Кризис постмодернистских концепций обусловливает необходимость исследовательского поиска новых универсальных оснований политии, новых интерпретаций трансцендентного. Поэтому закономерным является рост интереса к политической философии Канта, которая сочетает в себе либеральные ценности и параметры универсального политического проекта, направленного к «вечному миру», приемлемого для «всякого разумного существа».
Ключевой особенностью его учения о правовом государстве является то, что оно основано на идее категорического императива. Это, среди прочего, «означает не просто соблюдение гражданами и государственными органами действующих юридических норм, но и их соответствие праву как мере свободы» [2, c. 61]. Следуя категорическому императиву, и личность, и государство себя самоограничивают для достижения всеобщего интереса.
Под правовым государством Кант понимает «объединение множества людей, подчиненных правовым законам» [3, c. 25]. Важным аспектом правового государства по Канту является идея о взаимной ответственности государства и личности. Личность и властвующий субъект должны быть представлены в форме равноправных партнеров, которые заключили между собой договор о сотрудничестве и ответственности.
Центральным субъектом учения И. Канта о правовом государстве является личность. По мнению философа, люди должны участвовать в установлении правопорядка посредством принятия конституции. Такая позиция отражает независимость, свободу, равенство всех граждан в государстве. Если в государстве гражданин обладает правом принудить властвующий орган к исполнению закона таким же образом, как и властвующие органы, принуждают граждан, то такое государство можно считать правовым.
Правовая теория Канта тесно связана с этикой. По его мнению, у права и морали один источник – это практический разум человека. Также они имеют и совместную цель – утверждение всеобщей свободы [Цит. по: 3, с.26].
Идеи Канта о правовом государстве получили достаточное широкое распространение. Одним из первых, кто одобрительно относился к идее правового государства Канта, был Карл Теодор Велькер (1790-1869 гг.)» [2, c. 61]. Он стремился дополнить учение религиозными мотивами, но в целом суть не сильно менялась. Через два десятилетия идеи Канта нашли отражение в работе профессора Роберта фон Моля. Еще одним видным юристом, работавшем в похожем направлении, был Фридрих-Юлий Шталь (1802-1861 гг.). Последний не разделял учения о естественном праве, но придерживался мысли, что «правовое государство, или, как он говорил, «государство права», должно быть одновременно и государством нравственности, нравственным сообществом» [2, c. 65].
И. Кант весьма обстоятельно обдумывал идею революции, ее смысла и значения и внес в её понимание некоторые новые перспективные моменты. В его оценке революции можно выделить два порядка – моральный и политико-правовой. Эти два порядка должны сосуществовать в относительной гармонии, поддерживаемой правителем [10, c. 45].
Кант применил термин «революция» и к обществу, и к отдельному индивиду. Если, по его мнению, рассматривать этот термин со стороны индивида, то революция – это качественный резкий скачок, перерыв постепенности. То есть индивид совершает некую революцию в своем моральном конкретно взятом поступке и в зависимости от масштаба этого морального скачка эволюционирует состояние чувственных мотивов, совершается общая эволюция личности.
Когда же Кант обращается к понятию «революция» по отношению ко всему обществу, то здесь он вкладывает немного иной смысл. По его мнению, революция непосредственно в обществе складывается из революций в нравственном состоянии личностей. Он не считает, что революция в данном контексте является глубоким социально-экономическим поворотом. Философ придерживается мнения, что революция в обществе – это политико-правовой акт, незначительно продвигающий его по пути прогресса [10, c. 47].
По мнению Канта – революция есть не что иное, как противоречие двух порядков – трансцендентального и имманентного [10, c. 45]. Причина данного разногласия – это чрезмерное отклонение политического порядка от морального, сущного от должного.
Идеи Иммануила Канта о правовом государстве, свободе, порядке, революции и др. нашли развитие в немецкой политической философии первой трети XIX в. Так, по мнению И. Канта, в процессе формирования общества и становления государства свобода личности проявляет себя и как цель, и как средство достижения всеобщего правового состояния [5, c. 255]. В понимании И.Г. Фихте свобода достижима лишь в контексте ограничений и необходимости. Или же, свобода не беспредельна, но всегда ограничена и конечна. Основным проявлением свободы является стремление и возможность человека творить и заниматься трудовой деятельностью [9, с. 425].
В работах Г.В. Гегеля тоже заметна связь с кантовскими идеями. Например, И. Кант придавал большое значение международным вопросам, которые опирались на его политико-правовые взгляды. Решение данных вопросов он отобразил в своей работе «К вечному миру» [7]. Целью всей системы международного права по И. Канту является установление вечного нерушимого мира между народами. Г.В. Гегель рассматривает международное право в ином ключе. По его мнению, единственный принцип, на котором основывается международное право, состоит в том, что договоры между государствами должны выполняться [4, c.210].
Кантианские мотивы можно заметить и в англоязычной политической философии последней трети XX в. Интерес к работам Канта в это время был обусловлен рядом факторов, в том числе, политическими. Среди последних: война во Вьетнаме (1955-1975 гг.), рост «левых» настроений среди интеллектуалов, активная деятельность национальных и молодежных движений и др. Утилитаристские концепции оказались не способны ответить на перечисленные новые вызовы. Возникла необходимость разработки новой либеральной доктрины. Ею стала «теория справедливости» Дж. Ролза [8]. Ученый обращается к практической философии И. Канта, чтобы обосновать моральные аспекты своей теории [10, с.19]. Он считал кантианскими свой первый принцип справедливости, принцип приоритета свободы, а также свою трактовку «исходной позиции» как ситуации, в которой кантианский «трансцендентальный субъект» осуществляет выбор базовых принципов справедливости. Часть современных исследователей пришла к выводу о том, что политическая философия И. Канта нуждается в изменении, или же так называемой «реконструкции». Так, Г. Уильямс считает главным элементом реконструкции – философию истории. Он выводит ряд характеристик кантовского политического субъекта. Первой из них может являться диалектическое столкновение в человеке общительности и необщительности, второй выступает «дуалистическая концепция человека», которая сочетает в себе и ноумен, и феномен [13].
Р. Лауден обращает внимание на ещё один важный вопрос, который нуждается в реконструкции. Это взаимодействие «чистого» и «эмпирического» уровней. Если последнему не будет достаточно внимания, то вся практическая философия Канта будет восприниматься односторонне, считает автор [12, с.12].
Американский и британский юрист, политолог, философ и теоретик права Р. Дворкин воссоздал в своих работах так называемую вторую формулу категорического императива. По его мнению, в настоящее время философия Канта может пригодиться для принятия важных политических решений [11, с. 386].
Таким образом, политическую философию Канта можно представить в виде попытки навигации между крайностями либерального и консервативного течений, сохранив разумное содержание каждого. Такой взгляд на кантианскую теорию делает актуальным её использование в осмыслении и решении современных политических проблем.