Роль семьи в правильной профориентации детей старшего дошкольного возраста
научный журнал «Актуальные исследования» #28 (55), июль '21

Роль семьи в правильной профориентации детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается профориентационная работа дошкольного образовательного учреждения и семьи в правильной профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста, которая является важным и необходимым аспектом для выбора профессии ребёнком.

Аннотация статьи
старший дошкольный возраст
правильная профориентация
дошкольное образовательное учреждение
профессиональная ориентация
Ключевые слова

Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.

В статье 44 «Закона об образовании в РФ» говориться, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, критериями которых являются: положительное отношение ребенка к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; проявление ребенком инициативы и самостоятельности, способность к выбору рода занятий, к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности [4].

Выбор профессии – едва ли не самый решающий момент в жизни каждого человека, к которому необходимо относиться ответственно, вдумчиво и с направленностью на будущее. Профессия должна выбираться именно ребенком, а не его родителями. Конечно, родители могут хотеть для ребенка любую из перспективных профессий, которая обеспечит ему будущее, но важно учитывать способности, интерес ребенка. Все это в комплексе и учитывает профориентационная работа.

Что такое профессиональная ориентация? Профориентация дошкольников – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Дошкольное учреждение – одна из первых ступеней в формировании базовых знаний о профессиях. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир для него ярче и привлекательнее [1].

Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер. Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, очень важна и необходима. Профориентация, в первую очередь, начинается с семьи. Вовремя проведенная профориентационная работа является важным и необходимым аспектом для выбора профессии ребенком.

Начинается с того, что родители с раннего детства наблюдают, какими способностями обладает их ребенок, к каким играм проявляет интерес, во что ребенок играет с детьми на площадке. Это и есть начало в определении будущей профессии. Именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет. Ребёнок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий, изобретений, открывает для себя разные виды деятельности, мир человеческих отношений и общественной функции людей. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, дошкольник стремится к самостоятельности и потребности поступать как взрослый, подражая ему во всем.

Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. Дети дошкольного возраста проявляют интерес к работе родителей и желают стать такими, как папа и мама.

Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего, доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.

Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Начиная со своей профессии, профессии бабушек, дедушек, родных и знакомых, родители могут знакомить ребенка с многочисленными профессиями, из которых есть возможность выбора. Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают истории из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление. Не стоит родителям ограничиваться рассказами и разговорами – можно предложить детям экскурсии в магазин, в парикмахерскую, в библиотеку, на станцию по ремонту машин и т.д., изучая профессию изнутри, показывать процесс работы, место работы, проводить своеобразные интервью с самими обладателями профессии. Будет гораздо эффективнее, если интервью будет проводить сам ребенок, конечно, с помощью родителей.

Таким образом, у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности, а эта деятельность становится совместным и очень увлекательным времяпровождением.

Такой опыт общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии, но выбор у ребенка постоянно меняется. Как правило, сами дети об этом не задумываются, и задача педагогов, родителей – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь» или «Если ты станешь врачом, как будешь лечить людей» и т.д. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Так дети узнают много нового и полезного. Появляется интерес к тому, чтобы узнать что-то еще, не останавливаться на достигнутом.

Таким образом, расширяется кругозор ребенка. Приобщая детей к труду и знакомя с профессиями, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья, а также семейные традиции и интересы.

Сумасшедший ритм современной жизни, а также непростая экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы, заставляет многих родителей ограничивать свое участие в жизни детского сада только лишь тем, что они приводят и забирают своих детей из дошкольного учреждения.

Мы наблюдаем ошибки родителей в помощи выбора профессий:

Во-первых, во многих семьях к этому относятся безразлично. Некоторым родителям просто лень заниматься ребенком вообще, а уж о его профессиональной ориентации они думают в самую последнюю очередь. Это приводит к случайному выбору профессии. Хотя, иногда этот выбор оказывается удачным.

Во-вторых, существуют семейные традиции. Например, прадед был врачом, дед был врачом, отец был врачом. Кем же еще быть сыну? Вопрос даже не стоит. Это - династические профессии. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для неё требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и работу по ночам, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей - что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради.

Таким образом, если ребенку нравится профессия родителей, важно обсуждать с ним его предпочтение выбора в данной ситуации. И опять же иногда это приводит к успеху. Ребенок с детства погружен в соответствующую среду, общается с представителями своей будущей профессии, имеет преимущества в виде помощи и связей родителей, их опыта и протекции.

В-третьих, часто на первый план выводятся деньги или престиж профессии. Мне все равно, где ты работаешь, лишь бы ты зарабатывал много, купил крутую тачку, квартиру и нас, родителей, обеспечивал, – такова позиция многих отцов и матерей. Наконец, многие чадолюбивые родители призывают ребенка найти такую работу, чтобы много не напрягаться. Где бы ни работать, лишь бы не работать! Во всех этих случаях, ребенок вполне может найти то, что ему нужно и быть вполне успешным и счастливым, но такие случаи, скорее исключение, чем правило. Это как выигрыш в лотерею-кому-то везет, но далеко не всем.

Подготовить ребенка к будущей профессии, помочь ему сделать правильный выбор – одна из важнейших задач для любящих и дальновидных родителей. Дошкольный возраст рассматривается как подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка. Игра – отражение жизни. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.

Игра это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игры в профессии позволяют детям закрепить полученные знания на практике, формируют у них образное мышление, пространственное воображение, способствуют социализации и формируют коммуникативные навыки [3].

В игре происходит ориентация в самых общих и самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности.

Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. Успешное осуществление профориентационной работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.

В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли воспитателей, врачей, строителей, машинистов и т.д. Групповые игры дают возможность примерить ту или иную профессию на себе, и таких проб должно быть как можно больше, для того чтобы подросток в полной мере ощутил себя внутри профессии и был, хотя бы на время, ее частью. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.

Такие навыки как работа в коллективе, коммуникативные навыки, навыки выступления на публике, выход из конфликтных ситуаций и многие другие, которые нарабатывает дошкольник в групповых играх, пригодятся ему не только в профессии, но и в жизни целом. Если ребёнок хочет стать кем-либо, но ему не хватает каких-либо личностных качеств, то он может целенаправленно работать над собой, над развитием тех или иных качеств, которые необходимы в его будущей профессии. Этим и важен ранний выбор профессии, возможностью подготовки к непосредственной работе в профессии.

Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы обучения и воспитания: словесный; наглядный; практический; игровой. На практике все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом [2, с. 18].

Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

Рекомендуется использовать разнообразные современные формы работы с родителями: по профориентации – анкетирование и тестирование родителей; тренинги; информационные профцентры; родительские собрания; семинары – практикумы; тематические досуги; фотовыставки, альбомы; презентации; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр; проектная деятельность; изготовление лэпбуков и др.

Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит, подскажет в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придаёт им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем не только учебным, но и профессиональным.

И самое главное, как показывает практика, главный совет для родителей: – не откладывать эту работу на будущее. Чем раньше человек начинает действовать в направлении профессионального самоопределения, тем выше в последствие его цена и конкурентоспособность, и работоспособность на рынке труда.

Главная задача семьи – не давить на ребенка с выбором профессии, а давать ему возможность выбрать из многих профессий, которые он знает и которые есть в мире. Сделать так, чтобы выбор профессии стал для ребенка не обременением, с которым он должен справиться сам, а семейным квестом, который вы проходите все вместе на протяжении всей школьной жизни ребенка. Главное понимание профориентации, которое семья обязана донести до своего ребенка, это «все профессии важны, все профессии нужны».

Мы все хотим для наших детей самого лучшего, порой забывая, что лучшее для нас не означает лучшее для ребенка. Уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример – оптимальные условия воспитания трудолюбия.

Педагогический коллектив должен стремиться достичь единства педагогических воздействий на ребенка совместно с семьями воспитанников, что позволит добиваться хороших результатов в ранней профессиональной ориентации дошкольников. Уже в детском саду мы приоткрываем дошкольникам двери в мир профессий, чтобы в будущем наши дети не ощутили себя кораблем, который не знает к какой пристани он держит путь.

Помочь ребенку сделать правильный выбор – непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка старшего дошкольного возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

«Будущее принадлежит тем, кто свято верен своей мечте». Помогите своим детям обрести счастливое будущее через правильно выбранную профессию!

Текст статьи
  1. Кубайчук, Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста / Н. П. Кубайчук. – Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. - С. 97-101. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7770/ (дата обращения: 11.07.2021).
  2. Пасечникова Т.В. «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации», Самара, Изд-во ЦПО, 2013 – 45 с.
  3. Сальникова Т.Г. Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). вып. 1 – СПб.: Детство-пресс, 2018.
  4. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с. (Правовая библиотека образования). ISBN 978-5-99-49-0961-4 (дата обращения: 31.03.2021).
  5. Шаламова Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: учебно-методическое пособие – СПб.: Детство-пресс, 2012.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа