Натурное рисование как ведущий вид художественной деятельности в процессе обучения школьников средних классов изобразительному искусству в системе дополнительного образования

Автор рассматривает натурное рисование как ведущий вид художественной деятельности в процессе обучения школьников изобразительному искусству на примере дополнительного образования. Приводится обзор методов обучения натурному рисованию на внеклассных занятиях по изобразительному искусству.

Аннотация статьи
рисование с натуры
метод обучения
художественный образ
дополнительное образование
изобразительное искусство
Ключевые слова

Анализ школьных программ и методик, используемых в общеобразовательной системе авторов Т.Я. Шпикаловой, В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой и др. показал, что в урочной системе художественного образования недостаточно отводится времени на изучение специальных приемов и навыков в изобразительном искусстве. В связи с этим есть возможность углубить и расширить знания в области изобразительного искусства в системе дополнительного образования.

Научные труды в области методики преподавания изобразительного искусства и организации кружковых занятий известных художников-педагогов В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Т.Я. Шпикаловой, Г.М. Логвиненко, С.П. Ломова, Б.М. Неменского, Сокольниковой Н.М., К.И. Стародуба, А.С. Хворостова, Г.Г. Григорьевой и др. показывают, что предлагаемые отечественными учеными-педагогами методы обучения изобразительному искусству основываются на методах работы мастеров предыдущих поколений, в основе которых лежит натурное рисование.

История развития методики обучения изобразительному искусству повествует нам о том, что многие известные мастера разных эпох за основу обучения изобразительному искусству брали метод натурного рисования. Так, А. Дюрер создал методику обобщения форм, наглядный показ; Альберти предлагал методику рисования изображаемых объектов по памяти; Руссо большое значение предавал рисованию с натуры; Песталоции предлагал научный метод обучения (рисовать с натуры, сравнивать, анализировать, группировать); братья Дюпюи предлагали изображать предмет не с частей, а с большой формы, разработали модели и устройства, позволяющие изображать трехмерные объекты в пространстве; Гальяр в методике обучении изобразительному искусству использовал геометральный подход [3, c.32].

Таким образом, за основу обучения школьников изобразительной грамоте на занятиях по дополнительному образованию мы взяли методы обучения рисования с натуры, где дети учились наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать, воспроизводить по памяти. Содержание программы также было выстроено с учетом этапов прохождения творческого процесса, предложенных Г.Г. Григорьевой: «накопление первоначальных представлений, возникновение замысла, реализация замысла, окончательная оценка получаемого результата и его обработка» [1, с.2]. Накопление первоначальных представлений, на основании которых возникает замысел будущей композиции, осуществлялся в разделе программы, посвященному натурному рисованию. При обучении натурному рисованию первоначально ставилась задача научить обучающихся предметному рисованию. На первых уроках делался акцент на развитие навыков наблюдения, «видения» натуры. Для выполнения этой задачи в учебном процессе активно применялся принцип наглядности. Использование наглядного материала в учебном процессе способствовало более лучшему и глубокому пониманию изучаемого материала, вызывало у школьников эмоциональный отклик, активизировало их зрительное восприятие и в целом повышало познавательную активность. В качестве наглядных материалов использовались: схематические рисунки и таблицы, гипсовые модели геометрических тел, слепки с классических образцов скульптуры; модели из проволоки, картона, наглядно раскрывающие конструктивные особенности строения натуры; рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением; репродукции картин и рисунков мастеров; кинофильмы, презентации, раскрывающие технику работы карандашом и кистью; специальные приборы – "Цветовой круг" и "Тоновой круг" для развития у детей чувства цвета и тона. В учебном процессе также использовался и словесный метод обучения. Школьники получали теоретические знания в области натурного рисования: знакомились с различными жанрами рисования, видами рисунка; особенностями использования художественных материалов; обучались методу обобщения, геометральному методу построения пропорций; основным законам светотени и особенностям ее передачи в натурном рисовании. На занятиях широко применялся метод показа, который заключался в грамотном объяснении и демонстрации последовательности выполнения рисунка, сопровождающегося словесным детальным объяснением особенностей построения изображаемой натуры. Однако, теория должна быть подкреплена практикой. Поэтому при организации учебного процесса учитывался принцип прочности усвоения знаний. Обучающимся предлагались практические упражнения на рисование с натуры. В учебном процессе использовались натурные постановки из гипсовых моделей, для лучшего понимания конструктивных особенностей фигуры рядом ставилась аналогичная модель, выполненная из проволоки. Небольшие модели устанавливались на партах обучающихся. В качестве моделей использовались гипсовые геометрические фигуры, листья деревьев, цветы, насекомые из коллекции, посуда и другое. Детям предлагалось выполнить задание в различном материале: в карандаше и акварели. В учебном процессе учитывался принцип от простого к сложному, принцип систематичности и последовательности. Научившись конструктивному анализу простых фигур, обучающиеся приступали к изучению объектов с более сложной структурой, к более детальному анализу натуры: конструктивным особенностям построения формы, закономерностям распределения света по поверхности формы, анализу перспективных явлений.

С целью развития у обучающихся «видения» натуры на занятиях применялись следующие способы развития наблюдательности: рассматривание изображаемой натуры, предварительное наблюдение во время экскурсий, прогулок за объектами окружающего мира, сравнение своего рисунка с изображаемым предметом, выполнение быстрых набросков с натуры и по памяти, описание по памяти содержания и особенностей демонстрируемых художественных произведений в течение 30-60 секунд. Проводились уроки, в которых отводилось время на самостоятельную работу, где обучающиеся развивали навыки самостоятельно выполнять конструктивный анализ изображаемой натуры, намечать последовательность выполнения рисунка. Время проведения упражнений на самостоятельные выполнения работы строго ограничивалось, что оказывало стимулирующее воздействие на мыслительную активность обучающегося, инициативность, концентрацию внимания. Также детям предлагались задания на краткосрочное (5-15 минут) выполнение набросков с целью передачи главного в объекте. Данные упражнения способствовали развитию умения видеть характерные особенности натуры, развивали координацию движения глаза и руки, зрительного восприятия [5, c.28].

Таким образом, используемые в системе дополнительного образования упражнения по натурному рисованию позволили обучающимся понять закономерности строения предмета, его конструкцию, характер формы, пропорции; развить навыки синтеза и анализа – способность расчленять целое на части и воссоединять составляющие натуры обратно в целое.

Текст статьи
  1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г.Григорьева. – М., 2000. – 337с.
  2. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы.: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций / [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 176с.
  3. Ростовцев. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев. – М.: Изд. «Агар», 2000. – 242с.
  4. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М. Сокольникова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 256 с.
  5. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву; Пособие для учителя. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
Список литературы