Принципы и методы логистики

Транспортная логистика – наука, область теоретических исследований и практического применения комплекса знаний, которые помогают максимально целесообразно и экономически выгодно организовать доставку грузов из одной точки в другую. Логистика имеет место не только в сфере грузоперевозок, но и в других областях деятельности: информационной, финансовой и пр.

Аннотация статьи
логистика
современные тенденции
логистическая инфраструктура
Ключевые слова

Общими для всех отраслей народного хозяйства принципами управления являются:

  • единство политического и хозяйственного руководства;
  • планомерность ведения хозяйства;
  • демократический централизм;
  • единоначалие при активном участии трудящихся в управлении производством;
  • рациональное сочетание отраслевого и территориального управления;
  • правильный подбор, расстановка и воспитание кадров;
  • строжайшая дисциплина в выполнении планов, требований нормативных документов и режимов работы.

На транспорте особое значение придается таким принципам управления, как централизм, единоначалие и дисциплина. Они действуют более жестко, чем в других отраслях в связи с необходимостью объединения усилий всех территориально разобщенных предприятий в едином и непрерывном перевозочном процессе, обеспечения безопасности движения.

Специфические функции управления на транспорте связаны с решением конкретных задач обеспечения эффективного перевозочного процесса путем воздействия на отдельные стороны транспортного производства – погрузку, перевозку, выгрузку, ремонт и т. п.

Можно выделить такие управленческие функции на транспорте, как: диспетчерское руководство, оперативное планирование перевозок, комплексное регулирование парка подвижного состава, ревизорский контроль и др.

Методы управления представляют собой совокупность способов и приемов целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемый объект (производственный коллектив или отдельного работника) для достижения поставленных целей.

Основные методы управления на транспорте – экономические, организационно-распорядительные, правовые и социально-психологические.

Экономические методы заключаются главным образом в централизованном планировании и хозяйственном расчете. Экономическими рычагами управления служат тарифы, кредит, прибыль, заработная плата, премии и др.

Организационно-распорядительные (административные) методы управления базируются на принципах демократического централизма, единства политического и хозяйственного руководства, материальной заинтересованности и морального стимулирования, правильного подбора, расстановки и воспитания кадров. Эти методы оказывают влияние на все звенья управления транспортом посредством регламентирующих нормативных документов (уставов, положений, правил, инструкций, методических указаний, типовых норм и нормативов и т. п.), а также в форме приказов, распоряжений, указаний, направленных на устранение возникающих в ходе управления транспортом отклонений от поставленных задач.

Организационно-правовые методы управления транспортом включают в себя:

  1. систему федеральных органов исполнительной власти в области транспорта;
  2. регулирование основных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти в области транспорта;
  3. нормативную базу, закрепляющую организацию и управление транспортном.

В соответствии с пунктом «и» ст.71 Конституции РФ федеральные транспорт и пути сообщения находятся в ведении Российской Федерации. Это означает, что в компетенцию Правительства РФ входит решение вопроса организации государственного управления транспортном, а также разработка и внесение на рассмотрение законодательных органов проектов федеральных законов о федеральном транспорте и путях сообщения.

Организация управления транспортном, не относящимся к федеральному, возлагается на органы исполнительной власти субъектов Федерации. Обычно это департаменты (министерства) транспорта и связи.

Социально-психологические методы управления базируются на идеологической, политико-воспитательной работе, развитии социалистического соревнования и движения за коммунистическое отношение к труду, наставничества и др.

Основными звеньями в системе управления железнодорожным транспортом являются железные дороги и их отделения, они наделены всей полнотой прав по организации перевозочного процесса, развитию хозяйства, руководству линейным предприятиями и осуществляют свою деятельность на основе хозяйственного расчета, пользуются банковским кредитом, имеющих самостоятельный баланс и счета в банках. Хозяйственной самостоятельностью обладают также отдельные крупные линейные предприятия железнодорожного транспорта. В центральном его аппарате имеются главные управления, управления и самостоятельные отделы.

Чрезвычайно важную роль в совершенствовании управления транспортом играет дальнейшее внедрение электронно-вычислительной техники и создание автоматизированных систем управления (АСУ).

В настоящее время на каждом виде транспорта действуют первые очереди отраслевых автоматизированных систем управления: на железнодорожном – АСУЖТ, на морском – «АСУ – Морфлот», на речном – «АСУ – речфлот», на автомобильном – «АСУ – автотранс», на воздушном «АСУГА», на трубопроводном – «АСУ – трубопровод» и т. д. [1]

Текст статьи
  1. Некрасов А.Г. Управление цепями поставок в транспортном комплексе : учеб. пособие для вузов / А. Г. Некрасов [и др.]. - Москва : Горячая линия – Телеком, 2017. – 262 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа