К вопросу о коррекции дезадаптивного поведения посредством включения в социально-психологический тренинг

В статье рассматривается вариант коррекции дезадаптивного поведения. Кратко обозначена взаимосвязь дезадаптивного поведения и деформации в основных сферах развития личности. Представлены результаты включения в социально-психологический тренинг.

Аннотация статьи
девиантное поведение
социально-психологический тренинг
трудности в социальной адаптации
дезадаптивное поведение
Ключевые слова

 современном мире не теряет своей актуальности работа по преодолению социальной дезадаптации. Спектр трудностей в социальной адаптации обширен. Крайним проявлением становится противоправное поведение. Одним из направлений по преодолению данного феномена является психокоррекционное воздействие посредством включения в тренинговую работу.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством в отряде по хозяйственному обслуживанию на момент проведения работы отбывали наказание осужденные к лишению свободы:

а) за преступления, совершенные по неосторожности. Для этих лиц, совершивших неосторожные преступления, характерны два фактора, приведших к преступлению, - опьянение и тревожность (4 чел., 10 %).

б) за умышленные преступления небольшой и средней тяжести – это, в основном, лица, совершившие преступления против собственности. Для них характерна: излишняя подозрительность, недоверчивость, тревожность, они заняты удовлетворением своих интересов, свойственна некоторая ограниченность, внимательность к мелочам. Им свойственно сильное внутреннее напряжение, фрустрированность, возбужденность, раздражительность, слабое чувство порядка. Они наиболее склонны к созданию групп отрицательной направленности, азартным играм, употреблению спиртных напитков, наркотиков (23 чел., 57,5 %).

в) за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Для осужденных склонных к употреблению наркотических веществ характерна аффективная ригидность, подозрительность, фиксированность на своем психическом и соматическом состоянии, стойкая система антиобщественных взглядов и представлений, трудно преодолимых убеждений (13 чел., 32,5 %).

Общая численность отряда 40 человек.

Выборка участников тренинга осуществлялась методом случайного отбора. Так как наше экспериментальное исследование попадает под определение полевого эксперимента, то данный метод является оправданным.

Отметим, что в нашем случае нужно работать с небольшой выборкой (6 человек), в которой распределение признака отлично от нормального. Это стало основанием для выбора методов математической статистики, а именно непараметрических методов.

В тренинге приняли участие 6 осужденных мужчин в возрасте от 20 до 30 лет.

Экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

В ходе первого осуществлялось измерение показателей дезаптационного поведения осужденных и определение уровней дезадаптации: высокого, среднего и низкого, - различающихся степенью выраженности показателей исследуемого феномена. Нами были сформированы экспериментальная и контрольная группы из осужденных мужчин отряда по хозяйственному обслуживанию. С испытуемыми экспериментальной группы осуществлялась коррекционная работа по специально разработанной нами тренинговой программе, с испытуемыми контрольной группы занимались воспитатели и психологи учреждения в рамках плановых мероприятий.

На констатирующем этапе эксперимента было установлено, что дезадаптивное поведение осужденных во многом связано с нарушениями (деформациями) в основных сферах развития личности, поэтому коррекционная работа, осуществляемая в ходе формирующего эксперимента, была направлена не только на снижение общего уровня дезадаптации, но и на устранение деформации в вышеназванных сферах.

В процессе коррекционной деятельности удалось добиться значимых изменений в мотивационно-потребностной, эмоциональной, волевой и ценностно-смысловой сферах личности осужденных. Так результатами разработанной и реализованной программы стали статистически значимые изменения по нескольким симптомокомплексам, отражающим деформации мотивационно-потребностной сферы, а именно «асоциальность» – 4,048; p ‹0,001; «тревожность по отношению к окружающим» – 2,0782; p ‹0,01; «враждебность по отношению к окружающим» – 2,620; p ‹0,013. Так же коррекция в эмоциональной сфере осужденных произошла по таким симптомокомплексам, как «депрессия» – 1,693; p ‹0,05 и «невротическая симптоматика» – 1,880, p ‹0,05.

Коррекция деформации в волевой сфере осужденных происходила во время формирующего эксперименты по двум направлениям: «умение различать гармоничные и напряженные состояния своего организма», которое к концу эксперимента удалось развить у 97 % испытуемых и «практическое умение снятия психофизического напряжения», которое к концу эксперимента было сформировано у 100 % осужденных. У испытуемых получили развитие волевые качества самоконтроль и саморегуляция, следовательно, осужденные стали целеустремленней, при обрели навыки владения собой.

Положительные изменения также наблюдались и в ценностно-смысловой сфере личности. В процессе работы участники усваивали новые ценности, расширялся их диапазон. У осужденных развился интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей, стала возникать необходимость самоопределения и выбора жизненного пути.

В ходе формирующего эксперимента также произошли изменения в уровне самооценки осужденных. Возросло число имеющих адекватную самооценку (с 17 % до 83 %), снизилось число тех, кто имеет неадекватную самооценку с 83% до 17%. Самооценка осужденных стала более обоснованной, критичной, осмысленной, что указывает, соответственно, на развитие навыков рефлексии и рост самосознания.

В процессе работы у испытуемых значительно снизился общий уровень дезадаптации. Было установлено, что в ходе формирующего эксперимента, который включал коррекционную работу, в экспериментальной группе число осужденных с высоким уровнем дезадаптации по окончании эксперимента снизилось в 3 раза, с низким уровнем соответственно возросло.

Проведенная нами работа не исчерпывает всей сложности коррекции поведения осужденных. Перспективу дальнейшей работы мы видим в изучении условий и факторов, оптимизирующих процесс коррекции дезадаптации, а также уточнении оптимальных сроков уменьшения числа деформаций в основных сферах развития личности осужденных.

Текст статьи
  1. Валиева, Т.В. Психологический опыт и переживание личности // Образование и саморазвитие – 2009 – Т.1, № 11 – С. 154-159.
  2. Гудков, Л. Д. Негативная идентичность: учеб. пособие. - М.: Новое литературное обозрение ВЦИОМ-А, 2014. - 816 с.
  3. Жедунова, Л.Г. Динамика базисных убеждений личности в процессе переживания личностного кризиса //Ярославский педагогический вестник – 2009 - № 4 – С. 145-149.
  4. Петровская, Л. А. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга: монография. - М, Независимая фирма “Класс”, 2016. - 168 с. 
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 27 ноября по 03 декабря
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
07 декабря
Загрузка в eLibrary
07 декабря
Рассылка печатных экземпляров
15 декабря