Современное общество заинтересовано в членах с нестандартным мышлением, способных творчески подходить к решению проблемных задач, с неиссякаемой жаждой познаний и открытий. Вопросу активизации познавательной активности дошкольников посвящалось достаточное количество исследований в разных науках, что обусловлено стремлением социума обеспечить свое процветающее будущее подготовкой нового поколения, способного активно и стремительно двигать научно-технический и социальный прогресс.
Познавательные интересы и активность дошкольника лежат в основе его стремления, заложенного от природы, познать окружающую действительность, сформировать картину мира, определить качества, свойства предметов, понять неизведанное, получить ответы на интересующие вопросы. Дошкольный возраст наиболее благоприятен к развитию познавательных потребностей, лежащих в основе ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка.
Наше внимание к отмеченному возрастному периоду жизни ребенка обусловлены, прежде всего, тем, что наиболее значимые изменения в познавательной сфере происходят в старшем дошкольном возрасте, являющемся рубежным между двумя этапами развития, один из которых связан с поисково-исследовательской, экспериментальной и игровой деятельностями, другой – с учебной. Отметим также, что старшего дошкольника, как человека определенного возраста и как личность, можно характеризовать с трех сторон: биологической, психологической и социальной. Рассмотрим особенности становления познавательной активности дошкольников с этих позиций.
В благоприятных условиях естественная ориентировочно-исследовательская активность ребенка укрепляется и обогащается и к младшему дошкольному возрасту переходит в любознательность и познавательная активность начинает включать в себя новые умения, которые уже не биологически обусловлены, а могут сформироваться или не сформироваться в процессе жизнедеятельности в зависимости от условий развития и опыта ребенка.
Данная мысль отмечена в работе И.П. Белоусовой и И.П. Темниковой [1], отмечающие, что ребенок рождается с врожденной познавательной направленностью, которая в начале способствует его адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Далее познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности – и уже затем к познавательной деятельности, в сфере которой формируются познавательные интересы.
Для старшего дошкольного возраста характерно усиленное развитие и преобразование деятельности физиологических систем организма ребенка. Старший дошкольник стремительно растет и прибавляет в весе, претерпевают изменения пропорции тела, появляются новообразования в высшей нервной деятельности. Головной мозг старшего дошкольника по своим показателям близится к характеристикам мозга взрослого человека.
Организм 6-летнего ребенка готов к тому, чтобы перейти на новую фазу возрастного развития, выдерживающую более интенсивные по сравнению с предыдущим этапом нагрузки в умственном и физическом плане [3]. К этому возрасту ребенок приобретает тот уровень морфологического и функционального развития, который обычно называют «школьной зрелостью».
Для периода старшего дошкольного возраста характерны особые преобразования в психическом развитии подрастающего человека, а именно формируются новые психологические механизмы деятельности и поведения, интенсивно развивается познавательная деятельность. В целом психическое развитие ребенка к моменту завершения дошкольного возраста можно охарактеризовать как произвольное и осознанное. Если до этого возрастного периода дошкольник действует сообразно сиюминутным переживаниям, когда его желания и выражение их в поведении предстает как неразделимое целое («захотел – сделал»), то в старшем возрасте поведение приобретает осознанность, и ребенок уже действует по-иному: «захотел – осознал – сделал».
Также в период старшего дошкольного возраста человек начинает осознавать разницу между тем, каково его положение среди людей, и тем, каковы его истинные возможности, потребности и желания. Иными словами, появляется рефлексия – способность анализировать свою деятельность и соотносить свои взгляды, переживания и действия с мнением и оценкой других людей. Вследствие чего самооценка становится уже более реалистичной, в привычных обстоятельствах и видах деятельности приближается к адекватной.
Таким образом, еще одной отличительной особенностью старшего дошкольного возраста является осознание ребенком своего положения в социуме. У старшего дошкольника формируется саморегуляция, то есть дошкольники выдвигают по отношению к себе те требования, которые ранее предъявлялись им взрослыми.
Новые мотивы поведения шестилетнего ребенка направлены на учение и стремление к серьезной, ответственной деятельности. У старшего дошкольника учебные занятия принимаются как серьезная и интересная работа, поощряемая и положительно оцениваемая педагогами и родителями. Наличие у детей тенденции к включению в учебную ситуацию является одним из слагаемых психологической (интеллектуальной) готовности к обучению [2] и составляет предпосылку формирования будущего субъекта учебной деятельности – умеющего и желающего учиться. Дошкольник, у которого перед школой не был сформирован мотив учебной деятельности, может в будущем оказаться в группе «интеллектуально-пассивных» школьников, всячески старающихся избежать познавательной, интеллектуальной деятельности, пытаясь свести ее к практической.
В старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются познавательные мотивы. Дети получают удовлетворение от решения не только игровой, но и умственной задачи, от интеллектуальных усилий, с помощью которых эти задачи решались. Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.
Итак, на протяжении дошкольного детства происходят существенные положительные изменения в познавательном развитии детей. Проанализировав имеющиеся в педагогике и психологии данные, касающиеся развития познавательной активности, можно выделить основные тенденции ее становления к старшему дошкольному возрасту:
- организм ребенка готов к более интенсивным умственным и физическим нагрузкам;
- возрастающая активность в поиске нужной информации, движение от непосредственного реагирования на новизну объектов к настойчивому стремлению познания нового;
- интеллектуализация процесса познания, переход от чувственного познания мира, основанного на эмоциях, к теоретическому познанию в форме вопросов, являющихся продуктом умственной деятельности;
- расширение круга интересующих ребенка объектов и субъектов от предметов и людей ближайшего окружения к познанию достаточно широких сфер объективной реальности и социума;
- углубление познавательных интересов: от поверхностного, направленного на познание внешних свойств, признаков, действий, назначений к познанию сущности явлений, связей и отношений, причин и зависимостей;
- интенсивное развитие познавательных процессов, претерпевающих качественные изменения в плане их произвольности и опосредованности;
- умение согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои поступки на основе усвоения общественных норм и правил;
- присутствие сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способности к довольно адекватной оценке результатов своей деятельности и собственных возможностей.
Все эти особенности старшего дошкольного возраста, выражающиеся в прогрессивных изменениях физиологической, психической и социальной сторон личности, являются показателями достаточно высокой степени развития познавательной сферы ребенка. Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования познавательной активности как залога успешного процесса обучения и развития в целом.