Главная
АИ #30 (57)
Статьи журнала АИ #30 (57)
Стилизация как художественный метод обучения школьников средних классов искусств...

Стилизация как художественный метод обучения школьников средних классов искусству декоративной живописи на внеклассных занятиях по изобразительной деятельности

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

стилизация
метод обобщения
рисование с натуры
декоративное рисование
формообразование
учебный процесс
художественный образ

Аннотация статьи

Автор рассматривает теоретические аспекты понятия стилизации как художественного метода в декоративно-прикладном искусстве.  В статье раскрываются особенности использования методов обучения приемам стилизации в процессе создания художественных образов при натурном и декоративном рисовании.

Текст статьи

Предмет изобразительное искусство имеет широкий диапазон возможностей решения задач, которые ставит перед собой современное образование. Однако, анализ школьных программ, используемых в урочной системе, показал, что на изучение специальных приемов и навыков в изобразительном искусстве, в том числе методу стилизации отводится недостаточно времени. Решение данной проблемы видится в организации внеклассных занятий, направленных на формирование навыков владения приемами стилизации при создании художественного образа в декоративной живописи.

В последнее время роль стилизации как художественного метода выросла, поскольку возросла потребность людей в окружении себя стилистически цельной, эстетически значимой средой.

Понятие «стилизация» имеет множество толкований. Например, Е.О. Соколова в своей научной статье «Стилизация как важнейший принцип взаимосвязи натурного и декоративного рисования» дает следующее определение понятию «стилизация»: «Стилизация как один из художественных методов (приемов) является важнейшим способом отражения объектов действительности в процессе творческой переработки, видоизменения данных объектов при наибольшем художественном обобщении» [4, с. 194]. Обобщая различные определения рассматриваемого художественного метода, можно утверждать, что стилизация – это художественный метод обобщения изображаемых объектов с помощью условных приемов.

Стилизация является основным художественным методом в декоративной живописи. Об особенностях создания декоративной работы. К. Юон писал: «Всякая хорошая картина должна быть не только понятна по смыслу и технически совершенна, она должна быть красивой красочными созвучиями, ритмической тканью линий и поверхностей, взаимодействием цветовых пятен, всем своим живописно-графическим строем…с первого прикосновения с ней взгляда зрителя она должна притягивать к себе, заинтересовывать своей зрительно-музыкальной стороной…».

Живописное изображение, отмечала Н.А. Косенко, это всегда процесс переосмысления, «перевод цвета предметов и объектов, расположенных в пространстве на другой язык цветовых пятен и форм» [6, c.11].

Процесс создания условно-стилизованных изображений начинается с натурного изображения объектов. Е.И. Игнатьев отмечал, что цель обычного «видения» предмета заключается в его узнавании, а цель художественного «видения» предмета состоит в снятии привычно-схематических представлений об объекте и способности разглядеть ее подлинную сущность [2, c.80-81]. Поэтому процесс создания стилизованного художественного образа всегда основан на натурном рисовании, на умении анализировать и синтезировать зрительные впечатления. Представленные ниже способы и методы стилизации создают богатые возможности по художественному преобразованию объектов реального мира в яркие, выразительные, декоративные образы.

Л.В. Шорокова в своей работе подразделяет стилизацию в зависимости от степени изменения первоначальной формы изображаемых объектов: внешняя поверхностная (подражательная) стилизация, декоративная стилизация, абстрактная стилизация.

В зависимости от выбранного стиля и материала стилизация может идти по пути предельного упрощения и доведения изображаемых объектов до предметных символов, а может наоборот, усложняться по форме, активно заполняться декоративными элементами, превращаясь в максимально выразительную декоративную композицию.

С целью усиления эмоциональной выразительности художественного образа используют следующие способы художественного обобщения: типизация, индивидуализация, гиперболизация, схематизация, комбинация, агглютинация, акцентирование, метафора.

В зависимости от используемых методов художественного обобщения, свойств используемого материала существуют различные способы формообразования при выполнении стилизации: геометрический, пластический, скульптурный, смешанный.

Для усиления впечатления декоративности в живописной композиции используют ряд приемов стилизации: оверлэпинг, дробление изображения на части, насыщение орнаментом, введения постоянного модуля и фиксация его цветом.

Существуют различные подходы к организации процесса стилизации при создании декоративного образа, среди них выделяют три метода: метод «совершенных форм», или «симметрия»; метод «последовательных трансформаций»; метод стилизации в определенном художественном стиле [5, c.12].

Стилизация, как многокомпонентный процесс формообразования при создании декоративного образа имеет свои особенности использования метода обобщения в народном и декоративно-прикладном искусстве. Процесс формообразования будет зависеть от используемого в работе материала и выбранного стиля. Именно материал и стиль определяет ту или иную степень обобщения формы объекта и предопределяет его путь стилизованных преобразований в новый художественный декоративный образ.

Для освоения художественного метода стилизации в определенном стиле обучающемуся необходимо пройти путь от натурного рисования к декоративному, применив рассмотренные в данной работе различные способы, приемы и методы стилизации.

Организация внеклассных занятий по изобразительному искусству осуществляется по основному направлению – от реалистического рисунка к условно-стилизованному. Содержание занятий выстраивается с учетом этапов прохождения творческого процесса, предложенных Г.Г. Григорьевой: «накопление первоначальных представлений, возникновение замысла, реализация замысла, окончательная оценка получаемого результата и его обработка» [1, c. 2]. Накопление первоначальных представлений, на основании которых возникает замысел будущей композиции, осуществляется на занятиях, посвященных натурному рисованию, где обучающиеся учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать, воспроизводить по памяти. При обучении стилизации объектов окружающей действительности, обучающиеся узнают о способах формообразования. На занятиях предлагается использовать специально разработанные карточки по стилизации объектов животного, растительного мира, неживой природы и человека. Для более эффективного овладения навыками стилизации на занятиях можно использовать следующие способы обучения: прорисовка стилизованных форм сначала в воздухе, затем на бумаге (способ подражания), демонстрация изображения стилизованных объектов самими обучающимися на доске перед группой; применять упражнения на развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств – мысленное создание картины по названию.

Школьникам предлагается после изучения теоретического материала выполнить натурные зарисовки насекомых и преобразовать их в декоративный образ, используя изученные способы формообразования. После изучения различных приемов и методов стилизации обучающиеся могут выполнить зарисовки обитателей живого уголка (лягушек, ящериц, черепах, рыбок, улиток и др.) и преобразовать рисунок в декоративный образ, используя метод последовательных трансформаций и один из приемов стилизации – насыщение орнаментом.

Таким образом, разработанная система заданий и упражнений на овладение обучающимися приемами стилизации для внеклассных занятий по изобразительному искусству, способствуют развитию натурного и декоративного видения изображаемого предмета, эстетическому и умственному развитию обучающегося, формируя у него способности к наблюдательности и анализу формы предметов, зрительное восприятие и память, пространственное мышление и способность к образному представлению.

Рецензент – Языков Д. С.

Список литературы

  1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г.Григорьева. – М., 2000. – 337с.
  2. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей – М. Изд-во АПН РСФСР, 1959 – 190с.
  3. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г.М. Логвиненко. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 144 с.
  4. Соколова Е.О. Стилизация как важнейший принцип взаимосвязи натурного и декоративного рисования / Е.О. Соколова // Преподаватель XXI век. – 2013. - № 4. – С.194-203.
  5. Шокорова Л.В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве / Л.В. Шорокова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Юрайт, 2019. – 74с.
  6. Косенко Н.А. Стилизация в декоративной живописи: методическое пособие по учебной дисциплине «Живопись». Направление подготовки 54.04.01 Дизайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oreluniver.ru/public/file/edu/54.04.01/71/_54.04.01_71_met_2.pdf (дата обращения 09.08.2019)

Поделиться

4369

Кислица Д. В. Стилизация как художественный метод обучения школьников средних классов искусству декоративной живописи на внеклассных занятиях по изобразительной деятельности // Актуальные исследования. 2021. №30 (57). С. 58-60. URL: https://apni.ru/article/2723-stilizatsiya-kak-khudozhestvennij-metod-obuch

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа