Высоконравственная личность, с этих слов начинается определение национального воспитательного идеала личности гражданина России.
Воспитание личности ребёнка, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, переживающего за прошлое, укоренённого в духовных и культурных традициях своего Отечества, бережно с уважением и любовью относящегося к себе, своей семье, судьбе своей страны, рассматривается как инвестиция в будущее, как условие гаранта здоровья общества и развития государства.
В современном общественном сознании укрепилась убеждённость в том, что без духовности и нравственности, невозможно выстроить добрые взаимоотношения ни в семье, ни в обществе, ни в государстве. Без возрождения национальной гордости за место, где родился за национальную культуру, в которой жили твои предки и растёшь ты, невозможно вдохновить людей на верность и служение Отечеству.
В связи с этим в нормативных документах в области образовательной политики, например, ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», далее, в содержании предметных областей Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального образования (далее ФГОС ДО и ФГОС НОО) наряду с целевыми ориентирами образовательных областей, ставятся задачи духовно-нравственного воспитания.
Поэтому, развитие и воспитание личности, укоренённой в национальной культуре, духовных и культурных традициях, выступает актуальным направлением современного российского образования.
Сегодня в научной и методической литературе можно встретить различные трактовки понимания процесса духовно-нравственного воспитания, мы же будем придерживаться определений следующих авторов. Так, И.В. Метлик, определяет духовно-нравственное воспитание детей, как процесс, «направленный на формирование взглядов, убеждений и соответствующих нравственных установок, качеств личности воспитуемого» [4, с. 45].
О.М. Потаповская, рассматривает духовно-нравственное воспитание, как «содействие целенаправленному развитию основ ценностно-смысловой сферы личности в процессе творческого межпоколеннического взаимодействия по освоению отечественного социокультурного опыта в его культурно историческом и личностно-практическом аспектах» [6].
При обозначении понятия «патриотическое воспитание», возьмём за основу следующее определение: «это процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового пространства, результатом которого является сформированность у детей нравственно-патриотических ценностей на основе деятельностного проявления чувства любви к родным и близким людям, привязанности к семье, родному дому, Родине» [2, c. 9].
В ФГОС ДО и НОО указываются задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания и пути их решения.
В программных документах в части целевых ориентиров ФГОС ДО и НОО, мы видим, актуализацию обеспечения преемственности содержания образования основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования в направлении духовно-нравственного и патриотического воспитания и развития личности ребёнка.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (далее Концепция), формулируются задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и подростков, а данный документ, как известно, является методологической основой и ориентиром для выбора содержания программ в направлении процесса духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Также, в Концепции определены базовые национальные ценности, на основе которых возможна передача культурного наследия, в данном случае предметы и объекты Православной культуры выступают как часть культуры и являют в себе потенциал духовно-нравственного воспитания детей периода детства.
Обретение человеком собственного нравственного начала как внутреннего закона повседневного поведения и деятельности возможно на пути освоения личностью смысложизненных (духовных) ценностей, той культуры, в которой родился и растет ребёнок. В дошкольный период получаемая и воспринимаемая информация об окружающем мире отличается хорошей психической устойчивостью. Так же, именно с дошкольного детства формируются духовные основы личности, закладываются нравственные эталоны.
Поэтому дошкольному детству отводится особая роль в формировании начальных представлений о культуре своего Отечества, о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках. Дошкольный период это начало начал.
Далее, на ступени начального образования происходит закрепление полученных начальных знаний и происходит дальнейшее становление духовно-нравственной сферы личности ребёнка. В этот, то период и важно найти педагогам комфортные условия воспитательного воздействия, когда ребёнок незаметно для себя, становится объектом воспитания.
Процесс духовно-нравственного воспитания должен проходить на протяжении всего образовательного процесса, а не в отрыве или параллельно. В.И. Слободчиков, опираясь на антропологическую парадигму, дает следующее определение понятию образования, обозначая его как всеобщую культурно-историческую форму развития и становления «сущностных сил человека, обретение им человеческого образа во времени истории и пространстве культуры, человека, способного к самообразованию и к саморазвитию» [7].
Такое определение очень точно передает сущность образования в период детства в аспекте духовно-нравственного и патриотического воспитания. «Становление собственно человеческого в человеке» – по определению В.И. Слободчикова, это есть становление духовно-нравственного начала в человеке, приобщение к родовой сущностной связи, принятие и следование высшим образцам отечественной культуры, нравственными принципами. Так независимо, от деятельности ребёнка или педагога, результатом образования, должны стать не только конкретные предметные знания, но и обретение, далее становление нравственности и духовности, как базовых качеств личности человека.
Условия настольной дидактической игры, это комфортные условия процесса воспитания, т.к. в игровой момент создается детско-педагогическая «событийная общность» (В.И. Слободчиков).
Любая социальная организованность людей определяется целевыми ориентирами. В свою очередь, организованность всегда ориентирована на какое-то дело; дело – и есть цель объединения. А делом в данном случае, выступает погружение в конкретное поле культуры, в нашем случае это Православная культура, как носителя духовно-нравственных традиций и ценностей. Событийная общность, это живое единство, взаимосвязь тех, кто находится в гармоническом единстве и возле какого-либо события, такое событие игровое действие с определенным содержанием, в нашем случае это встреча с Православной культурой.
В процессе игры, через содержание, поднимаются важные вопросы: личности, семьи, Отечества, такие как (добро, ответственность, уважение, служение, верность, служение, подвиги и т.д.).
Педагогическое воздействие и воспитательный эффект которые возникают в условиях настольно-дидактической игры на материале изобразительного искусства, позволяет ребенку понять ценностно-смысловую идею сюжета произведения с религиозным текстом. Воспринимая его и далее постигая, ребёнок, поднимаясь до рассуждений, обобщений и выводов, приоткрывает для себя что-то ранее не понятое.
Условия настольной игры, это условия и прямого и косвенного воспитательного воздействия на ребёнка. Говоря о задачах духовно-нравственного воспитания, это всегда будут методы нравоучения, назидания, метод «событийного взаимодействия» же, сделает эти условия более мягкими для ребёнка. В игровых доверительных условиях между всеми участниками возникает и реализовывается диалог, сопереживание, соучастие.
Во время настольно-дидактической игры возникает деятельность художественного переживания, которая рассматривается исследователями «как созидающая личность ребёнка в ее ценностной направленности» [1, с. 14]. Познание ребенком нравственных ценностей через искусство – особый процесс, отличающийся от логического познания.
Это, прежде всего, «труд души», нравственный выбор через постижение, понимание и осмысление окружающего мира, своей жизни и жизни своих родных и близких. Увиденные образы остаются в памяти и находят выход в самостоятельной художественной деятельности.
Проявление оценочного суждения, возникающая в момент беседы и возможность осмысления своего личного опыта в процессе переживания нравственных ценностей в условиях рассматривания произведений живописи, обогащенная эмоциями, порождает возникновения чувства, которые закрепляются сначала в познавательной деятельности, а затем и укореняются в характере, проявляются словах и поступках ребёнка. При этом взрослые всегда находятся рядом, выступают как посредники между ребенком и культурой, способные оказать поддержку в его самоопределении в мире культурных ценностей.
Настольно-дидактическая игра «По дороге к храму» – это игровой тип маршрута духовного краеведения (Л.Л. Шевченко), своего рода, образовательное путешествие. Форма такого образовательного путешествия – это рассматривания, вглядывание, вслушивание в предметы и объекты Православного мира. Содержание настольно-дидактической игры наглядно и понятно детям, обращено к познавательному интересу, и эмоциональной отзывчивости ребёнка, свойственной периоду детства.
Педагогической целью настольной игры «По дороге к храму», это открытие детям образов, предметов и объектов «доброго мира – мира Божьего» (Л.Л. Шевченко), православные культурные ценности, традиции, идеалы, нормы и их отражения в изобразительном искусстве представлены через фрагменты картин русских художников, изображенных на игровых карточках.
Настольно-дидактическая игра это – путь из «своего дома» (условно) в Православный храм. Благодаря такому путешествию в режиме игрового «события» ребёнок узнает следующие понятия: «Господь», «Церковь», «Храм», «Крестины», «Крестный ход», «Художник-иконописец», «Иконописная», «Свеча», «Богослужение – церковная служба», «церковнослужитель», «Пасха – Воскресение Христово», «Лампада» и др.
Увиденные на игровом поле и информационных карточках предметы, объекты или явления объясняются детям на основе литературных текстов (стихи, цитаты), закрепляются в высказываниях, основанных на личном опыте ребёнка. Задача педагога организовать процесс видения и восприятия художественных образов ребенком так, чтобы у него развивалось «умение увидеть красоту творения…. При знакомстве с Православной культурой. От умения видеть красоту окружающего мира ребёнок подводится к пониманию взаимосвязанности явлений, мудрости законов, на основе которых выстроено отношения всего, что его окружает.
Играя в настольно-дидактическую игру, ребёнок «путешествует», делая открытие: оказывается, самое главное отношение, связывающее все живое в мире – это отношение любви, доброты, внимательности к окружающему, сопереживание и милосердие, забота о близких и ближних и красота вокруг, красота природы, красота человека, красота дел рук человеческих. В процессе познавательной деятельности во время игры у детей формируются начальные представлений о Православной культуры.
Так, проходя игровым маршрутом – «По дороге к храму», дети знакомятся с ценностями доброй и благочестивой жизни христиан. Дети в простой, не назидательной форме через восприятие образов русской живописи подходят к пониманию смысла жизни человека, к пониманию отношений между «Человеком и Богом», «Человеком и человеком», «Человеком и культурой», «Человеком и предметами окружающего мира». Так постепенно ребёнок входит в красивый мир Православной культуры, определяющего разумные и понятные законы устроения доброй жизни, охраняющего человека от зла.
Познание ребенком духовно-нравственных ценностей через искусство – особый процесс, отличающийся от логического познания. Это, прежде всего, «труд души», нравственный выбор через постижение, понимание и осмысление окружающего мира, своей жизни и жизни своих родных и близких. В основе переживаний, возникающих у человека в процессе художественного восприятия, лежит личный нравственный опыт. Поэтому при разработке настольной игры «По дороге к храму» были подобраны такие произведения, которые ясны и понятны ребенку, доступны его детскому восприятию, а также в которых изображены знакомые и узнаваемые события и явления.
В процессе игры ребёнок становится активным участником педагогического процесса взаимодействия, он высказывается, предполагает, анализирует, обобщает, интерпретирует, устанавливает причинно-следственные связи, что соответствует целевым ориентирам, результатам освоения ФГОС ДО и НО.
Увиденные образы в художественном произведении живописи остаются в памяти и находят выход в самостоятельной деятельности и поступках. Для ребёнка на первичном этапе важно увидеть и осмыслить, далее проявить оценочное суждение и попытаться спроецировать на свой личный опыт. Познания, обогащенные эмоциями, порождают нравственные чувства, которые закрепляются в игровой деятельности. Напротив, если переживание не возникло, а увиденное и услышанное оказалось только понятым, оно останется в памяти, но не оставит воспитательного следа.
В процессе настольной дидактической игры ребёнок становится активным участником процесса воспитания. Такие условия относится к косвенному методу педагогического воздействия: ребёнок не ощущает себя объектом воздействия взрослого (педагога или родителя), а является полноправным субъектом деятельности. Играя, ребёнок развивается, в игровом действии прокладывается путь от чувства к действию, и от действия к чувству.
Перенося ценностные образы с картины на реальную жизнь, ребёнок сам погружается в ту или иную роль, и тогда в этом сложном психическом процессе расширяется, обогащается, углубляется его личность, сознание и внутренний мир.
Все игровое путешествие строится на основе беседы. В начале беседы у детей следует вызвать интерес к обсуждению обозначенной темы, сосредоточить их внимание на определённом явлении, событии или личности человека, его поступках, чертах характера и т.д. изображенного на игровой карточке.
Учитывая наглядно-образный характер мышления детей периода детства, начать беседу лучше всего с рассматривания фрагмента картины, описания конкретного факта или яркого образа, изображенного в сюжете, затем продолжить постановкой проблемных задач перед детьми.
Основная часть беседы направлена на то, чтобы раскрыть конкретное содержание художественного сюжета, обращая внимание на нравственные качества людей, ценностные образы, вызывая интерес и мотивацию на рассуждение, на выработку определённого эмоционального отношения. В ходе основной части беседы воспитатель разъясняет нравственные нормы поведения, отношений вызывает желание следовать им.
Завершиться игра может по-разному, например можно предложить составить диалог главных героев, или предположить, что будет дальше, если оживить картину. Итоговые высказывания и предположения детей позволят скорректировать педагогу нравственную оценку или мотив действий. В конце необходимо подводить итоги и сформулировать нравственную позицию, которую должны усвоить дети.
Игра: «По дороге к храму».
Цель игры: познакомить детей с традициями и ценностями православной культуры.
Побеждает в игре тот, кто быстрее всех доберется до финиша, соблюдая все правила игры.
Оптимальное количество участников: от 2 до 5 человек.
В игровой набор входит: игровое поле, информационные карточки (2 стороны: лицевая сторона карточки содержит фрагмент произведения русского художника, обратная сторона содержит литературный компонент на тему фрагмента живописи).
Условные обозначения на игровом поле: желтый камушек с номером и вопросительным знаком – «Остановись, подумай, ответь на вопрос или прочитай литературный фрагмент, предположи». При попадании на эту ячейку игрок останавливается и изучает событие, изображенное на предложенной картине.
Ход игры: кидая кубик, игроки с помощью фишек по очереди совершают «путешествие» – перемещения в пределах игрового поля, соблюдая правила. При попадании на ячейку «Остановись, подумай, ответь на вопрос или прочитай литературный фрагмент, предположи» игроки (самостоятельно или при помощи взрослого) изучают событие, изображенное на предложенной картине, и размышляют о нем.
Игроки изучают темы: Таинства: Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь); добродетель, трудолюбие и другие нравственные качества; церковная свеча; событие – Тайная вечеря; православная икона.
В процессе игры участники знакомятся с православными таинствами, обрядами, культурой, обычаями и произведениями отечественных художников.
Традиции, предметы церковного обихода, таинства Православной культуры представлены в фрагментах произведений русской живописи:
- Янулевич Г.А., «В деревне», 2011 г.
- Карнеев А.Е., «Крестины», 1867 г.
- Соломаткин Л.И. «Крестный ход», 1882 г.
- Поленова Е.Д. «Иконописная XVI столетия», 1887 г.
- Михайлов Г.К. «Девушка, ставящая свечу перед образом», 1842 г.
- Богданов-Бельский Н.П. «В церкви».
- Колесников С.Ф. «На службу».
- Рябушкин А.П. «Портрет диакона», 1888 г.
- Маковский А.В. «Пасека».
- Бруни Ф.А. «Тайная вечеря», 1849 г.
- Милорадович С.Д. «У исповеди», 1913 г.
- Пимоненко Н.К. «Пасхальная заутреня в Малороссии», 1891 г. 13. Милорадович С.Д. «Монахиня у иконостаса», 1922.
- Суриков В.И. «Лампада», 1881-1882 гг.
- Жуков Ф.И. «Пасхальный натюрморт».
- Кудрин В.П. «Пасха».
- Топоров Ю.А., «Кижи».
Взаимосвязь между знанием религии, искусства и духовно-нравственным становлением отмечалась многими мыслителями (И.А. Ильин [3], Д.С. Лихачев [5], Б.М. Неменский и др.), это объясняется онтологическими связями нравственного и эстетического феномена культуры. Воспитание на потенциале искусства – это не рассказ об искусстве, а удивительный процесс вхождение в искусство, когда воспринимаемые и осознаваемые художественные образы воздействует на чувства и мысли ребёнка, являясь примером нравственного идеала или раскрывающий духовный компонент жизни человека. Благодаря своей образно-содержательной форме искусство наилучшим способом вводит ребёнка в мир духовно-нравственной культуры Отечества.
Подытоживая вышеизложенное, сделаем вывод, что в процессе игры ребёнок становится активным участником процесса духовно-нравственного и патриотического воспитания, он высказывается, анализирует, предполагает, сравнивает и обобщает, устанавливает причинно-следственные связи, что соответствует целевым ориентирам ФГОС ДО и НОО. Игра относится к косвенному методу педагогического воздействия: ребёнок не ощущает себя объектом воспитательного действия взрослого. В игровой деятельности прокладывается путь от чувства к поступку или действию, и от действия и поступка к чувству.
Перенося предметы, объекты, события Православной культуры как ценностные образы на реальную жизнь, ребёнок сам погружается в ту или иную ситуацию нравственного выбора, «примеряет» тот или иной образ и тогда в этом сложном психическом процессе развивается, обогащается и преобразовывается духовно-нравственная сфера его личности.