Экономический квест «Я-хозяин. Я-работник. Я-инвестор. Я-предприниматель» рекомендуется проводить в рамках изучения курса экономики и финансовой грамотности для учащихся 12-15 лет, актуализируя для школьников тему экономических ролей гражданина в современном обществе. Проведение квеста возможно как в урочной, так и в рамках внеурочной деятельности [1].
Описание мероприятия: квест позволяет участникам освоить разные экономические роли гражданина в обществе. Для этого им нужно выполнять задания на станциях, получая в итоге буквы для ключевого слова.
Цель мероприятия – сформировать понятие о разноплановых экономических ролях гражданина в обществе.
Задачи:
- Рассмотреть возможные экономические роли гражданина в обществе.
- Дать представление о каждой экономической роли в отдельности.
Таблица 1
Основные параметры мероприятия
№ |
Параметр мероприятия |
Характеристика |
---|---|---|
1 |
Тема |
Экономические роли в обществе |
2 |
Формат |
Квест |
3 |
Количество участников |
От 4 команд по 4-5 человек |
4 |
Количество операторов площадки |
От 4 человек |
5 |
Общая продолжительность |
1,5 час |
Участники делятся на команды по 4-5 человек. Их задача – выполнить задания на каждой площадке, собирая отдельные буквы ключевого слова, которое необходимо составить по итогам игры.
Организаторами на каждой площадке могут применяться различные типы заданий по финансовой грамотности с учетом возраста участников и необходимых акцентов при актуализации знаний:
- Задание на нахождение необходимой финансовой информации, явно или неявно представленной в описании ситуации или в тексте задания.
- Задание на анализ информации, которая дана в нем.
- Задание на умение оценивать финансовые проблемы.
- Задание на практическое применение знаний, составление рекомендаций.
Все задания предъявляются на основе определённой жизненной ситуации, понятной учащимся и похожей на возникающие в повседневной жизни. В каждой ситуации действуют конкретные люди, среди которых ровесники учащихся, выполняющих тест, члены их семей, одноклассники, друзья и соседи. Обстоятельства, в которые попадают герои описываемых ситуаций, отличаются повседневностью, и варианты предлагаемых героям действий близки и понятны школьникам. Ситуация и задачи изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно [3, 4].
Для проведения квеста необходимо большое пространство, чтобы площадки находились друг от друга на расстоянии. Каждая площадка обозначена, оснащена столом, стульями (для оператора площадки и членов команд), канцелярскими принадлежностями, материалами с заданиями для команд и для оператора площадки. Площадки имеют следующие названия:
- Я-хозяин.
- Я-работник.
- Я-инвестор.
- Я-предприниматель.
Правила: Команды по очереди посещают площадки «Я-хозяин», «Я-работник», «Я-инвестор», «Я-предприниматель». Оператор площадки выдает команде задания (2 задания). Время выполнения задания 15 минут. Оператор проверяет задание, при успешном выполнении за каждое задание выдается 1 буква ключевого слова. На одной площадке можно получить максимум 2 буквы. Если остается время, оператор может дать дополнительное задание команде, наградив ее призом при успешном выполнении.
Рис. 1. Пример расположения площадок квеста
Таблица 2
Ход квеста
№ |
Этап |
Формат и краткое описание |
Время |
---|---|---|---|
1 |
Приветствие |
Ведущий приветствует участников, объявляет тему и делит участников на команды |
5 минут |
2 |
Объяснение правил |
Ведущий разъясняет правила квеста и расположение площадок |
10 минут |
3 |
Основное время игры |
Команды свободно перемещаются между площадками, выполняя задания на любой площадке (2 задания на одной площадке + возможность выполнения дополнительных заданий за призы). За выполненные задания команды получают буквы ключевого слова (1 задание – 1 буква) |
4 потока по 15 минут |
4 |
Составление контрольного слова |
Команды составляют контрольной слово – экономический термин из собранных на площадках букв и объясняют его значение |
5 минут |
5 |
Подведение итогов |
Обратная связь, обобщение выводов |
10 минут |
Итого |
90 минут |
Пример задания на площадках. Площадка «Я-инвестор» [3, 4]
Задание. Акция или облигация
Потрудившись в летние каникулы в кафе быстрого питания, Лена и Аня заработали по 5 тысяч рублей. – Я на эти деньги куплю себе что-нибудь хорошее. А ты? – спросила Аня подругу. – А я не буду тратить. Я их инвестирую, чтобы к окончанию школы скопить приличную сумму. Попрошу родителей дать мне письменное разрешение на покупку ценной бумаги, акции или облигации, – ответила Лена. – А какая разница между ними? – поинтересовалась Аня. – Я сейчас тебе прочитаю то, что выписала из справочника об акциях. Слушай.
Если купить акцию, то деньги, потраченные на неё, ты уже не вернёшь, но владельцы акций являются собственниками компании и могут участвовать в её управлении.
При покупке облигации потраченные деньги возвращаются, причём с процентами и в строго указанный срок. Владельцам облигаций всё равно, как развивается компания, продавшая облигации, лишь бы она не разорилась. Причина в том, что процент прибыли по облигации заранее известен, он постоянен.
Дивиденд (доход владельца) по акции зависит от успешности бизнеса акционерного общества: он может быть и совсем маленьким, и достаточно большим. Поэтому её доход трудно предсказать. Но если дела у компании идут хорошо, то процент по дивиденду больше, чем по облигации. И ещё: если компания разорится, то владельцам облигаций долги выплачиваются в первую очередь, тогда как акционеры получают лишь остатки после того, как акционерное общество расплатится по всем другим обязательствам.
1. Вместе с Аней выберите информацию, свидетельствующую о большей защищённости облигации. Выберите ВСЕ верные ответы.
- Деньги, потраченные на акцию, вернуть нельзя, а деньги, потраченные на облигацию, возвращаются с процентами.
- Владельцы акции являются совладельцами акционерного общества, а владельцы облигаций являются лишь кредиторами (инвесторами).
- Облигация действует строго определённый срок, а акция действует бессрочно.
- В случае разорения компании долг владельцу облигации будет почти полностью возвращён, а владельцу акции, возможно, достанется лишь небольшая его часть.
- Процент по облигации не может быть изменён в течение всего срока её действия.
2. – И все-таки у меня остался вопрос о том, что же лучше купить: акцию или облигацию» – сказала Лена. – А давай их сравним, – предложила Аня. – Посмотрим на их особенности, чтобы решить, что предпочтительнее. Ниже представлены особенности ценных бумаг. Соотнесите их с видами инвестирования. Отметьте ответ в каждой строке.
Рис. 2. Бланк ответов на задание № 2 площадки «Я-инвестор»
Таблица 3
Для оператора площадки «Я-инвестор»
Задание 1 | |
Выдается 1 буква |
Ответ 145 |
Буквы ключевого слова не выдаются |
Допущена 1 и более ошибок |
Задание 2 | |
Выдается 1 буква | |
Буквы ключевого слова не выдаются |
Допущена 1 и более ошибок |
Подведение итогов квеста. Ключевое слово квеста - ИНФЛЯЦИЯ. По две буквы слова выдаются команде при успешном выполнении задания на каждой площадке. После прохождения всех заданий команда, быстрее всех собравшая слово и объяснившая его значение, становится победителем.
Варианты вопросов для обратной связи и обсуждения итогов квеста:
- Какое задание было самым сложным, а какое самым простым?
- Какое задание было самым интересным?
- Какие роли человек выполняет в обществе?
- Кто такой работник? Кто такой инвестор? Кто такой рачительный хозяин? Кто такой предприниматель?