Общими для всех отраслей народного хозяйства принципами управления являются:
- единство политического и хозяйственного руководства;
- планомерность ведения хозяйства;
- демократический централизм;
- единоначалие при активном участии трудящихся в управлении производством;
- рациональное сочетание отраслевого и территориального управления;
- правильный подбор, расстановка и воспитание кадров;
- строжайшая дисциплина в выполнении планов, требований нормативных документов и режимов работы.
На транспорте особое значение придается таким принципам управления, как централизм, единоначалие и дисциплина. Они действуют более жестко, чем в других отраслях в связи с необходимостью объединения усилий всех территориально разобщенных предприятий в едином и непрерывном перевозочном процессе, обеспечения безопасности движения.
Специфические функции управления на транспорте связаны с решением конкретных задач обеспечения эффективного перевозочного процесса путем воздействия на отдельные стороны транспортного производства – погрузку, перевозку, выгрузку, ремонт и т. п.
Можно выделить такие управленческие функции на транспорте, как: диспетчерское руководство, оперативное планирование перевозок, комплексное регулирование парка подвижного состава, ревизорский контроль и др.
Методы управления представляют собой совокупность способов и приемов целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемый объект (производственный коллектив или отдельного работника) для достижения поставленных целей.
Основные методы управления на транспорте – экономические, организационно-распорядительные, правовые и социально-психологические.
Экономические методы заключаются главным образом в централизованном планировании и хозяйственном расчете. Экономическими рычагами управления служат тарифы, кредит, прибыль, заработная плата, премии и др.
Организационно-распорядительные (административные) методы управления базируются на принципах демократического централизма, единства политического и хозяйственного руководства, материальной заинтересованности и морального стимулирования, правильного подбора, расстановки и воспитания кадров. Эти методы оказывают влияние на все звенья управления транспортом посредством регламентирующих нормативных документов (уставов, положений, правил, инструкций, методических указаний, типовых норм и нормативов и т. п.), а также в форме приказов, распоряжений, указаний, направленных на устранение возникающих в ходе управления транспортом отклонений от поставленных задач.
Организационно-правовые методы управления транспортом включают в себя:
- систему федеральных органов исполнительной власти в области транспорта;
- регулирование основных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти в области транспорта;
- нормативную базу, закрепляющую организацию и управление транспортном.
В соответствии с пунктом «и» ст.71 Конституции РФ федеральные транспорт и пути сообщения находятся в ведении Российской Федерации. Это означает, что в компетенцию Правительства РФ входит решение вопроса организации государственного управления транспортном, а также разработка и внесение на рассмотрение законодательных органов проектов федеральных законов о федеральном транспорте и путях сообщения.
Организация управления транспортном, не относящимся к федеральному, возлагается на органы исполнительной власти субъектов Федерации. Обычно это департаменты (министерства) транспорта и связи.
Социально-психологические методы управления базируются на идеологической, политико-воспитательной работе, развитии социалистического соревнования и движения за коммунистическое отношение к труду, наставничества и др.
Основными звеньями в системе управления железнодорожным транспортом являются железные дороги и их отделения, они наделены всей полнотой прав по организации перевозочного процесса, развитию хозяйства, руководству линейным предприятиями и осуществляют свою деятельность на основе хозяйственного расчета, пользуются банковским кредитом, имеющих самостоятельный баланс и счета в банках. Хозяйственной самостоятельностью обладают также отдельные крупные линейные предприятия железнодорожного транспорта. В центральном его аппарате имеются главные управления, управления и самостоятельные отделы.
Чрезвычайно важную роль в совершенствовании управления транспортом играет дальнейшее внедрение электронно-вычислительной техники и создание автоматизированных систем управления (АСУ).
В настоящее время на каждом виде транспорта действуют первые очереди отраслевых автоматизированных систем управления: на железнодорожном – АСУЖТ, на морском – «АСУ – Морфлот», на речном – «АСУ – речфлот», на автомобильном – «АСУ – автотранс», на воздушном «АСУГА», на трубопроводном – «АСУ – трубопровод» и т. д. [1]