Главная
АИ #28 (55)
Статьи журнала АИ #28 (55)
Применение интерактивных форматов обучения на уроках финансовой грамотности

Применение интерактивных форматов обучения на уроках финансовой грамотности

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

интерактивные форматы в образовании
преподавание экономики
обучение финансовой грамотности
учитель
ученик
обратная связь
диалоговое обучение

Аннотация статьи

В данной статье представлен обзор интерактивных форматов обучения, которые могут повысить эффективность преподавания отдельных тем в рамках изучения основ экономики и финансовой грамотности в школе.

Текст статьи

Современные стандарты образования диктуют необходимость использования в обучении форматов, предполагающих постоянную обратную связь между обучающимся и учителем. Интерактивное обучение – это организация обучения, при которой учитель и ученики активно взаимодействуют друг с другом, это так называемое диалоговое обучение. Интерактивные средства обучения, такие как интерактивная доска, проектор, ноутбук, планшет, стали неотъемлемой частью современного учебного процесса (рис.1).

Рис. 1. Интерактивные средства обучения

Практика преподавания экономических и финансовых дисциплин доказывает высокую эффективность применения интерактивных форматов при преподавании данных предметов школьникам на разных ступенях обучения. Учащиеся активно включаются в работу при использовании таких форм и методов интерактивного обучения, как решение кейсов, мозговой штурм, деловая игра и др. (таблица)

Таблица

Примеры форм и методов интерактивного обучения

Наименование

Характеристика

Мастер-класс

Интерактивное занятие, на которых ученик получает знания и навыки в формате практической работы.

Интерактивный вебинар

Тип занятия, который соединяет в себе традиционную лекцию и такие способы взаимодействия, как дискуссия, разбор, демонстрация слайдов или фильмов

Решение кейсов

В этом методе интерактивного обучения берётся конкретная ситуация, и ученики коллективно разрабатывают модель её решения.

Голосование, опрос

Обсуждения, в ходе которых ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.

Мозговой штурм

Метод совместного генерирования идей и поиска нестандартных творческих решений

Ролевая игра

Метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого “проживания” жизненной и профессиональной ситуации.

При преподавании экономики и финансовой грамотности есть ряд тем, освоение которых при традиционных форматах обучения затруднено, интерактивные форматы позволяют обучаться на собственном опыте и дают больше практических навыков учащимся. Стоит отметить следующие сложные темы:

  • Сбережения и инвестиции.
  • Страхование.
  • Кредиты.
  • Налоги.
  • Пенсионное обеспечение.
  • Рациональное поведение потребителя.
  • Рынки факторов производства.
  • Абсолютное и сравнительное преимущество.

В рамках проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» специалистами с 2011 по 2020 годы разработано большое количество готовых методических решений для педагогов. Материалы доступны учителям и родителям на портале Вашифинансы.рф [2]. Для работы с учащимися с использованием интерактивных форматов на портале представлены статьи, видео, комиксы, тесты и библиотека материалов по темам «Банки и биржи», «Деньги в интернете», «Как хранить и копить», «Карманные деньги», «Откуда берут деньги», «Потребности и желания», «Происхождение денег», «Смешарики», «Школа Яндекс. Денег». Материалы больше всего подходят для младшего и среднего школьного возраста.

Важным ресурсом для учителя, непосредственно посвященном интерактивному обучению финансовой грамотности, является сайт Образовательных проектов ПАКК [1]. На сайте представлены курсы для педагогов по использованию интерактивных форматов для учащихся разных классов, дистанционный курс для сотрудников детских лагерей, библиотека материалов по финансовой грамотности, разработанных консультантами ПАКК, а также материалы для повышения финансовой грамотности школьников в рамках изучения отдельных предметов: математики, информатики, литературы. В рамках работы данной платформы действует сообщество педагогов, которые постоянно обмениваются лучшими практиками работы при обучении детей и молодежи финансовой грамоте.

Для обучения финансовой грамотности, в том числе с использованием интерактивных форматов, на всех ступенях образования, а особенно в старшей школе, учителю будет особенно полезен сайт Центра «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» [3]. Его уникальность не только в содержании рекомендаций по использованию учебно-методических комплектов по преподаванию финансовой грамотности, начиная со 2 класса, но и специальных интерактивных курсов по финансовой грамотности, курсов повышения квалификации, видеолекций, вебинаров, библиотеки открытых уроков, материалов конференций по использованию педагогических технологий при обучении финансовой грамотности.

Обучение финансовой грамотности с использование интерактивных форматов учащихся на базе МБОУ гимназии № 7 г. о. Чехов Московской области осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности, в старших классах ведутся элективные курсы (рис.2).

Рис. 2. Формирование финансовой грамотности учащихся

Рис. 3. Настольная игра «Как сохранить и приумножить» (по материалам Образовательных проектов ПАКК)

Рис. 4. Деловая игра «Продаем снег»

Интерактивные деловые игры можно использовать для большого количества учащихся (параллель), например, при проведении предметных недель: всероссийской недели сбережений, недели финансовой грамотности, международной недели инвестиций, дня финансиста (рис.4).

Список литературы

  1. Образовательные проекты ПАКК. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   https://edu.pacc.ru/ (Дата обращения 14.07.2021)
  2. Портал проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  https://vashifinancy.ru/. (Дата обращения 14.07.2021)
  3. Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  https://fmc.hse.ru/ (Дата обращения 14.07.2021)

Поделиться

11055

Трусова Л. А. Применение интерактивных форматов обучения на уроках финансовой грамотности // Актуальные исследования. 2021. №28 (55). С. 49-53. URL: https://apni.ru/article/2707-primenenie-interaktivnikh-formatov-obucheniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января