Управление цепями поставок морского транспорта с помощью цифровых технологий
научный журнал «Актуальные исследования» #29 (56), июль '21

Управление цепями поставок морского транспорта с помощью цифровых технологий

В современном мире удачное функционирование российской экономики вероятно исключительно при условии налаженной системы логистики. С каждым годом компании приобретают большее значение цепи поставок и управлении ими. На сегодняшний день идёт изменение в привычных формах цепях поставок, они становятся более гибкими и мобильными. Данное изменение происходит благодаря развивающимся информационным технологиям, которые непрерывно привносят в SCM новые методы организации и управления. Транспортная логистика занимает главную роль в международных и региональных перевозках, а также в формировании материальных, информационных и сервисных логистических потоков, где основную роль занимают морские перевозки товарных грузов.

Аннотация статьи
цепи поставок
морской транспорт
цифровая логистика
Ключевые слова

Управление цепями поставок (УЦП) является непременным механизмом увеличения конкурентоспособности фирм в современном мире. Считается, что в данный момент конкуренция на рынке происходит не отдельными фирмами, но и в том числе между цепями и сетями поставок. При этом даже одна фирма имеет возможность являться звеном нескольких создающих конкуренцию цепей/сетей поставок.

Базой использования стратегии УЦП представляется существование системы стремительного (мгновенного) информативного обмена между всеми участниками цепей поставок, и способности всех участников сразу реагировать на изменения условий рынка.

Условия быстрого реагирования могут относиться к повышению или снижению производственных объёмов, изменения свойств продукции с учетом предпочтений клиентов, изменением услуг или условий доставки. Данные изменения возможно оперативно реализовать с помощью отлаженной системы информационного обмена. К увеличению расходов может привести недостаток информации при УЦП. Расходы могут варьироваться до 20% от всего операционного бюджета.

Главной целью использования стратегии УПЦ является исключение посредников из цепи поставки, которые не добавляют никакой ценности товару и оптимизировать все процессы, прибавляющие ценность товару. Для достижения данной цели необходимо иметь обеспечение сквозной прозрачности всех операций, реализуемых с помощью полного контроля и прослеживания. Современные информативные технологии не обеспечивают совершенной прозрачности цепи поставки, что приводит к затруднению процесса управления.

Процесс управления цепями поставок (Supply Chain Management, SCM) гарантирует движение сырья и готовой продукции предприятия, производства и продаж. Фактически, система SCM – это основная система любой компании. Ее успех определяется по трем факторам: работоспособность (обеспечение работы без срывов), сокращение затрат и сокращение времени оборачиваемости единицы продукции внутри системы.

IT-технологии в морской индустрии:

В современной морской индустрии IT-технологии играют очень важную роль, причем их роль и значение непрерывно повышаются.

В 2017 году кибератаки указали на уязвимость в навигационных и других информационных системах на судах и в портах. Например, внедрение в системы автоматической идентификации и электронные карты, глушение глобальных систем позиционирования и манипулирование системами управления грузами и судами, в том числе, путем установления вирусных программ.

На сегодняшний день международные правила кибербезопасности для морской отрасли еще не приняты. При этом принципы ИМО (Международная морская организация) по управлению рисками кибербезопасности в морских портах имеют рекомендации наивысшего уровня по отношению к защите международного судоходства от существующих и потенциальных угроз в сфере кибербезопасности. Данные рекомендации позволяют постепенно устранить сопряженную с ними уязвимость. Принципы ИМО имеют пять основных элементов для эффективного управления рисками в морской отрасли, а именно: выявить, защитить, обнаружить, отреагировать и восстановить. Для эффективности эти элементы должны быть включены во все аспекты операций судоходной компании и управления персоналом. В настоящее время вопросы о безопасности разрабатываются в рамках Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ).

Основная цель Кодекса заключается в создании международного стандарта по безопасному управлению и эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды. В кодексе прописаны цели управления безопасностью. Также предписано, что судовладелец или любой другой (например: оператор или фрахтователь по бэрбоут-чартеру, принявший на себя ответственность за эксплуатацию судна), обязан создать систему управления безопасностью и установить соответствующую политику для достижения целей безопасности.

Технология «Интернет вещей» является сетью подключенных устройств с уникальными идентификаторами в виде адресов интернет-протоколов, которые обладают встроенными технологиями или оснащенных технологиями, позволяющие им воспринимать, собирать данные и сообщать о среде, в которой они находятся, и/или о них самих.

Также Интернет вещей интенсивнее используется в отрасли для улучшения связи между судном и берегом, для интеллектуального управления трафиком. Более тесный интерфейс между судами и портами включает в себя, например, анализ больших баз данных для сокращения времени на перевозку и времени, затраченного на вход судов в порты и в другие районы с интенсивным движением, тем самым способствуя снижению перегруженности портов.

Блокчейн – это технология распределенного реестра, которая разрешает безвредно отслеживать операции в реестре во многих местах одновременно и через некоторое количество отдельных лиц без надобности привлечения центральной администрации или посредников.

Стандартизация электронного обмена данными и необходимость общего формата данных для обмена информацией является одной из проблем, связанных с цифровыми инновациями в морской отрасли. Электронный обмен данными представляет собой электронный перевод коммерческих или административных операций с одного компьютера на другой, с помощью стандарта для структурирования данных операций. Данный недостаток относится к факторам, способных пояснить длительную зависимость шиппинговой отрасли от бумажных носителей при перевозках груза в контейнерах.

В целом, блокчейн обладает потенциалом для повышения безопасности Интернета вещей. Обеспечить безопасность документов, предотвращение хищения данных и предотвращения незапланированного допуска к данным можно благодаря технологии блокчейн. Также данная технология разработана для повышения кибербезопасности путём удаления единственной цели, которую может атаковать хакер для повреждения всех системы. Следовательно, предоставленное разрешение на управление данными с помощью блокчейн имеет возможность включать в себя присоединение дополнительного уровня безопасности.

В морской отрасли возможно использование блокчейн для отслеживания перемещения груза и видимость всех стадий цепи поставок; для ведения данных о судах и их глобальных рисков, влияющих на перевозку; для интерактивных договоров и морских полисов. Использование технологии блокчейн позволит сократить время и расходы, связанные с транспортировкой груза и таможенным регистрацией.

Текст статьи
  1. Гаджинский, А. М. Логистика / А. М. Гаджинский, В. А. Семенов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 432 с (дата обращения: 12.03.2021)
  2. Полешкина И.О. Управление цепями поставок как драйвер создания конкурентного преимущества компаний молочной сферы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 5 (47). С. 251-271. (дата обращения: 12.03.2021)
  3. Канке, А. А. Основы логистики / А. А. Канке, И. П. Кошевая. – М.: КНОРУС, 2016. – 576 с. (дата обращения: 15.03.2021)
  4. Сергеев И. Использование технологии Блокчейн при мониторинге логистических операций в цепях поставок // Логистика. 2019. №8 (153). С. 36-42 (дата обращения: 15.03.2021)
  5. Рожко О. Блокчейн как инструмент управления в логистике региона // Логистика. 2019. № 7. С. 8-11. (дата обращения: 15.03.2021)
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа