Главная
АИ #29 (56)
Статьи журнала АИ #29 (56)
Управление цепями поставок морского транспорта с помощью цифровых технологий

Управление цепями поставок морского транспорта с помощью цифровых технологий

Автор(-ы):

Усачева Людмила Николаевна

Шепелин Геннадий Ильич

Секция

Информационные технологии, телекоммуникации

Ключевые слова

цепи поставок
морской транспорт
цифровая логистика

Аннотация статьи

В современном мире удачное функционирование российской экономики вероятно исключительно при условии налаженной системы логистики. С каждым годом компании приобретают большее значение цепи поставок и управлении ими. На сегодняшний день идёт изменение в привычных формах цепях поставок, они становятся более гибкими и мобильными. Данное изменение происходит благодаря развивающимся информационным технологиям, которые непрерывно привносят в SCM новые методы организации и управления. Транспортная логистика занимает главную роль в международных и региональных перевозках, а также в формировании материальных, информационных и сервисных логистических потоков, где основную роль занимают морские перевозки товарных грузов.

Текст статьи

Управление цепями поставок (УЦП) является непременным механизмом увеличения конкурентоспособности фирм в современном мире. Считается, что в данный момент конкуренция на рынке происходит не отдельными фирмами, но и в том числе между цепями и сетями поставок. При этом даже одна фирма имеет возможность являться звеном нескольких создающих конкуренцию цепей/сетей поставок.

Базой использования стратегии УЦП представляется существование системы стремительного (мгновенного) информативного обмена между всеми участниками цепей поставок, и способности всех участников сразу реагировать на изменения условий рынка.

Условия быстрого реагирования могут относиться к повышению или снижению производственных объёмов, изменения свойств продукции с учетом предпочтений клиентов, изменением услуг или условий доставки. Данные изменения возможно оперативно реализовать с помощью отлаженной системы информационного обмена. К увеличению расходов может привести недостаток информации при УЦП. Расходы могут варьироваться до 20% от всего операционного бюджета.

Главной целью использования стратегии УПЦ является исключение посредников из цепи поставки, которые не добавляют никакой ценности товару и оптимизировать все процессы, прибавляющие ценность товару. Для достижения данной цели необходимо иметь обеспечение сквозной прозрачности всех операций, реализуемых с помощью полного контроля и прослеживания. Современные информативные технологии не обеспечивают совершенной прозрачности цепи поставки, что приводит к затруднению процесса управления.

Процесс управления цепями поставок (Supply Chain Management, SCM) гарантирует движение сырья и готовой продукции предприятия, производства и продаж. Фактически, система SCM – это основная система любой компании. Ее успех определяется по трем факторам: работоспособность (обеспечение работы без срывов), сокращение затрат и сокращение времени оборачиваемости единицы продукции внутри системы.

IT-технологии в морской индустрии:

В современной морской индустрии IT-технологии играют очень важную роль, причем их роль и значение непрерывно повышаются.

В 2017 году кибератаки указали на уязвимость в навигационных и других информационных системах на судах и в портах. Например, внедрение в системы автоматической идентификации и электронные карты, глушение глобальных систем позиционирования и манипулирование системами управления грузами и судами, в том числе, путем установления вирусных программ.

На сегодняшний день международные правила кибербезопасности для морской отрасли еще не приняты. При этом принципы ИМО (Международная морская организация) по управлению рисками кибербезопасности в морских портах имеют рекомендации наивысшего уровня по отношению к защите международного судоходства от существующих и потенциальных угроз в сфере кибербезопасности. Данные рекомендации позволяют постепенно устранить сопряженную с ними уязвимость. Принципы ИМО имеют пять основных элементов для эффективного управления рисками в морской отрасли, а именно: выявить, защитить, обнаружить, отреагировать и восстановить. Для эффективности эти элементы должны быть включены во все аспекты операций судоходной компании и управления персоналом. В настоящее время вопросы о безопасности разрабатываются в рамках Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ).

Основная цель Кодекса заключается в создании международного стандарта по безопасному управлению и эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды. В кодексе прописаны цели управления безопасностью. Также предписано, что судовладелец или любой другой (например: оператор или фрахтователь по бэрбоут-чартеру, принявший на себя ответственность за эксплуатацию судна), обязан создать систему управления безопасностью и установить соответствующую политику для достижения целей безопасности.

Технология «Интернет вещей» является сетью подключенных устройств с уникальными идентификаторами в виде адресов интернет-протоколов, которые обладают встроенными технологиями или оснащенных технологиями, позволяющие им воспринимать, собирать данные и сообщать о среде, в которой они находятся, и/или о них самих.

Также Интернет вещей интенсивнее используется в отрасли для улучшения связи между судном и берегом, для интеллектуального управления трафиком. Более тесный интерфейс между судами и портами включает в себя, например, анализ больших баз данных для сокращения времени на перевозку и времени, затраченного на вход судов в порты и в другие районы с интенсивным движением, тем самым способствуя снижению перегруженности портов.

Блокчейн – это технология распределенного реестра, которая разрешает безвредно отслеживать операции в реестре во многих местах одновременно и через некоторое количество отдельных лиц без надобности привлечения центральной администрации или посредников.

Стандартизация электронного обмена данными и необходимость общего формата данных для обмена информацией является одной из проблем, связанных с цифровыми инновациями в морской отрасли. Электронный обмен данными представляет собой электронный перевод коммерческих или административных операций с одного компьютера на другой, с помощью стандарта для структурирования данных операций. Данный недостаток относится к факторам, способных пояснить длительную зависимость шиппинговой отрасли от бумажных носителей при перевозках груза в контейнерах.

В целом, блокчейн обладает потенциалом для повышения безопасности Интернета вещей. Обеспечить безопасность документов, предотвращение хищения данных и предотвращения незапланированного допуска к данным можно благодаря технологии блокчейн. Также данная технология разработана для повышения кибербезопасности путём удаления единственной цели, которую может атаковать хакер для повреждения всех системы. Следовательно, предоставленное разрешение на управление данными с помощью блокчейн имеет возможность включать в себя присоединение дополнительного уровня безопасности.

В морской отрасли возможно использование блокчейн для отслеживания перемещения груза и видимость всех стадий цепи поставок; для ведения данных о судах и их глобальных рисков, влияющих на перевозку; для интерактивных договоров и морских полисов. Использование технологии блокчейн позволит сократить время и расходы, связанные с транспортировкой груза и таможенным регистрацией.

Список литературы

  1. Гаджинский, А. М. Логистика / А. М. Гаджинский, В. А. Семенов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 432 с (дата обращения: 12.03.2021)
  2. Полешкина И.О. Управление цепями поставок как драйвер создания конкурентного преимущества компаний молочной сферы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 5 (47). С. 251-271. (дата обращения: 12.03.2021)
  3. Канке, А. А. Основы логистики / А. А. Канке, И. П. Кошевая. – М.: КНОРУС, 2016. – 576 с. (дата обращения: 15.03.2021)
  4. Сергеев И. Использование технологии Блокчейн при мониторинге логистических операций в цепях поставок // Логистика. 2019. №8 (153). С. 36-42 (дата обращения: 15.03.2021)
  5. Рожко О. Блокчейн как инструмент управления в логистике региона // Логистика. 2019. № 7. С. 8-11. (дата обращения: 15.03.2021)

Поделиться

1106

Усачева Л. Н., Шепелин Г. И. Управление цепями поставок морского транспорта с помощью цифровых технологий // Актуальные исследования. 2021. №29 (56). С. 20-22. URL: https://apni.ru/article/2715-upravlenie-tsepyami-postavok-morskogo-transp

Похожие статьи

Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня