Политические идеи И. Канта и их развитие в западноевропейской политической философии

Политические идеи И. Канта и их развитие в западноевропейской политической философии

В статье рассматриваются связи и отношения, существующие между западноевропейскими либеральными теориями и политическими идеями Канта. Установлено, что философия Канта оказала глубокое влияние на содержание и характер ключевых дискуссий немецкоязычной политической философии конца XVIII - первой трети XIX вв. и англоязычной политической мысли последней трети ХХ в. Отмечается высокая степень актуальности идей Канта для современной политической философии.

Аннотация статьи
политическая философия
Кант
теория
революция
правовое государство
Ключевые слова

Кризис постмодернистских концепций обусловливает необходимость исследовательского поиска новых универсальных оснований политии, новых интерпретаций трансцендентного. Поэтому закономерным является рост интереса к политической философии Канта, которая сочетает в себе либеральные ценности и параметры универсального политического проекта, направленного к «вечному миру», приемлемого для «всякого разумного существа».

Ключевой особенностью его учения о правовом государстве является то, что оно основано на идее категорического императива. Это, среди прочего, «означает не просто соблюдение гражданами и государственными органами действующих юридических норм, но и их соответствие праву как мере свободы» [2, c. 61]. Следуя категорическому императиву, и личность, и государство себя самоограничивают для достижения всеобщего интереса.

Под правовым государством Кант понимает «объединение множества людей, подчиненных правовым законам» [3, c. 25]. Важным аспектом правового государства по Канту является идея о взаимной ответственности государства и личности. Личность и властвующий субъект должны быть представлены в форме равноправных партнеров, которые заключили между собой договор о сотрудничестве и ответственности.

Центральным субъектом учения И. Канта о правовом государстве является личность. По мнению философа, люди должны участвовать в установлении правопорядка посредством принятия конституции. Такая позиция отражает независимость, свободу, равенство всех граждан в государстве. Если в государстве гражданин обладает правом принудить властвующий орган к исполнению закона таким же образом, как и властвующие органы, принуждают граждан, то такое государство можно считать правовым.

Правовая теория Канта тесно связана с этикой. По его мнению, у права и морали один источник – это практический разум человека. Также они имеют и совместную цель – утверждение всеобщей свободы [Цит. по: 3, с.26].

Идеи Канта о правовом государстве получили достаточное широкое распространение. Одним из первых, кто одобрительно относился к идее правового государства Канта, был Карл Теодор Велькер (1790-1869 гг.)» [2, c. 61]. Он стремился дополнить учение религиозными мотивами, но в целом суть не сильно менялась. Через два десятилетия идеи Канта нашли отражение в работе профессора Роберта фон Моля. Еще одним видным юристом, работавшем в похожем направлении, был Фридрих-Юлий Шталь (1802-1861 гг.). Последний не разделял учения о естественном праве, но придерживался мысли, что «правовое государство, или, как он говорил, «государство права», должно быть одновременно и государством нравственности, нравственным сообществом» [2, c. 65].

И. Кант весьма обстоятельно обдумывал идею революции, ее смысла и значения и внес в её понимание некоторые новые перспективные моменты. В его оценке революции можно выделить два порядка – моральный и политико-правовой. Эти два порядка должны сосуществовать в относительной гармонии, поддерживаемой правителем [10, c. 45].

Кант применил термин «революция» и к обществу, и к отдельному индивиду. Если, по его мнению, рассматривать этот термин со стороны индивида, то революция – это качественный резкий скачок, перерыв постепенности. То есть индивид совершает некую революцию в своем моральном конкретно взятом поступке и в зависимости от масштаба этого морального скачка эволюционирует состояние чувственных мотивов, совершается общая эволюция личности.

Когда же Кант обращается к понятию «революция» по отношению ко всему обществу, то здесь он вкладывает немного иной смысл. По его мнению, революция непосредственно в обществе складывается из революций в нравственном состоянии личностей. Он не считает, что революция в данном контексте является глубоким социально-экономическим поворотом. Философ придерживается мнения, что революция в обществе – это политико-правовой акт, незначительно продвигающий его по пути прогресса [10, c. 47].

По мнению Канта – революция есть не что иное, как противоречие двух порядков – трансцендентального и имманентного [10, c. 45]. Причина данного разногласия – это чрезмерное отклонение политического порядка от морального, сущного от должного.

Идеи Иммануила Канта о правовом государстве, свободе, порядке, революции и др. нашли развитие в немецкой политической философии первой трети XIX в. Так, по мнению И. Канта, в процессе формирования общества и становления государства свобода личности проявляет себя и как цель, и как средство достижения всеобщего правового состояния [5, c. 255]. В понимании И.Г. Фихте свобода достижима лишь в контексте ограничений и необходимости. Или же, свобода не беспредельна, но всегда ограничена и конечна. Основным проявлением свободы является стремление и возможность человека творить и заниматься трудовой деятельностью [9, с. 425].

В работах Г.В. Гегеля тоже заметна связь с кантовскими идеями. Например, И. Кант придавал большое значение международным вопросам, которые опирались на его политико-правовые взгляды. Решение данных вопросов он отобразил в своей работе «К вечному миру» [7]. Целью всей системы международного права по И. Канту является установление вечного нерушимого мира между народами. Г.В. Гегель рассматривает международное право в ином ключе. По его мнению, единственный принцип, на котором основывается международное право, состоит в том, что договоры между государствами должны выполняться [4, c.210].

Кантианские мотивы можно заметить и в англоязычной политической философии последней трети XX в. Интерес к работам Канта в это время был обусловлен рядом факторов, в том числе, политическими. Среди последних: война во Вьетнаме (1955-1975 гг.), рост «левых» настроений среди интеллектуалов, активная деятельность национальных и молодежных движений и др. Утилитаристские концепции оказались не способны ответить на перечисленные новые вызовы. Возникла необходимость разработки новой либеральной доктрины. Ею стала «теория справедливости» Дж. Ролза [8]. Ученый обращается к практической философии И. Канта, чтобы обосновать моральные аспекты своей теории [10, с.19]. Он считал кантианскими свой первый принцип справедливости, принцип приоритета свободы, а также свою трактовку «исходной позиции» как ситуации, в которой кантианский «трансцендентальный субъект» осуществляет выбор базовых принципов справедливости. Часть современных исследователей пришла к выводу о том, что политическая философия И. Канта нуждается в изменении, или же так называемой «реконструкции». Так, Г. Уильямс считает главным элементом реконструкции – философию истории. Он выводит ряд характеристик кантовского политического субъекта. Первой из них может являться диалектическое столкновение в человеке общительности и необщительности, второй выступает «дуалистическая концепция человека», которая сочетает в себе и ноумен, и феномен [13].

Р. Лауден обращает внимание на ещё один важный вопрос, который нуждается в реконструкции. Это взаимодействие «чистого» и «эмпирического» уровней. Если последнему не будет достаточно внимания, то вся практическая философия Канта будет восприниматься односторонне, считает автор [12, с.12].

Американский и британский юрист, политолог, философ и теоретик права Р. Дворкин воссоздал в своих работах так называемую вторую формулу категорического императива. По его мнению, в настоящее время философия Канта может пригодиться для принятия важных политических решений [11, с. 386].

Таким образом, политическую философию Канта можно представить в виде попытки навигации между крайностями либерального и консервативного течений, сохранив разумное содержание каждого. Такой взгляд на кантианскую теорию делает актуальным её использование в осмыслении и решении современных политических проблем.

Текст статьи
  1. Арендт Х. О политической философии Канта: курс лекций. Лекция 7 // пер. с англ. А.Н. Саликова URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-politicheskoy-filosofii-kanta-kurs-lektsiy-lektsiya-sedmaya/viewer.
  2. Баскин Ю.Я. Кант и формирование идеи правового государства в первой половине XIX века в Германии // Кантовский сборник: межвузовский тематический сборник научных трудов. 1993. ­№1. С. 61-66.
  3. Беляева О.М. Политико-правовые воззрения И. Канта // Вестник Пермского ун-та. 2014. № 1. С. 23-27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politiko-pravovye-vozzreniya-i-kanta/viewer.
  4. Гегель, Г. Философия права // переводчик Б. Г. Столпнер. М.: Издательство Юрайт. 2019. 292 с.
  5. Калинина И. А. Понятие свободы личности в трудах Иммануила Канта // Вестник ТГУ. 2009. № 4 С. 255-259. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-svobody-lichnosti-v-trudah-immanuila-kanta/viewer.
  6. Арендт Х. О политической философии Канта: курс лекций. Лекция 7 //пер. с англ. А.Н. Саликова. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-politicheskoy-filosofii-kanta-kurs-lektsiy-lektsiya-sedmaya/viewer.
  7. Кант И. К вечному миру [ред. Д. Рындин; пер. И.Д. Копцев, И.А. Шапиро, Ц.Г. Арзаканьян] // И. Кант. М.: Рипол-Классик. 2018. 434 с.
  8. Ролз Дж. Теория справедливости // Научный редактор издания профессор В. В. Целищев. Новосибирск. Издательство новосибирского университета. 1995. URL: https://sd-inform.org/upload/books/Politologija/spravedlivost/Dzh.Rolz.Teoriya%20spravedlivosti.pdf.
  9. Фихте И.Г. Сочинения // [А. Г. Ломоносов, сост., примеч., вступ. ст.; А. К. Судаков, пер.]. Санкт-Петербург. Наука. 2008. 751 с.
  10. Чалый В.А. Порядок и революция в политической философии Канта // Философия. Журнал высшей школы экономики. 2017. Т. 1. № 2. С. 40-60.
  11. Dworkin, R. Taking rights seriously/ R. Dworkin // Cambridge: Harvard University Press. 1978. 396 p.
  12. Louden R. B. Kant’s Human Being: Essays on His Theory of Human Nature // Oxford: Oxford University Press. 2011. 222 p.
  13. Williams H. Essays on Kant’s Political Philosophy // Chicago: The University of Chicago Press. 1992. 352 p.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа