Введение. Самостоятельная работа как педагогическая категория имеет сложный, многоаспектный характер. Изучением этого феномена занималось огромное количество как отечественных (Ф.П. Факунова, Е.К. Борткевич, М.Г. Гарунов, В. Граф, О.В. Долженко, И.И. Ильясов, В.А. Казаков и др.), так и зарубежных исследователей (Ф. Янушкевич, C.W. Taylor, W.M. Alexander, V.A. Hines) и в первую очередь дидактов (П.И. Пидкасистый, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Б.И. Коротяев).
Методы исследования. В процессе написания статьи применялись методы анализа теоретических источников, синтез, классификация и обобщение.
Без самостоятельной работы практически невозможно подготовить качественного специалиста, отвечающего требованиям времени и способного преобразовывать окружающую действительность.
Самостоятельная работа имеет множественность формулировок и трактовок, которые зависят от различных факторов или целей, сформулированных в образовательном процессе. Например, одной из актуальных проблем дидактики, педагогической психологии является формирование мотивации учебной деятельности будь то школьника или студента, поскольку качество обучения в вузе зависит именно от этого фактора. Поэтому умение самостоятельно приобретать новые знания является одним из условий и одной из задач любого высшего учебного заведения.
Умение самостоятельно работать является также важнейшей составляющей процесса компетентности любого специалиста, наряду с такими составляющими как профессиональные знания, профессиональная деятельность, наличие профессионально значимых качеств личности [4, с. 248]. Следует отметить, что именно самостоятельная работа направлена на выстраивание индивидуальной траектории студента в образовательном процессе, которая способствует формированию рефлексивного мышления и требует от обучающегося воображения, изобретательности, интуиции [7].
Но самое существенное и основное назначение самостоятельной работы – это её взаимодействие с познавательной активностью, для развития которой самостоятельная работа является одним из главных резервов.
В психолого-педагогической науке накоплен огромный опыт в области различных аспектов, касающихся эффективности образования. Но при рассмотрении данного вопроса особое место отводится рассмотрению феномена самостоятельности в обучении самостоятельной работы. Преподаватели вузов, нацеленные на высокую результативность образовательного процесса, постоянно задаются вопросом – какой должна быть самостоятельная работа студентов, в каких формах она должна осуществляться. Многие ученые специально посвятили свои исследования проблемам самостоятельной работы обучающихся (К.Д. Ушинский, А.В. Малянова, Б.П. Есипов, Б.И. Левицкая, Т.Н. Шипилова). Следует отметить, что эффективность в становлении самостоятельной, активной и целеустремленной личности важнейшая роль отводится педагогическому мастерству преподавателя.
Рассмотрим некоторые позиции ученых-исследователей в области самостоятельной работы студентов.
Так Л.Н. Вахрушева установила взаимосвязь качественной самостоятельной работы у студентов и качественным управлением образовательным процессом.
Требования Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования, предусматривающего необходимость обучения самостоятельной работе студентов при реализации образовательной программы, требует от педагогов поиска качественных и эффективных приемов, которые будут способны сделать процесс обучения эффективным и качественным.
Л.Н. Вахрушева отмечает, что целью самостоятельной деятельности является развитие познавательных способностей обучающихся, при реализации образовательной программы, осуществляемых посредством организации мероприятий. По мнению автора, основная цель обучения студентов – это необходимость обучения навыкам самостоятельной работы в учебном процессе. В таком случае самостоятельная работа студентов в контексте познания выступает как интегративное понятие [4, c.10].
Другой подход, связанный с реализацией требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионально образования в области требований обучения самостоятельности студентов, рассматривает «самостоятельную работу» как способность к анализу и синтезу учебного материала, умение классифицировать учебные материалы, поставить цель, сформулировать гипотезу, которая должна быть подтверждена или опровергнута. Основная идея Е.Я. Городецкой сосредоточена не на ориентацию в использовании привычных в образовательном процессе форм обучения таких как лекции, семинары, практические занятия, а также ориентация на самостоятельный поиск информации, конструирование собственного знания, планирование собственных действий, получение конкретного продукта, его оценка и рефлексия о проделанной работе [5, с.34].
Наиболее эффективным средствам развития познавательных умений студентов и формирования у них самостоятельности в процессе обучения в вузе, как считает Е.Я. Городецкая, выступает самостоятельная работа – одна из главных резервов развития познавательной активности будущих специалистов [5, с. 33].
Неоценимость самостоятельной работы студентов важна для развития творческого потенциала, как одного из компонентов познавательной активности студента. При должной организации самостоятельная работа студентов в процессе изучения учебных дисциплин может обеспечить полное, глубокое, активное и творческое усвоение знаний, формирование профессиональных, познавательных умений и навыков, способствовать развитию креативности, ответственности, инициативности студентов, заложить основы индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности [6, с. 169].
При этом, необходимость перехода от уже приобретенных знаний к самостоятельному приобретению знаний, которые будут полезны при освоении будущей профессии осуществляется путем «самостоятельности в обучении» как возможности приобретения новой информации. Мобилизация способностей при выполнении самостоятельной работы, развитие самоорганизационных навыков, повышение значимости выполняемой работы являются промежуточными результатами постоянной самостоятельной работы студентов [4, c.248].
Самостоятельная работа, рассматриваемая как мотивация учебной деятельности, направлена на развитие таких умений как самостоятельно мыслить, анализировать, самостоятельно добывать информацию, выбирать правильное из огромного количества информации [1, c.45].
В условиях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе вуза самостоятельная работа рассматривается как профессиональная компетенция. Поэтому доля самостоятельной работы студентов возрастает, а процесс обучения больший акцент делает не на преподавании, а на учении. Что требует от студентов сформированности системы умений, навыков и культуры самостоятельной деятельности студентов [2, с.182].
Таким образом, рассмотренное понятие «самостоятельная работа» с точки зрения разных авторов позволяет рассматривать самостоятельную работу как вид деятельности, направленный не только на организацию учебной деятельности студента, но и на развитие дополнительных организационных навыков студента таких как самоорганизация, понимание своей цели, повышения значимости обучения. Анализ приведенных некоторых теоретических источников позволяет выявить все существующие различные точки зрения на сущность самостоятельной работы и определить её эффективность
Заключение. В педагогической науке рассматривают два различных термина «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность», которые отличаются Самостоятельна работа стимулирует мотивы к обучению. Самостоятельность студентов в процессе обучения – это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством педагога. Таким образом, понятия «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность» в фокусе образовательного процесса ориентированы на выполнение какого-либо вида работы, ориентированного на повышение мотивационной составляющей. Анализ понятия «самостоятельная работа (самостоятельность)» с точки зрения различных авторов позволяет отметить, что они не противоречат, а в какой-то степени дополняют друг друга. Самостоятельная работа студентов при реализации образовательной программы способствует более полному погружению обучающихся в профессиональную сферу знаний и при этом повышает мотивацию к обучению.