Сценарий экономического квеста «Я-хозяин. Я-работник. Я-инвестор. Я-предприниматель»
научный журнал «Актуальные исследования» #27 (54), июль '21

Сценарий экономического квеста «Я-хозяин. Я-работник. Я-инвестор. Я-предприниматель»

В данной статье представлен краткий сценарий экономического квеста «Я-хозяин. Я-работник. Я-инвестор. Я-предприниматель», основанный на заданиях по финансовой грамотности формата PISA. Квест может быть проведен как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.

Аннотация статьи
работник
экономика
финансовая грамотность
обучение финансовой грамотности школьников
инвестор
предприниматель
хозяин
экономические роли
квест
Ключевые слова

Экономический квест «Я-хозяин. Я-работник. Я-инвестор. Я-предприниматель» рекомендуется проводить в рамках изучения курса экономики и финансовой грамотности для учащихся 12-15 лет, актуализируя для школьников тему экономических ролей гражданина в современном обществе. Проведение квеста возможно как в урочной, так и в рамках внеурочной деятельности [1].

Описание мероприятия: квест позволяет участникам освоить разные экономические роли гражданина в обществе. Для этого им нужно выполнять задания на станциях, получая в итоге буквы для ключевого слова.

Цель мероприятия – сформировать понятие о разноплановых экономических ролях гражданина в обществе.

Задачи:

  • Рассмотреть возможные экономические роли гражданина в обществе.
  • Дать представление о каждой экономической роли в отдельности.

Таблица 1

Основные параметры мероприятия

Параметр мероприятия

Характеристика

1

Тема

Экономические роли в обществе

2

Формат

Квест

3

Количество участников

От 4 команд по 4-5 человек

4

Количество операторов площадки

От 4 человек

5

Общая продолжительность

1,5 час

Участники делятся на команды по 4-5 человек. Их задача – выполнить задания на каждой площадке, собирая отдельные буквы ключевого слова, которое необходимо составить по итогам игры.

Организаторами на каждой площадке могут применяться различные типы заданий по финансовой грамотности с учетом возраста участников и необходимых акцентов при актуализации знаний:

  • Задание на нахождение необходимой финансовой информации, явно или неявно представленной в описании ситуации или в тексте задания.
  • Задание на анализ информации, которая дана в нем.
  • Задание на умение оценивать финансовые проблемы.
  • Задание на практическое применение знаний, составление рекомендаций.

Все задания предъявляются на основе определённой жизненной ситуации, понятной учащимся и похожей на возникающие в повседневной жизни. В каждой ситуации действуют конкретные люди, среди которых ровесники учащихся, выполняющих тест, члены их семей, одноклассники, друзья и соседи. Обстоятельства, в которые попадают герои описываемых ситуаций, отличаются повседневностью, и варианты предлагаемых героям действий близки и понятны школьникам. Ситуация и задачи изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно [3, 4].

Для проведения квеста необходимо большое пространство, чтобы площадки находились друг от друга на расстоянии. Каждая площадка обозначена, оснащена столом, стульями (для оператора площадки и членов команд), канцелярскими принадлежностями, материалами с заданиями для команд и для оператора площадки. Площадки имеют следующие названия:

  • Я-хозяин.
  • Я-работник.
  • Я-инвестор.
  • Я-предприниматель.

Правила: Команды по очереди посещают площадки «Я-хозяин», «Я-работник», «Я-инвестор», «Я-предприниматель». Оператор площадки выдает команде задания (2 задания). Время выполнения задания 15 минут. Оператор проверяет задание, при успешном выполнении за каждое задание выдается 1 буква ключевого слова. На одной площадке можно получить максимум 2 буквы. Если остается время, оператор может дать дополнительное задание команде, наградив ее призом при успешном выполнении.

Рис. 1. Пример расположения площадок квеста

Таблица 2

Ход квеста

Этап

Формат и краткое описание

Время

1

Приветствие

Ведущий приветствует участников, объявляет тему и делит участников на команды

5 минут

2

Объяснение правил

Ведущий разъясняет правила квеста и расположение площадок

10 минут

3

Основное время игры

Команды свободно перемещаются между площадками, выполняя задания на любой площадке (2 задания на одной площадке + возможность выполнения дополнительных заданий за призы). За выполненные задания команды получают буквы ключевого слова (1 задание – 1 буква)

4 потока по 15 минут

4

Составление контрольного слова

Команды составляют контрольной слово – экономический термин из собранных на площадках букв и объясняют его значение

5 минут

5

Подведение итогов

Обратная связь, обобщение выводов

10 минут

Итого

90 минут

Пример задания на площадках. Площадка «Я-инвестор» [3, 4]

Задание. Акция или облигация

Потрудившись в летние каникулы в кафе быстрого питания, Лена и Аня заработали по 5 тысяч рублей. – Я на эти деньги куплю себе что-нибудь хорошее. А ты? – спросила Аня подругу. – А я не буду тратить. Я их инвестирую, чтобы к окончанию школы скопить приличную сумму. Попрошу родителей дать мне письменное разрешение на покупку ценной бумаги, акции или облигации, – ответила Лена. – А какая разница между ними? – поинтересовалась Аня. – Я сейчас тебе прочитаю то, что выписала из справочника об акциях. Слушай.

Если купить акцию, то деньги, потраченные на неё, ты уже не вернёшь, но владельцы акций являются собственниками компании и могут участвовать в её управлении.

При покупке облигации потраченные деньги возвращаются, причём с процентами и в строго указанный срок. Владельцам облигаций всё равно, как развивается компания, продавшая облигации, лишь бы она не разорилась. Причина в том, что процент прибыли по облигации заранее известен, он постоянен.

Дивиденд (доход владельца) по акции зависит от успешности бизнеса акционерного общества: он может быть и совсем маленьким, и достаточно большим. Поэтому её доход трудно предсказать. Но если дела у компании идут хорошо, то процент по дивиденду больше, чем по облигации. И ещё: если компания разорится, то владельцам облигаций долги выплачиваются в первую очередь, тогда как акционеры получают лишь остатки после того, как акционерное общество расплатится по всем другим обязательствам.

1. Вместе с Аней выберите информацию, свидетельствующую о большей защищённости облигации. Выберите ВСЕ верные ответы.

  • Деньги, потраченные на акцию, вернуть нельзя, а деньги, потраченные на облигацию, возвращаются с процентами.
  • Владельцы акции являются совладельцами акционерного общества, а владельцы облигаций являются лишь кредиторами (инвесторами).
  • Облигация действует строго определённый срок, а акция действует бессрочно.
  • В случае разорения компании долг владельцу облигации будет почти полностью возвращён, а владельцу акции, возможно, достанется лишь небольшая его часть.
  • Процент по облигации не может быть изменён в течение всего срока её действия.

2. – И все-таки у меня остался вопрос о том, что же лучше купить: акцию или облигацию» – сказала Лена. – А давай их сравним, – предложила Аня. – Посмотрим на их особенности, чтобы решить, что предпочтительнее. Ниже представлены особенности ценных бумаг. Соотнесите их с видами инвестирования. Отметьте ответ в каждой строке.

Рис. 2. Бланк ответов на задание № 2 площадки «Я-инвестор»

Таблица 3

Для оператора площадки «Я-инвестор»

Задание 1

Выдается 1 буква

Ответ 145

Буквы ключевого слова не выдаются

Допущена 1 и более ошибок

Задание 2

Выдается 1 буква

Буквы ключевого слова не выдаются

Допущена 1 и более ошибок

Подведение итогов квеста. Ключевое слово квеста - ИНФЛЯЦИЯ. По две буквы слова выдаются команде при успешном выполнении задания на каждой площадке. После прохождения всех заданий команда, быстрее всех собравшая слово и объяснившая его значение, становится победителем.

Варианты вопросов для обратной связи и обсуждения итогов квеста:

  • Какое задание было самым сложным, а какое самым простым?
  • Какое задание было самым интересным?
  • Какие роли человек выполняет в обществе?
  • Кто такой работник? Кто такой инвестор? Кто такой рачительный хозяин? Кто такой предприниматель?
Текст статьи
  1. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: учебник для 7-8 классов общеобразоват. орг. (предпрофильная подготовка) \ И.В. Липсиц. – 23-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.- 224с.: ил.
  2. Образовательные проекты ПАКК. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.pacc.ru/ Дата обращение 05.07.2021
  3. Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA-2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fmc.hse.ru/data/2020/06/29/1610421926/Приложение%204.5.pdf. Дата обращение 05.07.2021
  4. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / [Г.С. Ковалёва и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, Е.Л., Рутковской. – М.; СПб.: Просвещение, 2020. – 94с.: ил. – (Финансовая грамотность. Учимся для жизни). – ISBN 978-5-09-075991-5
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа