Социальные выплаты представляют собой меру материальной поддержки граждан в установленный законом период, с целью возмещения временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки [8].
Пандемия COVID-19 оказала влияние на все сферы жизни общества, рассмотрим, как кризисные явления повлияли на размер отдельных социальных выплат, реализуемых КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району»
Рассмотрим часть краевых выплат центра в динамике за 2018 – 2020 гг. (рис. 1)
Таблица 1
Отдельные краевые выплаты КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» 2018 -2020 гг.
Показатель |
Период | ||
2018 |
2019 |
2020 | |
Компенсация расходов в связи с проведением ремонта жилого помещения |
642290 |
354720,8 |
- |
Проведение мероприятий к памятным датам (выплата единовременного пособия отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации) |
5080 |
4565 |
- |
Отдых и оздоровление детей из малоимущих семей, детей-инвалидов, детей военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении обязательной военной службы (служебных обязанностей) |
6018814 |
5818140 |
- |
Материальная помощь ко Дню Победы |
207504,3 |
3218580 | |
Единовременная материальная помощь гражданам, оказавшимся в бедственном положении в связи с трудной жизненной ситуацией |
705500 |
618500 |
101200 |
Адресная социальная помощь |
6129000 |
6067658 |
911375 |
Следовательно, в динамике за 2018-2020 гг. наибольшее финансирование выделялось на выплаты:
- адресная социальная помощь (в 2020 г. произошло резкое снижение объемов выплаты на 84,97 % по сравнению с 2019 г.);
- материальная помощь ко Дню Победы (в 2020 г. не выплачивалась);
- компенсация стоимости отдыха детей из малоимущих семей в оздоровительном лагере.
Рассмотрим более подробно выплату по адресной социальной помощи. Согласно порядку, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 12.10.2016 № 370-пр «Об оказании адресной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта» право на адресную социальную помощь имеют:
- неработающие граждане пожилого возраста;
- неработающие инвалиды;
- одинокие беременные женщины, срок беременности которых составляет не менее 12 недель;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на период оформления документов об установлении над ними опеки (попечительства), находящиеся на иждивении родственников или иных лиц (далее – дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей);
- дети, находящиеся под опекой (попечительством), на которых не выплачиваются в соответствии с краевым законодательством денежные средства на их содержание (далее – подопечные);
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет.
В соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 19.05.2016г. № 344-рп «О проведении в Хабаровском крае мероприятий, посвященных 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и 75-летию окончания Второй мировой войны», предусмотрена выплата ко Дню Победы единовременной материальной помощи в размере 1000,00 рублей ветеранам войны, проживающим в Хабаровском крае. Данные выплата производилась в 2018-2019 гг., однако в 2020 г. была приостановлена.
Право на обеспечение отдыха и оздоровления за счет средств краевого бюджета имеют дети из малоимущих семей, дети-инвалиды, дети военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), дети из семей, находящихся в социально опасном положении, в возрасте от 6 до 17 лет (включительно), проживающие на территории Хабаровского края.
К семьям, находящимся в социальном опасном положении, относятся семьи, признанные таковыми решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа (муниципального района) края.
Однако, как и большинство выплат, компенсация стоимости отдыха детей из малоимущих семей в оздоровительном лагере в 2020 г. не была реализована.
Следовательно, можно отметить, что в 2020 году. большая часть выплат была сокращена, а те, что выплачивались, существенно снижены, что может быть обусловлено кризисными явлениями в экономике и нехваткой финансирования.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 20.07.2012 N 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов», доноры, сдавшие безвозмездно кровь и (или) ее компоненты двадцать пять и более раз награждаются нагрудным знаком "Почетный донор России" и имеют право на предоставление ежегодной денежной выплаты. Ежегодная денежная выплата почетный донорам СССР и РФ осуществляется один раз в год ежегодно, не позднее 1 апреля текущего года, в размере, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период [5].
Рассмотрим объемы социальных выплат для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России» из краевого бюджета за 2018 – 2020 гг. (рис. 2)
Таблица 2
Социальные выплаты для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России» из краевого бюджета за 2018–2020 гг.
Показатель |
Период | ||
2018 год |
2019 год |
2020 год | |
Общий объём финансирования, руб. |
1664580 |
1748884 |
1914663 |
Граждане, награжденные нагрудным знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России», чел. |
121 |
121 |
128 |
В рассматриваемых периодах (2018-2020 гг.) произошло увеличение объёма финансирования социальных выплат почетным донорам, в 2020 г. по сравнению с 2018 г. выплата увеличилась на 15,02 %. Хотя по данным КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» в 2018 и 2019 гг. количество лиц, получающих выплаты, составило 121 человек, а в 2020 г.- 128 чел., следовательно, с 2018 по 2020 г. происходило увеличение выплаты в расчете на одного человека.
Согласно ст. 17 Федерального закона N 40 от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования.
В таблице 3 отражена информация по выплатам гражданам из числа инвалидов компенсации по договорам страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 2018 – 2020 гг.
Таблица 3
Выплаты гражданам из числа инвалидов компенсации по договорам страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 2018 – 2020 гг.
Показатель |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
---|---|---|---|
Общая сумма выплаты, руб. |
2830,29 |
5820 |
2012,05 |
Число человек |
2 |
3 |
2 |
По данным центра социальной поддержки в 2018 г количество лиц, получающих выплату, составило 2 чел., в 2019 г. – 3 чел., а в 2020 г – 2 чел. Соответственно, объём выплат за рассматриваемые периоды относительно соизмерим.
В таблице 4, отражены расходы на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за 2018 – 2020 гг.
Таблица 4
Расходы на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за 2018 – 2020 гг.
Показатель |
Период | ||
2018 |
2019 |
2020 | |
Одиноко проживающие неработающие собственники жилых помещений, достигшие возраста 70 лет, руб. |
70400,7 |
42396,86 |
43200 |
Одиноко проживающие неработающие собственники жилых помещений, достигшие возраста 80 лет, руб. |
151917,3 |
288741,4 |
348154 |
Проживающие в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственники жилых помещений, достигшие возраста 70 лет, руб. |
48168,9 |
10804,5 |
14045,4 |
Проживающие в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственники жилых помещений, достигшие возраста 80 лет, руб. |
100283 |
41273,19 |
52644,9 |
В 2020 г. произошло возрастание расходов на компенсацию взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан.
Таким образом, можно отметить, что 2020 г. в целом был кризисным периодом, и часть запланированных выплат не была реализована или значительно уменьшена. Однако, ряд выплат были осуществлены не только в полном объеме, но и проиндексированы. Государство стремилось подтвердить социальную обеспокоенность не только мерами по борьбе с пандемией, но и сохранением гарантированных социальных выплат гражданам.