Современные стандарты образования диктуют необходимость использования в обучении форматов, предполагающих постоянную обратную связь между обучающимся и учителем. Интерактивное обучение – это организация обучения, при которой учитель и ученики активно взаимодействуют друг с другом, это так называемое диалоговое обучение. Интерактивные средства обучения, такие как интерактивная доска, проектор, ноутбук, планшет, стали неотъемлемой частью современного учебного процесса (рис.1).
Рис. 1. Интерактивные средства обучения
Практика преподавания экономических и финансовых дисциплин доказывает высокую эффективность применения интерактивных форматов при преподавании данных предметов школьникам на разных ступенях обучения. Учащиеся активно включаются в работу при использовании таких форм и методов интерактивного обучения, как решение кейсов, мозговой штурм, деловая игра и др. (таблица)
Таблица
Примеры форм и методов интерактивного обучения
Наименование |
Характеристика |
---|---|
Мастер-класс |
Интерактивное занятие, на которых ученик получает знания и навыки в формате практической работы. |
Интерактивный вебинар |
Тип занятия, который соединяет в себе традиционную лекцию и такие способы взаимодействия, как дискуссия, разбор, демонстрация слайдов или фильмов |
Решение кейсов |
В этом методе интерактивного обучения берётся конкретная ситуация, и ученики коллективно разрабатывают модель её решения. |
Голосование, опрос |
Обсуждения, в ходе которых ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения. |
Мозговой штурм |
Метод совместного генерирования идей и поиска нестандартных творческих решений |
Ролевая игра |
Метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого “проживания” жизненной и профессиональной ситуации. |
При преподавании экономики и финансовой грамотности есть ряд тем, освоение которых при традиционных форматах обучения затруднено, интерактивные форматы позволяют обучаться на собственном опыте и дают больше практических навыков учащимся. Стоит отметить следующие сложные темы:
- Сбережения и инвестиции.
- Страхование.
- Кредиты.
- Налоги.
- Пенсионное обеспечение.
- Рациональное поведение потребителя.
- Рынки факторов производства.
- Абсолютное и сравнительное преимущество.
В рамках проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» специалистами с 2011 по 2020 годы разработано большое количество готовых методических решений для педагогов. Материалы доступны учителям и родителям на портале Вашифинансы.рф [2]. Для работы с учащимися с использованием интерактивных форматов на портале представлены статьи, видео, комиксы, тесты и библиотека материалов по темам «Банки и биржи», «Деньги в интернете», «Как хранить и копить», «Карманные деньги», «Откуда берут деньги», «Потребности и желания», «Происхождение денег», «Смешарики», «Школа Яндекс. Денег». Материалы больше всего подходят для младшего и среднего школьного возраста.
Важным ресурсом для учителя, непосредственно посвященном интерактивному обучению финансовой грамотности, является сайт Образовательных проектов ПАКК [1]. На сайте представлены курсы для педагогов по использованию интерактивных форматов для учащихся разных классов, дистанционный курс для сотрудников детских лагерей, библиотека материалов по финансовой грамотности, разработанных консультантами ПАКК, а также материалы для повышения финансовой грамотности школьников в рамках изучения отдельных предметов: математики, информатики, литературы. В рамках работы данной платформы действует сообщество педагогов, которые постоянно обмениваются лучшими практиками работы при обучении детей и молодежи финансовой грамоте.
Для обучения финансовой грамотности, в том числе с использованием интерактивных форматов, на всех ступенях образования, а особенно в старшей школе, учителю будет особенно полезен сайт Центра «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» [3]. Его уникальность не только в содержании рекомендаций по использованию учебно-методических комплектов по преподаванию финансовой грамотности, начиная со 2 класса, но и специальных интерактивных курсов по финансовой грамотности, курсов повышения квалификации, видеолекций, вебинаров, библиотеки открытых уроков, материалов конференций по использованию педагогических технологий при обучении финансовой грамотности.
Обучение финансовой грамотности с использование интерактивных форматов учащихся на базе МБОУ гимназии № 7 г. о. Чехов Московской области осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности, в старших классах ведутся элективные курсы (рис.2).
Рис. 2. Формирование финансовой грамотности учащихся
Рис. 3. Настольная игра «Как сохранить и приумножить» (по материалам Образовательных проектов ПАКК)
Рис. 4. Деловая игра «Продаем снег»
Интерактивные деловые игры можно использовать для большого количества учащихся (параллель), например, при проведении предметных недель: всероссийской недели сбережений, недели финансовой грамотности, международной недели инвестиций, дня финансиста (рис.4).