Главная
АИ #27 (54)
Статьи журнала АИ #27 (54)
Патриотическое воспитание в системе дополнительного образования детей и подростк...

Патриотическое воспитание в системе дополнительного образования детей и подростков

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

патриотизм
гражданская позиция
историческое прошлое
героизм
самоидентичность
самосознание

Аннотация статьи

В статье раскрывается важность воспитания патриотических чувств в современном молодом поколении. Приводится пример организации деятельности по патриотическому воспитанию в подростковых клубах по месту жительства. Рассматривается важность патриотизма для благополучного будущего страны.

Текст статьи

В современном российском обществе последние несколько лет наблюдается повышенный интерес к воспитанию патриотизма в подрастающем поколении. Со стороны государства создаются и поддерживаются различные проекты и программы, направленные на воспитание патриотических чувств к своей Родине.

Это обусловлено тем, что воспитание патриотических чувств является основополагающей задачей государства. Ведь готовность отстаивать свою личную гражданскую позицию, и интересы своего государства – показатели здоровой и взрослой личности, способной к совершенствованию не только себя, но и своего окружения. Чувства подлинного, не ложного патриотизма, способны обеспечить стабильность и безопасность любого государства. Здесь следует пояснить, что вкладывается в понятие «ложного патриотизма». Это использование символики и военной одежды с точки зрения моды и популярности, но не с позиции уважения и понимания значения этих символов.

Патриотизм обычно рассматривается как самоотверженная любовь к своему отечеству, готовность стать на его защиту. Но не только это. Патриотизм еще заключается в подлинном знании своих корней и особенно своей истории, истории побед и поражений. Именно это обуславливает восприятие патриотизма как очень сложного и многогранного явления. В своем составе он соединяет множество факторов: социальные, политические, экономические, культурные, исторические. Патриотизм так же не может быть отделен от чувственно-эмоциональной сферы, ведь любовь к своему отечеству не может быть оторвана от свойственных человечеству чувств и эмоций. Таким образом патриотизм, является важнейшей составляющей духовно-нравственного воспитания личности, а также является отражателем ее социального значения.

Еще с самых древних времен патриотизм рассматривался великими философами и учеными в качестве движущей силы общественного развития и государственной стабильности. Самыми ранними авторами, затрагивающими патриотизм в своих трудах, были: Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон. Позже патриотизм был предметов размышления Ф. Бэкона, Ж.Ж. Руссо, Монтескье и другие. Что качается современности, то на сегодняшний день не перестает быть актуальной тема патриотизма, которая с каждым годом все больше расширяет свои границы исследования

Вот что говорится о воспитании патриотизма в современном российском обществе: «Патриотизм – составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» [1, с. 10].

В понятие патриотизма включается несколько факторов:

  • это преданность и любовь к своей родине, государству, месту, где родился и вырос, которая выражается в способности и готовности отстаивать ее интересы и безопасность;
  • это изучение истории своего отечества, от самых истоков и до наших дней, знание и сохранение своих собственных корней, самоидентичности;
  • это сопричастность истории своей родины, в готовности действовать в ее интересах и на благо отечества;
  • это воспитание активной гражданской позиции, проявление заботы о малой и большой Родине, корректировка собственных интересов согласно интересам своего государства.

Патриотическое воспитание задача настолько актуальная в современном мире, что Правительством РФ была создана и утверждена программа на 2016-2020 года, по воспитанию патриотически настроенного молодого поколения. В данной программе прописано множество видов и форм работы по формированию патриотических чувств [2].

В системе основного и дополнительного образования детей и подростков, так же существует возможность развития патриотических программ. К примеру, в общеобразовательной школе организовываются кадетские классы, где детей обучают военному делу. Пусть это не всегда целенаправленный процесс подготовки военных и стражей порядка, но все равно имеет позитивный момент. Особенно в отношении воспитания чести, доблести, ответственности и дисциплины.

В дополнительном образовании примером может служить создание клубов патриотического воспитания. Мы в данной статье приведем один из таких клубов, в городе Белгороде. Это подростковый клуб по месту жительства имени воина-интернационалиста Вадима Чеченева структурное подразделение МБУДО «Юность» г. Белгорода

Работа в подростковом клубе проходит в тесном сотрудничестве с Городским союзом ветеранов Афганистана, Молодежным советом территорий, Военно-патриотическим клубом «Крылья Белгородчины», Областным наркологическим диспансером. В течении всего года проводятся совместные мероприятия с различными организациями, а самое главное непосредственное общение с воинами афганской и чеченской войны.

Вся деятельность подобных организаций направлена на формирование у молодого поколения патриотических чувств, знакомство их с лицами, непосредственными участниками военных действий, приобретение навыков военного дела. Через патриотические программы воспитания и развития, игры и мероприятия у подростков формируются знания истории собственной страны, желание проявлять свою активную жизненную позицию полноценного гражданина, а также понимание роли собственной личности в судьбе страны.

В итоге следует сказать, что патриотическое воспитание молодого поколения – одна из главных задач молодежной политики в стране. Без воспитания патриотизма невозможно рассчитывать на благополучное историческое будущее. Именно потому сейчас так активно проходят акции «Бессмертный полк», «Парад Победы», и многие другие. Такие мероприятия приобщают к историческому прошлому народа и особенно к его героизму во благо отечества.

Список литературы

  1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://C:/Users/HP/Desktop/Gospotriotprogramma.2016_2020.pdf (дата обращения: 28.11.2016).

Поделиться

3695

Топилина С. А. Патриотическое воспитание в системе дополнительного образования детей и подростков // Актуальные исследования. 2021. №27 (54). С. 52-54. URL: https://apni.ru/article/2685-patrioticheskoe-vospitanie-v-sisteme-dopolnit

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января