы, которые не просто модернизируют всю систему, но и разрешают пробелы.

Аннотация статьи
государственная служба
государственный служащий
реформирование системы государственной службы
государственная гражданская служба
этические стандарты
трудовое законодательство
институт государственной службы
Ключевые слова

Государственная служба является важнейшим элементом административной отрасли права, сложившийся в ходе закономерной эволюции отечественного права и законодательного регулирования государственно-служебных отношений. В современное время в нашей стране он сформирован и структурирован, однако требует постоянного совершенствования, в связи с интенсивным развитием общества. Являясь комплексным социально-правовым институтом, государственная служба не может находиться вне процессов, происходящих в российском обществе.

В современной России модель государственной службы складывается из исторических традиций страны и опоры на недостатки полученного опыта, в виде низкого уровня правовой основы института государственной службы. Исторический опыт становления российских кадровых структур сыграл огромную роль в формировании политики государственной службы современной России, которая, к сожалению, до сих пор имеет ряд проблем. Однако, одновременно с решением проблем происходит модернизация в перспективных для улучшения эффективности государственной службы направлений.

Первоначальной и важнейшей проблемой является тот факт, что в государственной службе тесно связаны нормы не только административного, но и трудового законодательства. Особенностями данного обстоятельства является то, что государство выступает в роли работодателя, а значит в правовой статус государственных служащих включена обязанность государства перед личностью по признанию, соблюдению и защите ее прав, свобод, интересов. К тому же, процесс прохождения службы определен характером осуществления служебной деятельности. В соответствии со статьей 73 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004 года, «Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом» [1]. А все нормы Трудового кодекса Российской Федерации, распространяющиеся на деятельность государственных служащих, применяются с особенностями, предусмотренными иными нормативными правовыми актами о государственной службы. Необходимо отметить, что Трудовой кодекс регулирует отношения граждан, которые вступают на службу и осуществляют трудовые функции, а остальные регулируют статус государственного служащего.

Следующей важной проблемой системы государственной службы в современном обществе является низкий уровень доверия к ней граждан Российской Федерации. Институт государственной службы в современном демократическом обществе выступает связующим звеном между государством и людьми. Слабое доверие к государственным служащим имеет вытекающее последствие недоверия к государственной власти. На мой взгляд, такой показатель возможно преодолеть, модернизируя некоторые направления, например, пресечения коррупционных проявлений среди государственных служащих. На данный момент в России ведется активная политика по искоренению такого явления, как коррупция: согласно статье 8 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 25.12.2008 чиновники обязаны предъявлять сведения «о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» [2].

К тому же, согласно опросу, проведенному Фондом «Общественное мнение» в конце 2020 года, 61% процент россиян считают, что чиновники не справляются со своей работой, и только 19% положительно оценили их деятельность [3].

Это означает, что одной из проблем также, возможно, является уровень эффективности деятельности государственных служащих. Б. Немцов отмечал, что реформа системы госслужбы должна проводиться с опорой на принципы конкурентности, эффективности, ответственности, он считал необходимым внедрение кадровых конкурсов, целью которых является выявление наиболее подходящих и потенциальных кандидатур на данные должности [4].

В последнее время часто ведутся разговоры об этической составляющей в работе государственных служащих. На мой взгляд, это одна из наиболее вероятных перспектив, которую возможно внедрить в уже сложившуюся систему тем более, что она сможет решить некоторые вышеназванные проблемы, в том числе с доверием граждан. В ведущих зарубежных странах этический аспект – это один из ключевых факторов работы государственной службы. Нормативное закрепление единых рамок этических стандартов способствует упорядочению и повышению эффективности в деятельности государственных служащих. Их поэтапное внедрение позволит обеспечить все элементы системы государственной службы обновленными стандартами.

Важной составляющей является повышение качества получения знаний будущими кадровыми сотрудниками в сфере государственной службы. В перспективе важно вести учебные процессы будущих государственных служащих, опираясь на современную обстановку в России и мире, принимаемые нормативные правовые акты, а также на мнение населения. Необходимо постоянно подстраиваться под данный изменяющийся механизм в целях повышения эффективности будущих работников. К тому же, в веке цифровых технологий перспективным направлением является улучшение гибридного формата деятельности государственных служащих.

Исходя из вышесказанного, модно сделать вывод о том, что выбор перспективных направлений улучшения государственных служащих в современной России напрямую зависит от проблем, выявленных в ходе многолетней работы данной системы. Постоянная трансформация института государственной службы должна быть обоснована теоретическими и практическими составляющими. На данный момент пробелами в системе государственной службы являются: низкий уровень доверяя общества к государственным служащим, смешение норм трудового законодательства и административно-правового регулирования, и так далее, а перспективными направлениями в модернизации государственной службы в Российской Федерации являются: способствование развития более открытой для общества системы, работа с кадровыми службами в части противодействия коррупции, внедрение новейших электронных технологий в управленческую и кадровую деятельность, а также совершенствование образования для будущих и работающих специалистов в сфере государственной службы.

Текст статьи
  1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (с изменениями на 24 марта 2021 года) (принят Государственной Думой 7 июля 2004 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 31, 02.08.2004 // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 24.06.21)
  2. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями на 26 мая 2021 года) (принят Государственной Думой 25 декабря 2008 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, N 52, 29.12.2008 // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 24.06.21)
  3. Доминанты. Поле мнений. Выпуск 48. Результаты еженедельных всероссийских опросов ФОМ. Режим доступа: d48chn2020.pdf (fom.ru)
  4. Немцов Б. Стратегия России // Известия. 2003. 25 марта.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа