Формирование иноязычных лексических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена формированию иноязычных лексических навыков у детей дошкольного возраста. В работе раскрываются особенности обучения лексической стороне иноязычной речи на раннем этапе обучения. Авторами представлены результаты проведенной экспериментальной работы по формированию иноязычных лексических навыков у дошкольников средствами комплекса игр и упражнений.

Аннотация статьи
обучение
дошкольный возраст
английский язык
лексический навык
Ключевые слова

Современный мир предъявляет человеку все более строгие требования. И наиболее важным среди них, безусловно, является владение иностранным языком. В последнее время активно происходит снижение возрастного порога обучения иностранному языку, которому начинают обучать уже с дошкольного возраста. В связи с этим возникает потребность в эффективных технологиях обучения иностранному языку с учетом возрастных особенностей дошкольников. Без сомнения, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для начала изучения иностранного языка, так как детям этого возраста присуща особая чуткость к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта. Обучение иностранному языку способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, развитию умения работать как самостоятельно, так и в коллективе, помогает формированию гармоничной, всесторонне развитой личности.

Обучение дошкольников фонетическому, лексическому, грамматическому аспектам английского языка осуществляется в тесной взаимосвязи, исходя из возрастных особенностей детей. Однако процесс обучения лексике считается для них приоритетным. Лексика является основным строительным материалом речи. Владение лексикой обеспечивает развитие речевых умений и является средством обучения видам речевой деятельности [1].

Лексика – основной строительный материал для нашей речи, наряду с грамматическим компонентом, составляет основу любого языка. Владение лексикой является важной предпосылкой речевых умений. Обучение лексической стороне не самоцель, а средство обучения всем видам речевой деятельности. Лексический навык представляет собой способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой задачи и включать его в речевую цепь. При обучении лексике ведется не только работа над изучением конкретных слов, но и над их тематическими и семантическими полями, словообразованием, правилами их употребления. Важно целенаправленно и планомерно формировать лексические навыки детей в разных видах речевой деятельности с целью адекватного восприятия и употребления лексики при общении на иностранном языке [2].

Одним из действенных средств формирования лексических навыков у старших дошкольников являются дидактические игры и упражнения. Обучение лексической стороне речи детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Исходя из того, что дошкольники любят игры, музыку, песни, яркие краски и картинки, двигательную активность необходимо все это включать в процесс обучения. При разучивании стихов и песен дети двигаются в такт словам, во время игр они произносят рифмовки. Основной формой обучения детей является игра. Для ребенка игра – это увлекательное взаимодействие с учителем и другими детьми, в котором высказывания определенного типа диктуются внутренними потребностями игры. Нами был подобран комплекс дидактических игр и упражнений для формирования лексических навыков у дошкольников и проведена небольшая экспериментальная работа по проверке эффективности данных игр и упражнений.

Экспериментальная работа проводилась на базе одного из детских садов г. Чебоксары. В ходе исследования были определены экспериментальная и контрольная группы, численный состав которых распределился следующим образом: 26 человек в экспериментальной группе и 26 человек в контрольной группе.

На констатирующем этапе исследования, цель которого заключалась в выявлении уровня сформированности лексического навыка у детей 6-7 лет, была подобрана и проведена комплексная диагностическая методика: методика «Г. К. Селевко (модифицированный вариант) [3], которая позволила оценить уровень сформированности лексических навыков по основным темам.

На констатирующем этапе экспериментальной работы было установлено, что в основном дети старшего дошкольного возраста находятся на среднем и низком уровнях сформированности лексических навыков. Большинство детей испытывают затруднения в правильном применении лексических единиц. Наибольшие трудности вызвали темы: «Части тела» и «Погода».

Все вышеизложенное определило дальнейшую работу по формированию лексических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Цель формирующего эксперимента заключалась в том, чтобы апробировать педагогические условия формирования лексических навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством комплекса игр и упражнений.

Нами была разработана система работы, направленная на формирование лексических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Подбор игр и упражнений осуществлялся с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. При подборе игр мы опирались на результаты проведенной комплексной диагностической методики. Были подобранны именно такие игры, целью которых было совершенствование тех знаний и умений, пробелы в которых были выявлены у детей на констатирующем этапе эксперимента. Для того, чтобы игры могли быть включены в самостоятельную деятельность детей, а также учитывая доминирование в данном возрасте наглядно-образного мышления, при разработке комплекса игр и упражнений в перечень были включены настольно-печатные и подвижные игры.

Работа проводилась в III этапа. На I этапе были использованы такие игры, как «Name your neighbour». Цель игры – найти подход к детям, заинтересовать и замотивировать их на дальнейшую совместную с экспериментатором игровую деятельность. На II этапе использовались следующие игры и упражнения: «Bingo», «The theatre», «Wonderful sack», «Blind artist», «Dominoes», «Coloured footprints». На III этапе, цель которого закрепить полученные знания и использовать игры и упражнения в самостоятельной деятельности, использовался тот же комплекс игр и упражнений, что и на предыдущих двух этапах. Также на этом этапе мы ввели словесную игру под названием «True or not».

Разработанная система работы сразу заинтересовала детей, они внимательно выслушивали правила игр, старались их соблюдать, были активны. Затруднения возникали только на первых порах введения игры. Наличие интереса к игре обеспечивало возможность многократного упражнения детей в произношении, употреблении лексических единиц. Таким образом, мы перешли к третьему – контрольному этапу нашей исследовательской работы.

Для определения результативности проделанной работы использовалась та же комплексная диагностическая методика, что и на констатирующем этапе. 

Наибольшие изменения в лучшую сторону, положительная динамика по показателям сформированности лексических навыков наблюдались в экспериментальной группе. В сравнении с контрольной в ней выявлено больше детей с высоким уровнем и значительно меньше детей с низким уровнем сформированности лексических навыков. После проделанной работы дети экспериментальной группы начали увереннее справляться с заданиями, они стали более внимательными, самостоятельными. В большинстве случаев дети не колебались при выборе карточки и называли предметы и явления последовательно, не затрачивая много времени на выбор изображения, как это было замечено на констатирующем этапе эксперимента

Следовательно, полученные результаты подтверждают правильность выдвинутой гипотезы и эффективность проделанной работы. Однако стоит понимать, что лишь систематическое использование комплекса игр и упражнений будет давать положительный результат.

Текст статьи
  1. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методический словарик. Толковый словарь терминов методики обучения языкам. / Р. К. Миньяр-Белоручев. – Москва : Высшая школа, 1996. – 240 с.
  2. Пассов, Е.И. Формирование лексических навыков: учеб. пособие / Е. И. Пассов, Е. С. Кузнецова. – Воронеж : Альтернатива, 2002. – 142 с.
  3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – Москва : Народное образование, 2009. – 256 с.
  4. Тенякова Е.А. Особенности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста / Е.А. Тенякова, А.С. Потапова // Актуальные вопросы преподавания иностранного языка в высшей школе : сб. науч. тр. Выпуск 5. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – С. 426-430.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября