Главная
Конференции
Наука и образование: поиск перспектив модернизации
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с применением ТРИЗ-технологии

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с применением ТРИЗ-технологии

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

ТРИЗ
технологическая карта
развитие речи
дети старшего дошкольного возраста
игра
круги Луллия

Аннотация статьи

В данной статье представлен алгоритм применения ТРИЗ-технологий в образовательной области «Речевое развитие». Технологические карты, представленные в статье направлены на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста и активизацию словарного запаса. Комплекс может применятся во всех образовательных областях, помогая тем самым развивать речь старшего дошкольника непрерывно.

Текст статьи

Одной из главных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира. Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат [3, с. 7].

Подчеркивая значение игр в развитии умственных способностей детей, итальянский педагог Д. А. Колоцца писал: «Суждения и умозаключения, выполняемые ребенком при правильно избранной и правильно руководимой игре, именно потому имеют чрезвычайно большое воспитательное значение, что они вытекают – это надо постоянно повторять, из его собственного опыта. Есть особые игры, которые поразительно способствуют изощрению ума и развитию суждений; таковы игры со сравнениями, игры с вопросами «почему?», игра с прерванными предложениями и другие. Ничего не может быть вреднее, чем давать ребенку суждения и умозаключения, хотя бы и простые, в готовом виде; ничто не противоречит в большей мере законам здравой педагогики, чем придание главной ценности числу механически повторяемых суждений, а не способности и навыку к самостоятельному составлению суждений» [1, с. 235]. Одним из эффективных способов познания и умозаключений в работе с детьми является применение технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Основатели ТРИЗ – Г. С. Альтшуллер, Г. И. Альтов, И. М. Верткин, С. С. Литвина, В. М. Герасимова.

ТРИЗ-технология разработана на базе наук о развитии, воспитании, обучении человека и предусматривает систему средств, методов и приемов развития мышления, речи, воображения, творчества, фантазии [2, с. 55]. Одно из главных достоинств ТРИЗ–это диалектическая логика, обогащающая творческие способности, речетворчество детей дошкольников.

Анализ практики показывает, что процессы речевого творчества выполняются детьми-дошкольниками трудно. Проблема заключается в следующем: бедный активный словарь; у дошкольников небольшой опыт использования монологической речи; дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа. В этой связи ТРИЗ-технология позволяет решить задачи развития речи проблемным методом. Суть его заключается в том, что ребёнок не получает знания в готовом виде, он самостоятельно участвует в процессе «открытия» для него анализа происходящего вокруг, оценка явлений не только в структуре системы, но и во временной динамике [2, с. 55].

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества: в активизации познавательной деятельности детей; в создании мотивационных установок на проявление творчества; в создании условий для развития образной стороны речи (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами; формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций; развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности [5, с. 5].

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста будет более эффективно при целенаправленном использовании приемов ТРИЗ-технологий и обогащение предметно-пространственной среды дидактическими играми и материалом, созданным с применением ТРИЗ-технологий. ТРИЗ-технология позволяет получать знания без перегрузок и длительного заучивания. Она позволяет развивать образное мышление, которое в последствие переходит к абстрактному. Кроме индивидуальной работы в методике есть элементы коллективной деятельности. Одним из таких видов деятельности является работа с Кругами Луллия. Они представляют собой приспособление-машину для открытия новых знаний и умозаключений. В игровой форме с двигательной активностью дети узнают новое, объясняют, делают выводы. Педагоги используют данный метод для создание дидактических игр и головоломок.

Опираясь на всё перечисленное предлагаю вашему вниманию алгоритм работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи, подготовленный с помощью методического комплекса под редакцией Т. А. Сидорчук. Полный вариант комплекса можно найти в её книге «Я познаю мир».

Технологическая карта ознакомления с возможностями зрительного анализатора. «Глаза – помощники умной головы»

Предложить детям посмотреть в зеркало на свои глаза, сосредоточить на них внимание, повторить фразу: «У нас есть глаза и ими можно увидеть объекты. Глаза могут ощущать». Организовать процессы рассматривания объектов глазами, предложить детям произнести фразы: «Глаза – помощники умной головы». «Глаза смотрят, а голова «видит» и понимает признаки объектов». «Глаза «ощущают» признаки объектов: цвет. Форма, размер и так далее». На универсальном пособии у образа человека найти глаза и предложить детям самостоятельно рассказать о возможностях. На любых занятиях и во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть глаза и они могут дать о значениях признаков информацию голове. У человека появляются мысли на основе этой информации. Самостоятельная деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной со зрительного анализатора. Аналогично проводится работа со всеми анализаторами человека «Уши – помощники умной головы», «Нос – помощник умной головы», «Язык – помощник умной головы».

Технологическая карта. Ознакомление с именами признаков

Объявить детям. Что в гостях у нас имя признака, например, «влажность» и мы будем искать его значение в объектах. Организовать поиск значений признака «влажность» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака не менее 7 дней в 1 младшей, 4-5 дней во второй младшей и 2-3 дня в старшей и подготовительной. В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значение признака. Дети трогают и сами говорят: «Сухой, мокрый». Аналогичная работа проводится со всеми именами признаков. Активизация словаря происходит за счет вхождение в оборот речи новых слов.

Таким образом, ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого направления.

Список литературы

  1. Колоцца, Д. А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. Пер. с итал. / Колоцца Д. А. – Москва, 1911. – С.235-236.
  2. Богославец, Л. Г. Проектирование речевой среды и технологии обучения детей русскому языку в образовательном пространстве дошкольной организации: учебное пособие / Л. Г. Богославец, Л. И. Шварко. – Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2020. – 103 c. – ISBN 978-5-88210-966-9. – Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/102859.html (дата обращения: 01.02.2021). – Текст: электронный. – Режим доступа: для авторизир. пользователей.
  3. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / Ушакова О. С., Струнина Е. М. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с. – ISBN 5-691-00871-4.
  4. Сидорчук, Т. А. Я познаю мир. Методический комплекс по освоению детьми способов познания / Т. А. Сидорчук. – Ульяновск: ООО «Мастер Студия», 2014. – 120 с. – ISBN 978-5-90595-149-6.
  5. Хайрулина, Л. И. ТРИЗ для дошкольников. Сборник / Л. И. Хайрулина. – Нижнекамск, 2018. – 59 с. – ТРИЗ САММИТ: [сайт]. – URL: https://triz-summit.ru/triz/history (дата обращения: 03.02.2021). – Текст: электронный.

Поделиться

2270

Свиридова Н. В. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с применением ТРИЗ-технологии // Наука и образование: поиск перспектив модернизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 июля 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 45-47. URL: https://apni.ru/article/2692-razvitie-rechi-detej-starshego-doshkolnogo

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября