В настоящее время дистанционное обучение является одним из перспективных направлений в образовании. Оно позволяет осуществлять подготовку кадров без отрыва от производства, получать образование за пределами своего города или региона. Для организации дистанционного обучения многие образовательные учреждения организуют учебные порталы. Они представляют собой ресурсы, которые содержат учебные материалы, задания для самостоятельного выполнения, тесты для самопроверки.
Всё это стало возможным благодаря развитию информационных технологий и интернета [1].
Сегодня, когда обучение из сиюминутного, из общения учителя и ученика, в силу необходимости, перешло в дистанционное, необходимо понять, когда возникла данная форма обучения и что послужило фактом для его возникновения и развития, а также разобраться в методологии данного обучения.
Обратимся к истории. В 1995 году в России обратились к концепции по развитию дистанционного обучения. Данная форма позволила улучшить и увеличить доступ к получению среднего и высшего профессионального образования. Учебный процесс видоизменился, повысилось качество образования. Первоначально данный формат обучения назывался «электронным обучением». Министерство образования документально разрешило проводить экспериментальное дистанционное обучение в 1997 году в России.
Вначале дистанционное обучение в России заметно отставало от Европы. В Европе данный вариант появился ещё в конце XVIII века и считался началом истории образования на расстоянии. В странах Европы в это время появился термин «корреспондентское обучение», введённый Исааком Питманом, преподавателем стенографии в Великобритании. Слушатели общались с педагогами, получали учебные материалы и сдавали экзамены, прибегая к почтовой связи.
Питман был человеком демократичных взглядов и придерживался мнения, что высшее образование должно быть доступно всем желающим вне зависимости от их религиозных предпочтений, национальности и финансового состояния. Его мировоззрение было перенято американской писательницей Анной Тикнор, создавшей в 70-е годы XIX столетия систему удалённого обучения для женщин. Авторская программа корреспондентской учебы, разработанная Рейни Харпером из Иллинойса, США, пользовалась не меньшей популярностью. Вскоре учебные заведения заинтересовались методикой образования на расстоянии, и уже в 1892 году в Чикагском университете открылся первый факультет дистанционного обучения [2].
В XХ веке первый университет, практикующий именно новую дистанционную форму профессионального воспитания и развития, зародился в Великобритании в 1969 году. Первый вариант дистанционного обучения строился на основании почты: обучающийся получал письма с заданиями, выполнял их и отправлял по указанному адресу решения.
Развитие технологий и появление телеграфа, радио и телефона, а впоследствии и телевидения привело к тому, что в 50-х годах появились учебные передачи, не подразумевающие обратной связи. Данный вид обучения прошёл несколько периодов развития и принёс свои элементы, используемые и сегодня.
С течением времени дистанционное обучение видоизменялось, приобретая новые формы общения, и сегодня мы можем выделить этапы становления дистанционного обучения.
Первый этап – общение учителя и ученика происходило с помощью телефонов, почты и компьютеров. Педагог связывался с одним или несколькими учениками поочерёдно или одновременно и проводил занятие. Изучение материала проходило бессистемно, а средства обучения применялись вне комплексного метода.
Второй этап – в данный период создавались специализированные программы для обучения на компьютере и записывались видео-лекции. Распространение получили программы на видео- и аудиокассетах.
На третьем этапе с развитием интернета произошло активное развитие обратной связи благодаря возможностям интернет-сети. Связь «многих со многими» обусловила появление мощного массива информации, неограниченного ни временными рамками, ни географическими.
В наше время происходит реализация четвёртого этапа, основанного на комплексе виртуальных и тренинговых техник обучения. Интеграционное обучение стало полноценной заменой очному ввиду широкого использования коммуникационных систем, позволяющих неограниченно делиться информацией в самых разнообразных форматах. Благодаря этому сегодня создаются специальные программы для дистанционного обучения. Но необходимо заметить, что дистанционное обучение эффективно только для гуманитарных дисциплин.
Удаленное обучение в России предполагает несколько уровней:
Школьный. Среднее образование в России может быть получено тремя способами: онлайн-занятия вкупе с классическими уроками в школе, занятия с преподавателем в специализированных киберклассах, самообразование без стороннего контроля.
Такие способы дистанционного обучения доступны не только школьникам, но и взрослым, не получившим аттестат о среднем образовании по разным причинам, а также лицам, проживающим за границей и находящимся в местах заключения.
Средний профессиональный. Перечень специальностей, доступных для удалённого обучения, довольно ограничен. По большей части в него входят профессии из области экономики, бухгалтерского учёта, менеджмента, компьютерных и информационных систем, гостиничного бизнеса и педагогики. Студент также обязуется лично присутствовать при сдаче государственных экзаменов и защите диплома.
Высший. Список факультетов с дистанционным обучением в высших учебных заведениях значительно шире, что объясняется богатой материально-технической базой университетов и институтов, позволяющей проводить лабораторные работы, лекции и онлайн-семинары. Студент также обязуется лично присутствовать при сдаче государственных экзаменов и защите диплома.
Дополнительный. Дистанционные курсы по различным направлениям пользуются немалой популярностью в последнее время. Среди них – профессиональная переподготовка, повышение квалификации, углубление знаний и прочие [3].
Технологии и средства дистанционного обучения.
В основе базовой технологии дистанционного обучения лежит технология, построенная на использовании интернета и его возможностей. Средством данного образования являются дистанционные курсы и иные дополнительные средства: электронная почта, Skype, электронные библиотеки.
Дистанционное обучение в отечественных вузах возможно только на платной основе. Притом стоимость такого обучения будет гораздо привлекательнее, чем на очном или заочном отделении. Как правило, дистанционное обучение позволяет сэкономить не только время на дорогу до ВУЗа, затраты на передвижение, но и стоимость образовательных услуг. Данный формат обходится студентам примерно на треть дешевле, чем очникам и на четверть дешевле, чем заочникам. Обратите внимание, что качество профессиональной подготовки при этом не страдает, так как оно в любом случае зависит от желаний и усилий обучающегося.
Но стоит отметить, что дистанционное обучение имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинство – это то, что оно доступно практически всем, но только при наличии компьютера, умения им пользоваться и при наличии выхода в интернет.
Недостатки – медицинские проблемы со зрением, отсутствие «живого» общения с сокурсниками, преподавателем и студентом. Выпускники дистанционного обучения не могут найти работу. Работодатели скептически относятся к данному виду образования.
И, пожалуй, самый главный недостаток заключается в отсутствии практики. Поэтому дистанционкой пользуются те, кто уже работает в определённой области и желает пополнить свой объём знаний, необходимых для работы.
Проверить готовность и состояние дистанционного обучения всем обучающимся пришлось по принуждению в 2020 году из-за угрозы распространения нового вируса Covid-19.
Начиная с конца марта и в плоть до конца 2019-2020 учебного года все школьники и студенты перешли на дистанционное обучение. Скорость развития и внедрения инноваций в области технологий обучения обусловила высокую конкурентную базу на рынке образовательных услуг, что явилось катализатором непрерывного улучшения качества дистанционных образовательных курсов, поэтому сегодня мы с уверенностью можем говорить о конкурентоспособности, эффективности и перспективах данной модели образования.