Одной из главных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира. Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат [3, с. 7].
Подчеркивая значение игр в развитии умственных способностей детей, итальянский педагог Д. А. Колоцца писал: «Суждения и умозаключения, выполняемые ребенком при правильно избранной и правильно руководимой игре, именно потому имеют чрезвычайно большое воспитательное значение, что они вытекают – это надо постоянно повторять, из его собственного опыта. Есть особые игры, которые поразительно способствуют изощрению ума и развитию суждений; таковы игры со сравнениями, игры с вопросами «почему?», игра с прерванными предложениями и другие. Ничего не может быть вреднее, чем давать ребенку суждения и умозаключения, хотя бы и простые, в готовом виде; ничто не противоречит в большей мере законам здравой педагогики, чем придание главной ценности числу механически повторяемых суждений, а не способности и навыку к самостоятельному составлению суждений» [1, с. 235]. Одним из эффективных способов познания и умозаключений в работе с детьми является применение технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Основатели ТРИЗ – Г. С. Альтшуллер, Г. И. Альтов, И. М. Верткин, С. С. Литвина, В. М. Герасимова.
ТРИЗ-технология разработана на базе наук о развитии, воспитании, обучении человека и предусматривает систему средств, методов и приемов развития мышления, речи, воображения, творчества, фантазии [2, с. 55]. Одно из главных достоинств ТРИЗ–это диалектическая логика, обогащающая творческие способности, речетворчество детей дошкольников.
Анализ практики показывает, что процессы речевого творчества выполняются детьми-дошкольниками трудно. Проблема заключается в следующем: бедный активный словарь; у дошкольников небольшой опыт использования монологической речи; дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа. В этой связи ТРИЗ-технология позволяет решить задачи развития речи проблемным методом. Суть его заключается в том, что ребёнок не получает знания в готовом виде, он самостоятельно участвует в процессе «открытия» для него анализа происходящего вокруг, оценка явлений не только в структуре системы, но и во временной динамике [2, с. 55].
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества: в активизации познавательной деятельности детей; в создании мотивационных установок на проявление творчества; в создании условий для развития образной стороны речи (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами; формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций; развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности [5, с. 5].
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста будет более эффективно при целенаправленном использовании приемов ТРИЗ-технологий и обогащение предметно-пространственной среды дидактическими играми и материалом, созданным с применением ТРИЗ-технологий. ТРИЗ-технология позволяет получать знания без перегрузок и длительного заучивания. Она позволяет развивать образное мышление, которое в последствие переходит к абстрактному. Кроме индивидуальной работы в методике есть элементы коллективной деятельности. Одним из таких видов деятельности является работа с Кругами Луллия. Они представляют собой приспособление-машину для открытия новых знаний и умозаключений. В игровой форме с двигательной активностью дети узнают новое, объясняют, делают выводы. Педагоги используют данный метод для создание дидактических игр и головоломок.
Опираясь на всё перечисленное предлагаю вашему вниманию алгоритм работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи, подготовленный с помощью методического комплекса под редакцией Т. А. Сидорчук. Полный вариант комплекса можно найти в её книге «Я познаю мир».
Технологическая карта ознакомления с возможностями зрительного анализатора. «Глаза – помощники умной головы»
Предложить детям посмотреть в зеркало на свои глаза, сосредоточить на них внимание, повторить фразу: «У нас есть глаза и ими можно увидеть объекты. Глаза могут ощущать». Организовать процессы рассматривания объектов глазами, предложить детям произнести фразы: «Глаза – помощники умной головы». «Глаза смотрят, а голова «видит» и понимает признаки объектов». «Глаза «ощущают» признаки объектов: цвет. Форма, размер и так далее». На универсальном пособии у образа человека найти глаза и предложить детям самостоятельно рассказать о возможностях. На любых занятиях и во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть глаза и они могут дать о значениях признаков информацию голове. У человека появляются мысли на основе этой информации. Самостоятельная деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной со зрительного анализатора. Аналогично проводится работа со всеми анализаторами человека «Уши – помощники умной головы», «Нос – помощник умной головы», «Язык – помощник умной головы».
Технологическая карта. Ознакомление с именами признаков
Объявить детям. Что в гостях у нас имя признака, например, «влажность» и мы будем искать его значение в объектах. Организовать поиск значений признака «влажность» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака не менее 7 дней в 1 младшей, 4-5 дней во второй младшей и 2-3 дня в старшей и подготовительной. В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значение признака. Дети трогают и сами говорят: «Сухой, мокрый». Аналогичная работа проводится со всеми именами признаков. Активизация словаря происходит за счет вхождение в оборот речи новых слов.
Таким образом, ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого направления.