Роль функционально-смысловых типов речи и литературных стилей языка в ораторском искусстве

Статья посвящена изучению культуры ораторской речи, определены ее типы. Особенное внимание уделено тому, какие функционально-смысловые типы речи и литературные стили языка применяются в публичной речи. Для этого мы рассмотрели подробно каждый из них и выявили, какой используется оратором в зависимости от жизненных ситуаций.

Аннотация статьи
культура речи
коммуникация
публичная речь
функционально-смысловой тип речи (ФСТР)
литературные стили языка
Ключевые слова

Любой человек хотя бы раз на своем жизненном пути сталкивался с тем, когда приходилось выступать перед публикой, а также встречался со сложностями, которые происходят во время таких выступлений. Данное явление имеет название «публичная речь». Публичная речь – это специальный тип речевой деятельности, который предполагает однозначное общение – обращение, которое направлено конкретной публике. Такая речь имеет убеждающую функцию, направлена к обширной аудитории, произносится специалистами речи и обладает свойством менять взгляды, убеждения людей. По своей структуре она состоит из монологической речи, то есть, обращена к группе слушателей или к самому себе, не ожидает обратной связи. Древнеримский политик и философ Цицерон полагал, что «идеальный оратор – тот, кто в своей речи и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение и подчиняет себе их волю; первое – его долг, второе – залог его популярности, третье – необходимое условие успеха [4].

Живая и устная коммуникация – это наука и искусство. Они тесно связаны между собой. И именно в объединении научной и творческой сторон развивается такой навык, как ораторское искусство. Публичная речь является развлекательной, информационной, вдохновляющей, доказывающей, призывающей к действию. В зависимости от того, какая она, могут употребляться различные функционально-смысловые стили языка. Функционально-смысловые стили речи – это исторически сформировавшаяся концепция речевых средств, которые применяются в той или иной области человеческого общения; вариация писательского стиля, исполняющая конкретную функцию в коммуникации. Стили, которые выделяются в согласовании с главными функциями языка, объединены с той или иной областью и критериями человеческой работы. Они различаются концепцией языковых средств. Именно данные ресурсы формируют конкретную стилевую окраску, которая отличает данный стиль от всех остальных.

Применение материалов различных стилей и типов зависит от рода и вида речи. Так, разного типа доклады, отчеты будут связаны с официально-деловым стилем, лекции и рефераты – с научным стилем, а в публицистическом стиле будут превосходить беседы, интервью, заметка, отчет и т.д. Рассмотрим подробнее каждый из стилей языка.

Официально-деловой стиль относится к области служебных, деловых взаимоотношений; главная роль выступающего – информативная (предоставление данных); для него свойственно присутствие речевых шаблонов, общепризнанной формы изложения, стандартного расположения использованного материала, обширное применение терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложносокращенных текстов, аббревиатур, отглагольных существительных, отыменных предлогов, преимущество прямого порядка слов. Наиболее ярко черты официально-делового стиля проявляются в письменной монологической речи, к которой прежде всего относятся разнообразные документы [1, с. 57].

Научный стиль относится к области академического познания; главная функция оратора – не только передача информации, но и подтверждение ее истинности; для него свойственно присутствие определений, общенаучных текстов, теоретической лексики; в нем преобладает имя существительное, достаточно абстрактных и вещественных существительных, книжный синтаксис, фраза отличается грамматической и логической полнотой.

Публицистический стиль обслуживает область социально-финансовых, общественно-культурных и иных социальных взаимоотношений; главная роль выступающего – сообщение и влияние; в данном жанре применяются все языковые средства; ему свойственны экономия языковых ресурсов, краткость и популярность изложения при информативной содержательности; обширно применяются социально-политическая лексика, стилистически окрашенные средства, метафоры с оценивающим смыслом, разговорные, а также просторечные фразеологизмы и лексический состав; зачастую доля лексики актуализируется, обретает новейшие смысловые оттенки; применяются элементы экспрессивного синтаксиса, компоненты разговорной речи.

Художественно-беллетристический стиль обладает эстетической функцией, также функцией влияния; в нем наиболее подробно и ярко отображается писательский и общенародный язык во всем его многообразии и богатстве, становясь феноменом искусства, способом формирования творческой образности; в этом жанре хорошо представлены все структурные стороны языка: словарный состав во всем его семантическом изобилии, со всеми прямыми и переносными смыслами текстов; грамматический строй с непростой и разветвленной концепцией морфологических форм и синтаксических видов.

Публичная речь по своей природе является дискуссионной (полемичной), так как именно она выражает противоречия современной жизни и конфликты в общении. Выступающий использует абсолютно все доступные средства из богатого запаса: намеки, ироничность, сарказм, многозначительные умолчания, противопоставления, сравнения, ремарки, выразительность. Знаменитый исследователь языка В. В. Виноградов полагал, что «ораторская речь – синкретический жанр. Она – одновременно и литературное произведение, и сценическое представление. Необходимо отделить задачи исполнительского, «театрального» изучения от литературно-стилистического. Ораторская речь – особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке общественно-бытового или гражданского «действа» [3].

Публичная речь, согласно своему составу, различна, так как по ходу мышления человеку характерно отображать разнообразные объективно-существующие взаимосвязи между реальными явлениями, между объектами, событиями, отдельными предположениями, которые обретают выражение в различных функционально-смысловых типах речи: описании, повествовании, рассуждении. Именно по этим причинам ораторская речь представляет собой монологическое повествование – рассказ о развивающихся действиях, монологическое описание – рассказ об одновременных признаках объекта, монологическое рассуждение – о причинно-следственных отношениях.

Помимо литературных стилей языка в ораторской речи могут применяться функционально-смысловые типы речи, такие как повествование, описание и рассуждение.

 Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Его особенность заключается в том, что оратор говорит о действиях, которые следуют друг за другом. Для таких текстов единым является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Также оно может идти и от первого лица. Ход развития повествования образуется с помощью использования глаголов, которые могут выражать быструю смену событий. Так, выделяют конкретное, обобщенное и информационное повествование.

Описание – это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Единым для различных видов описания является одновременность выражения особенностей. Цель описания состоит в том, чтобы оратор смог донести до слушателя представление предмета в своем сознании.

Рассуждение – это тип речи, в котором изучаются объекты или явления, выявляются их внутренние свойства, доказываются конкретные утверждения. Рассуждение характеризуется специальными логическими взаимоотношениями между входящими в его состав предложениями, которые формируют выводы или цепь умозаключений на какую-либо тему, описанную в логически последовательной форме.

В публичной речи для наглядности чаще всего применяется прием ассоциации. Данная связь возникает между событиями, эмоциями, присутствие которых вызывает в сознание понимание об ином объекте. С помощью этого приема оратор способен выражать собственные идеи наиболее обширно, наглядно, сосредоточенно. Помимо этого, применяя ассоциации, оратор может вызывать у публики необходимые понятия.

Таким образом, можем заключить, что функционально-смысловые типы речи и литературные стили языка играют очень важную роль в публичной речи. Ведь ораторская речь – прежде всего речь подготовленная. А готовится она, безусловно, согласно различным книжным, письменным источникам, которые проявляют непосредственное влияние на структуру выступления. Когда выступающий знает, на какую тему ему придется разговаривать, ему легче подобрать определенный стиль языка и тип речи, которыми он будет пользоваться в ходе своей монологической речи. Поэтому всегда необходимо хорошо готовиться к выступлениям. Зачастую именно хорошая подготовка, отличное погружение в тему может спасти положение [2].

Кроме того, можно выделить многообразие ораторской речи. Оно образуется в результате влияния на публичную речь разных литературных стилей языка и функционально-смысловых типов речи.

Текст статьи
  1. Евтюгина А.А. Функциональная стилистика: учеб. пособие. – Екатеринбург РГППУ 2018. – 57 с.
  2. Пономарева К. Говорим красиво и уверенно. 11 простых шагов. – 2019.
  3. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 560 с.
  4. Цицерон М.Т. Трактаты об ораторском искусстве. / Пер. с англ. В.А. Алексеева, Ф.Ф. Зелинского. – М.: Санкт-Петербург, изд. А.Я. Либерман, 1994.
Список литературы