Главная
АИ #26 (53)
Статьи журнала АИ #26 (53)
Анализ функциональных особенностей программного автоматизированного рабочего мес...

Анализ функциональных особенностей программного автоматизированного рабочего места для поддержки работы дежурного врача

Рубрика

Информационные технологии, телекоммуникации

Ключевые слова

АРМ дежурного врача
дежурный врач
АРМ
автоматизированное рабочее место дежурного врача
поддержка принятия врачебных решений
поддержка документооборота
автоматизация работы дежурного врача

Аннотация статьи

В статье проанализировано автоматизированное рабочее место дежурного врача. Рассмотрены варианты поддержки врача с задачами, связанными с принятием клинических решений и автоматизации работы с документами.

Текст статьи

Автоматизированное рабочее место – согласно определению, приведенному в ГОСТ 34.003-90 – это «программно-технический комплекс автоматизированной системы, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида» [1]. Соответственно, АРМ дежурного предназначен для автоматизации деятельности дежурного врача, к такому раду деятельности можно отнести:

  1. Формирование диагностической гипотезы;
  2. Дифференциальная диагностика и формирование диагноза основного и сопутствующего заболевания;
  3. Рекомендации о плане обследования и лечения больного;
  4. Хранение информации о пациента и назначениях;
  5. Создание электронной истории болезней (ЭИБ) и амбулаторной карты;
  6. Введение дневника истории болезни или амбулаторной карты, отражающих динамику состояния пациента;
  7. Выписка рецептов, талонов и другой медицинской документации;
  8. Формирование эпикриза, статистической отчетности и расчет стоимости пациента.

Также стоит выделить бизнес-процессы дежурного врача:

  • Проведение амбулаторного приема непосредственно в день обращения пациента;
  • Выезд на дом, если это предусмотрено уставом ЛПУ;
  • Запись результатов осмотра пациента;
  • Направление пациента, при наличии показаний, на дополнительные исследования (лабораторные, рентгенологические, функциональные и т.д.);
  • Оформление сопутствующей медицинской документации.

В современных реалиях от врача требуется больше времени уделять пациенту, нежели заполнению документов и прочей бумажной работы. В связи с чем существует необходимость автоматизировать работу дежурного врача при работе с документами. Так же во время постановки диагноза следует принимать во внимание множество факторов, включая индивидуальные особенности пациента, случаи похожих болезней, которые могу значительно повысить скорость и точность постановки диагноза и назначения дополнительных обследований, с чем врачу может помочь АРМ с функцией поддержки принятия врачебных решений.

Автоматизированное рабочее место позволяет экономить на младшем медицинском персонале, врачу больше не требуется ассистент для записи назначений и информации в карту пациента, что позволяет выделять больший бюджет на высококвалифицированный медицинский персонал, обучать уже имеющихся сотрудников, устанавливать конкурентоспособную заработную плату, на уровне частных клиник, или нанимать больший штат.

Среди отечественных разработок были проанализированы следующие программные продукты:

  • МедАнгел;
  • Medesk.

АРМ от компании МедАнгел предоставляет доступ к электронной медицинской карте пациента (ЭМК), которая включает в себя протоколы исследований, консультаций, выписанные эпикризы и результаты лабораторных исследований. Специалист на приеме может открыть и просмотреть ЭМК, перенести информацию в текущий электронный протокол, сравнить динамику показателей. Так же в системе реализован механизм «стандартов лечения». Это означает, что ври выборе диагноза по МКБ-10 программа предлагает заполнить рекомендованные назначения для пациента, которые должны быть предварительно заполнены ответственным специалистом или загружены из электронного источника. Данный АРМ позволяет вести складской учет материалов, что может быть особенно полезно в стоматологии и косметологии. Списание может происходить как в ручном режиме, так и в автоматическом, по заранее заданным расходным нормам [2].

АРМ от компании Medesk позволяет автоматизировать и ускорить процесс заполнения медицинских документов, например, в его функционал входит автопостановка дат, отправка рекомендаций и рецептов по почте, напрямую из приложения, загрузка файлов к протоколу осмотра, автоматическое заполнение личных данных пациента, настраиваемые шаблоны. В системе имеется доступ к обучающим материалам, что означает, что врач в свободное время может самостоятельно повышать свою компетенцию по данному приложению, а это непосредственно повлияет на качество его работы. В дополнение ко всему вышесказанному, система позволяет отслеживать прогресс лечения пациента в ЭМК и имеет анкеты для пациентов [2].

Наряду со всеми преимуществами АРМ, выделяются следующие минусы от их внедрения:

  • В случае, если были закуплено некачественное или маломощное оборудование, то его замена или улучшение может потребовать значительных финансовых вложений;
  • Из-за роста количества АРМ от разных разработчиков есть шанс наткнуться на некачественный продукт;
  • Отсутствие унификации по стране (региону), актуально как для частных клиник, которые используют различные версии коммерческих АРМ от разных производителей, так и для бюджетных ЛПУ, которые, зачастую, используют наработки и готовые продукты местных разработчиков;
  • Неквалифицированный персонал, разрабатывающий, обслуживающий или внедряющий ПО в ЛПУ;
  • Низкий уровень владения компьютером медицинского персонала, врачи в возрасте.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что АРМ позволяют упростить работу врачей во многих моментах, что влечет повышение качества оказания медицинской помощи и, соответственно, повышение уровня жизни населения. В случае дежурного врача, когда прием оказывается зачастую без предварительной записи и в день обращения, АРМ позволяет ускорить работу с документами, постановкой диагноза по МКБ-10 и назначении необходимого лечения, а также из-за валидации данных позволяет избежать ошибок и опечаток со стороны врача.

Но не стоит пропускать обозначенные минусы при использовании АРМ, которые могу перевесить выгоду от использования ПО и повлечь ухудшение качества оказания медицинской помощи, например, врач может слишком много времени тратить на введение корректных данных, которые пройдут валидацию.

Список литературы

  1. ГОСТ 34.003-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения»
  2. Официальный сайт медицинской информационной системы МедАнгел [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medangel.angelsit.ru/ (дата обращения: 20.06.2021).
  3. Официальный сайт медицинской информационной системы Medesk [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.medesk.net/ru/ (дата обращения: 20.06.2021).

Поделиться

1228

Севостьянов Е. В., Клепиков А. К. Анализ функциональных особенностей программного автоматизированного рабочего места для поддержки работы дежурного врача // Актуальные исследования. 2021. №26 (53). С. 40-42. URL: https://apni.ru/article/2674-analiz-funktsionalnikh-osobennostej-programmn

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря