Выбор метода эмпирического исследования является одним из ключевых этапов в исследовании социальных явлений. Выбор метода исследования зависит от типа исследовательского интереса автора научной работы. Таких типов может быть два: первое – изучение общего закономерного – реализуется за счет количественных исследований, второе – интерес к частному, специфическому – реализуется путем качественных исследований. Помимо типа исследовательского интереса, большое значение имеет специфика выбранной темы. Например, для изучения социальных феноменов наиболее эффективным являются качественные методы исследования, а для изучения социальных проблем – количественные.
Влияние контента, публикуемого интернет-СМИ, на формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи является социальным феноменом, что говорит о том, что наиболее результативным будет выбор качественного метода исследования для углубленного изучения проблематики.
Объектом данного исследования является – метод исследования формирования ценностных ориентаций молодежи под воздействием контента интернет-СМИ, предметом – выбор метода исследования формирования ценностных ориентаций молодежи под воздействием контента интернет-СМИ.
Рассмотрим подходы разных авторов к выбору метода исследования формирования ценностных ориентаций молодежи под воздействием контента интернет-СМИ.
Н.В. Белоножко в своей работе с помощью экспертного опроса опрашивала респондентов, имеющих непосредственное отношение к регулированию сферы духовно-нравственного развития личности и информационного пространства социума: представителей органов государственной власти и местного самоуправления, представителей средств массовой информации. Преимуществом этого исследования стала прозрачность и понятность интерпретации полученных результатов. Однако результаты исследования продемонстрировали только мнение общественности о проблеме влияния СМИ на формирование личности молодых людей, но не показали реальных результатов, которые могут доказать, что влияние СМИ на формирование личности действительно существует [1].
С.В. Гуськова и В.Н. Левина для изучения механизмов формирования ценностей и поведенческих приоритетов студенческой молодежи под воздействием текстов конвергентных СМИ сформировали группу испытуемых, состоящую из молодых людей. Модератор заранее определил проблематику исследования и подобрал соответствующий материал (выдержки из журналов). Были сформулированы ключевые вопросы, на которые должны ответить респонденты. Затем, последовательно задавая ключевые вопросы, модератор предельно точно фиксировал ответы аудитории с помощью аудио- и видеозаписывающих устройств. Замеры, проводимые с использованием подобной методики, позволили определить специфику влияния контента СМИ на формирование ценностей молодежной аудитории в динамике. Однако отрицательной стороной такого исследования стала сложность в интерпретации результатов и высокий процент субъективизма в их интерпретации [2].
И.В. Привалова и Н.В. Купцова провели массовый опрос с помощью анкеты в несколько этапов:
- 2011 г. – опрос студентов, получающих высшее образование;
- 2013-2014 гг. – опрос студентов, получающих средне специальное образование.
Такой метод обеспечил прозрачность и понятность интерпретации полученных результатов [3].
Э.А. Урбанович в своем исследовании применил метод ранговой оценки, анкетирование и контент-анализ. Анкетирование было анонимным, включало в себя закрытые и открытые вопросы. В ходе него респондентам задали вопросы, касающиеся источников, которыми они регулярно пользуются, и уровня доверия к публикуемой там информации. Данные, полученные с помощью опроса, сопоставлялись с данными, полученными в ходе анализа информации, публикуемой Фондом Развития Интернета.
Первая часть исследования – ранжирование ценностей – проводилось с использованием бланков и было анонимным. Каждому подростку предлагали два списка ценностей. В этом списке им было необходимо проранжировать ценности от наиболее значимой для респондента (1 место) до наименее значимой (18 место). Вторая часть исследования – анонимное анкетирование, посвященное выявлению характера воздействия СМИ на формирование ценностных ориентаций подростка.
Третья часть исследования – контент-анализ школьной газеты «Стрекоза», где объектом анализа стали смысловые единицы, включающие в себя высказывания о жизненных ценностях. Авторы проанализировали каким ценностям школьники уделили наибольшее внимание при составлении газеты [4].
Автор описал логические связи между переменными, а социальное многообразие других, не изучаемых связей осталось «за скобками» исследовательского интереса. Комплекс различных методов исследования позволил автору всесторонне подойти к изучаемой проблеме, не только напрямую спросить у школьников, какие ценности для них важны, но и наглядно увидеть, чему они уделяют наибольшее внимание, когда самостоятельно создают контент, и какой из этого самодельного контента на них в большей степени влияет.
Проанализировав содержание научных работ Белоножко Н.В., Гуськовой С.В., Левиной В.Н., Приваловой И.В., Купцовой Н.В., Урбановича Э.А., мы можем сделать следующие выводы.
- Наибольшее количество недостатков выявлено у экспертного опроса, как метода исследования влияния СМИ на формирование ценностей личности. Это связано с тем, что экспертный опрос дает только внешнюю оценку данному социальному феномену. Полученные данным методом результаты не определяют существует ли влияние СМИ на личность, и какова степень этого влияния. В исследовании выбранной темы данный метод категорически не подходит.
- Проведение такого количественного метода исследования, как опрос, имеет, как положительные, так и отрицательные стороны при исследовании данной проблематики. С помощью опроса, а в особенности интернет-опроса, можно наименее трудозатратно собрать информацию и проследить логические связи между переменными, что важно в изучении влияния одного процесса на другой. Но недостатком массового опроса является то, что на уровне частного, индивидуального, на уровне нарратива могут проявляться факторы, которые невозможно заложить с помощью исследовательских программ анкетирования, поскольку они изначально не были «заложены» в программу исследовательского видения ситуации извне.
- Комплексное фокус-групповое исследование позволяет определить специфику влияния контента СМИ на формирование ценностных ориентаций молодежной аудитории. Применение этого метода помогает получить ответы аудитории в ходе непосредственного общения с ней модератора и оценить уровень речевой культуры, что важно при рассмотрении ценностей поколения. Также преимуществом данного метода исследования является то, что модератор фокус-группы может делать отдельные пометки на бумаге или электронном устройстве. Это важный аспект, поскольку значение в данном случае могут иметь не только вербальные ответы испытуемых, но и невербальные средства выражения мыслей, чувств и эмоций. Основная сложность в использовании этого метода состоит в правильной расшифровке и интерпретации полученных результатов. В процессе проведения исследования члены группы могут говорить одновременно и перебивать друг друга, что создаст определенную сложность для модератора либо в фиксировании получаемой информации, либо в расшифровке зафиксированной на электронном носителе информации.
- В случае с исследованием ценностей, важную информацию могут содержать результаты контент-анализа местного интернет-СМИ. Его можно использовать в качестве отдельного метода исследования.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что наиболее подходящим эмпирическим методом исследования влияния интернет-СМИ на формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи является комплексное фокус-групповое исследование. Фокус-группа поможет выяснить личную информацию от каждого члена группы, которая закрыта для количественных измерений, а также оценить не только вербальные, но и невербальные проявления коммуникации респондентом.