Семья – социальный институт, базовая ячейка общества, группа связанных между собой людей. Семья является неотъемлемой частью общества, поскольку в семье воспитываются человеческие ценности, мораль и личностная позиция. Семья транслирует ценности от поколения в поколение, поэтому во многих странах мира важнейшим элементом глобального развития является именно семейная идеология.
Семейная политика – политика, которая направлена на формирование благоприятной социальной, культурной, политической и других направлений развития, реализацию важных социальных функций. Также социальная политика направлена на развитие индивида и личности, развития института семьи [2].
Семейное законодательство многочисленно. Оно предполагает информацию о правилах вступления в брак, принципы помощи российским семьям, защиту семейных ценностей, ответственность родителей и многое другое. В список законов, связанных с регулированием института семьи, входят:
- Конституция Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации (№223-ФЗ);
- Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" (№143-ФЗ);
- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (№124-ФЗ);
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
Существуют и другие нормативно-правовые акты, затрагивающие аспекты семьи.
Основными направлениями семейной политики Российской Федерации являются:
- Усиление помощи семьям в воспитании потомства;
- Улучшение охраны здоровья семей;
- Обеспечение работникам с детьми благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с процессом воспитания детей;
- Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей;
- Уменьшение бедности;
- Увеличение помощи малоимущим семьям.
Направления развития семейной политики Российской Федерации не ограничены лишь вышеперечисленными, однако их можно выделить как наиболее важные и актуальные.
Россия провозглашает развитие семьи как автономную ячейку общества, а семья строится на партнерских отношениях. Создание семьи – обоюдное решение двух членов общества, поэтому необходимо помогать семьям в развитии. Современное общество строится на создании семей, а для благополучного развития общества необходимо помогать малоимущим семьям, семьям с детьми, многодетным семьям. Современной России важно преодолеть негативные аспекты материального положения семей, стабилизировать роль семьи в современной России.
Государству необходимо защищать институт семьи, тем самым развивая семейную политику. Именно от развития семейной политики многое зависит: экономическое развитие государства, развитие генофонда нации, формирование трудового капитала, воспроизводство населения.
Возможно, именно современная семейная политика государства не совсем благоприятно отразилась на статистике разводов и бракосочетаний, поскольку в 2020 году в России распалось 73% браков, когда в 2018 и 2019 годах распалось 65% браков. 30 лет назад данное соотношение было равным 42%, а 70 лет назад распадалось всего лишь 4% брачных союзов. То есть, именно в 2020 году было наибольшее количество разводов за последние 30 лет. Это может означать, что одним из факторов разводов является именно развитие семейной политики в Российской Федерации. В тяжелые времена для страны не было обеспечено достаточной поддержки семьям, что негативно повлияло на отношения между людьми в том числе. Однако в противовес статистике распада браков, статистика заключения браков также изменилась. В 2020 году в брак вступило на 21% больше населения, чем в предыдущий год [5].
Причинами расторжения браков являются материальные проблемы: отсутствие постоянной работы, бедность, отсутствие возможности в полной мере обеспечить семью. Эти проблемы определяют и векторы развития семейной политики Российской Федерации, направления деятельности органов власти в данной области. Реализация семейной политики далека от идеала, однако правительство предпринимает все возможное для помощи семьям, с точки зрения материальной защиты государства и семьи.
Рассмотрев направления развития семейной политики государства и определив ее слабые места, необходимо также рассмотреть актуальные проблемы реализации семейной политики Российской Федерации [3].
Одной из первостепенных проблем в ходе реализации семейной политики государства является потеря ценностей в обществе. В современном обществе происходит переоценка ценности института семьи, что неблагоприятно сказывается на реализации семейной политики. Многие молодые люди отодвигают создание семьи на второй план, ставя на первый план личную карьеру, саморазвитие, развитие индивидуальных качеств. В то же время государство занимается взращиванием личности на благо общества, а не на личное благо. Государство нуждается в обществе, которое будет существовать на благо страны, невзирая на личные предпочтения.
Следующая проблема развития семейной политики связана с низким уровнем и качеством жизни в отдельных регионах государства. Разумеется, существуют города и регионы с развитой семейной политикой, однако существуют области и края, где данным вопросам уделяется меньшее количество ресурсов и внимания [4].
Очень многие специалисты в нынешнее время убеждены в том, что Семейный Кодекс Российской Федерации не совсем соответствует современным потребностям семьи и нынешней реальности. Очень часто при решении того или иного вопроса или проблемы государственные органы власти рассматривают отдельных членов семьи (родителей или детей), но никак не семью в целом. Например, при бракоразводном процессе, при наличии двух и более детей, их, как правило, делят между супругами, и в последующем дети, достаточно часто, перестают общаться и теряют связь друг с другом.
В том числе, к проблемам развития семейной политики так же относится и неуверенность молодого поколения в завтрашнем дне. Если такая неуверенность появляется, значит, на это есть причины. Возможно, именно опыт старших поколений и обстановка в стране заставляют считать, что тот или иной человек не сможет прокормить себя и свою семью в случае возникновения трудностей.
На данном этапе развития общества, семейная политика государства более ориентирована на социальную помощь многодетным семьям и семьям, нуждающимся в защите, однако фактически не ориентирована на перспективу. Те молодые люди, что подходят к возрасту создания семьи боятся вступать в брак и создавать новые ячейки общества. Государству необходимо пересмотреть нормативно-правовую базу касательно семейной политики и выделить новые направления развития. Возможно, нельзя решить все проблемы сразу, однако если серьезно и основательно подойти к этому вопросу, то можно понять, что все проблемы касательно данного вопроса решаемы. Семья, как ячейка общества, осталась вне поля зрения органов государственного управления. Важно создать целостную, последовательную и комплексную поддержку каждой семьи, которая позволит не только реализовать в полной мере потребности каждого члена общества, но и постепенно создать здоровую нацию, крепкую полную семью, повысить желание человека работать и улучшать качество жизни, что, в свою очередь, будет способствовать развитию регионов и страны в целом [1].