Эффективная практика педагогического опыта: помощь молодому специалисту в подготовке к участию в конкурсе профессионального мастерства

В статье рассматривается проблема подготовки молодого педагога к конкурсам профессионального мастерства с участием педагога-наставника, что является одним из направлений поддержки молодого учителя в школьной образовательной среде.

Аннотация статьи
наставничество
молодой педагог
педагог-наставник
конкурс профессионального мастерства
система подготовки к конкурсу
Ключевые слова

Центральным вопросом современной образовательной политики является вопрос качества образования, которое непосредственно связано с профессиональными компетентностями педагогов. Государство в последнее время проводит целенаправленную работу по повышению престижа и социального статуса учителя. Ожидается, что результатом такой работы станет приток в школы молодых педагогов, таким образом, должен быть решен вопрос нехватки квалифицированных кадров. В этом контексте одной из главных задач школы является помощь в профессиональном становлении молодого учителя.

Одним из путей поддержки начинающего педагога является методическое сопровождение его участия в конкурсах профессионального мастерства, которые можно рассматривать как форму повышения квалификации педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование учителей.

Задачами конкурса профессионального мастерства является выявление талантливых педагогов, оценка профессионализма конкурсантов, повышение престижа учительской профессии.

Однако, очевидно, что, не имея достаточного опыта, молодой педагог вряд ли сможет самостоятельно решить вышеназванные задачи и составить конкуренцию более опытным коллегам, поэтому задача наставника – организовать сопровождение на всех этапах подготовки, проведения и анализа участия в конкурсе.

Официальным конкурсом для молодых педагогов является конкурс «Учитель года России» в номинации «Педагогический дебют». Очный этап конкурса состоит из трёх этапов.

Задача наставника – показать пути решения этих задач, помочь подготовить материалы, направляя усилия молодого коллеги на осмысление и структурирование своего опыта, познакомить с технологией самоанализа, развить умения по оценке своих педагогических находок – все это становится предпосылкой для успешного, в плане повышения профессионального мастерства, прохождения конкурсных мероприятий.

В данном методическом кейсе рассмотрим рекомендации по подготовке к каждому из трёх этапов конкурса «Педагогический Дебют».

Презентация опыта работы

По статистике страх публичного выступления стоит на втором месте после страха смерти. Прежде всего, наставник знакомит молодого коллегу с тем, что самопрезентация – это вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. По данным психологов, публика на 60% воспринимает то, как мы выглядим, на 30% то, как мы говорим, и лишь на 10% - что мы говорим. Следовательно, в данном случае значение имеет не только то, о чем и как говорить, но и как выглядеть.

При формировании первого впечатления одежда всегда воспринимается как знак привлекательности или непривлекательности. Чем больше силуэт одежды приближен к вытянутому прямоугольнику, тем выше статус в глазах воспринимающих – это одежда делового стиля.

При подготовке речи, необходимо объяснить молодому специалисту, что нужно собрать информации больше, чем нужно использовать – это резервные знания, которые могут понадобиться конкурсанту при ответах на вопросы жюри, выступление должно быть записано, каждый абзац должен состоять из трёх – пяти предложений, чтобы их было легко найти при зрительном обращении к тексту.

Наставник может познакомить конкурсанта с методом ассоциации для запоминания текста. Выступление не «с листа» всегда смотрится выигрышно.

Интонационный настрой речи, он должен быть живым, бодрым, настойчивым. Наставник является первым слушателем, следит за орфоэпическими характеристиками речи, ударением. Можно записать речь на диктофон, чтобы прослушать выступление, поработать над скоростью, силой звука, дикцией.

Во время подготовки к выступлению наставник дает рекомендации по мимике и жестам. Конкурсант не должен выступать в застывшем положении, но недопустима и излишняя жестикуляция, которая выглядит как некая суматошность. Нужно стараться избегать закрытых поз – скрещенных рук и ног – это мешает собеседникам в полной мере воспринимать информацию. Выступление перед большим зеркалом или видеозапись помогут проанализировать невербальные средства общения и избежать ошибок.

Чёткий хронометраж выступления, умение отвечать на вопросы, реакция на замечания – показатель мастерства и общей культуры оратора. Период подготовки к самопрезентации – время для наставника, чтобы помочь расставить нужные акценты в выступлении, чтобы не затянуть его с одной стороны и не сделать коротким и обрывочным с другой стороны.

Учебное занятие

Открытое занятие – это центральная, самая напряженная часть конкурсных испытаний. Оно должно раскрыть авторскую методику, продемонстрировать на практике заявленные в самопрезентации положения. Важно построить занятие таким образом, чтобы убедительно и увлекательно проиллюстрировать свои профессиональные умения: не только сообщить знания детям, но и вовлечь их в сотрудничество, активный познавательный поиск, живое общение.

После того, как конкурсант узнает тему открытого занятия, важно помочь молодому педагогу определить цель – заранее запланированный результат, то, чего надо достичь. Вся дальнейшая подготовка будет проходить с учетом того, как это поможет реализовать намеченные цели.

Наставник помогает с выбором эффективных приемов и методов, необходимого и достаточного количества и качества наглядности, соотношение различных форм работы в соответствии с целями, задачами и отобранным содержанием урока.

По итогам подготовительной работы конкурсант пишет и запоминает подробный конспект занятия и составляет план, лучше, если каждый этап урока будет отдельной карточкой, с указанием хронометража. Если во время учебного занятия придется выйти за рамки регламента, нужно опустить какую – то часть плана. С другой стороны, нужно в запасе иметь игру, викторину, творческую работу, которые будут уместны при остатке времени до конца занятия.

Особым этапом предварительной работы является психологическая подготовка. Хорошим приемом является моделирование, проигрывание занятия с различными группами людей: учениками, коллегами, членами семьи.

Самоанализ можно составить заранее, в разрезе темы, целей, задач, структуры урока, применяемых методов и приемов. Если в течение урока учитель заметил в своей работе ошибки, то в самоанализе лучше сказать об этом, спокойно реагировать на замечание жюри.

Публичное выступление

В течение семи минут молодой педагог должен продемонстрировать свою гражданскую и профессиональную позицию по широко обсуждаемой проблеме, связанной с образованием. Конкурсант должен иметь в виду, что публичное выступление – монолог только по форме, по существу же это – диалог. Но реакция слушателей опосредована, о ней нужно догадываться по поведению, выражению лица, жестам слушателей.

Публичная речь должна отражать все характеристики живого разговора, поэтому ее произносят, а не читают.

Каждый этап конкурса – это как бы повторение пройденного. Как и на первом этапе здесь важны внешний вид и речь, невербальные средства общения и деловой этикет.

Данная система работы представляет собой методический кейс. Она является эффективной, если ведется целенаправленно и планомерно.

Текст статьи
  1. Вершина Н.А., Пискунова Е.В. Профессиональное развитие молодого учителя средствами конкурсного движения // Человек и образование. – 2012. – № 2.
  2. Гирба Е.Ю., Светлолобова С.Б., Полковникова О.С., Хохлова Ю.Г. Презентация профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя: учебно-метод. пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 144 с.
  3. Ривкин, Е.Ю. Участие в конкурсах профессионального мастерства учителей / Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч. – 2013. – №5. – С. 111-116.
  4. Электронный журнал Педагогический дуэт. Лучшие практики педагогического наставничества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:file:///C:/Users/user/Desktop/sbornik_pedagogicheski_dueht.pdf (дата обращения 27.09.2020)
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 октября по 29 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
02 ноября
Загрузка в eLibrary
02 ноября
Рассылка печатных экземпляров
10 ноября