Характерной чертой современной социокультурной ситуации является активное использование компьютерных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Глобальная информатизация мира сопровождается массовым распространением информационных потоков в социуме, являясь важнейшей движущей силой прогресса человечества. Глобальное информационное пространство напрямую влияет на функционирование сферы образования, являясь ее неотъемлемым компонентом, а информационно-коммуникативные технологии – важнейшим средством и ресурсом образовательной деятельности на всех уровнях. Внедрение их в сферу образования привело к возникновению термина информационно-образовательная среда, понимаемого, обычно, как совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав компьютерных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы, использования которых регламентируются в методическом обеспечении образовательного процесса.
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения (ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++) неизбежна без создания электронной информационной образовательной среды в каждом учебном заведении. Данное положение официально закреплено в ряде нормативных документов Российской Федерации и регламентирует создание во всех учебных заведениях, включая высшие учебные заведения, цифрового образовательного пространства – среды, обеспечивающей функционирование сервисного обеспечения образовательного процесса посредством использования интернет-технологий. Начавшая пандемия короновирусной инфекции в 2020 году актуализировала важность создания и реализации электронных информационных образовательных сред в организациях образования, позволяющих осуществлять непрерывный учебный процесс. Электронные ресурсы в условиях пандемии заняли определяющую нишу в образовании как актуальный и перспективный ориентир функционирования общества в рамках информационного пространства. Так, к концу 2020 года более 80% отечественных вузов перешли в формат дистанционного обучения на базе созданных ими в рамках учебного заведения электронных информационных образовательных сред [1].
Цифровая платформа, или LMS LMS (learning management system) – это система управления обучением, которая позволяет обучающимся получать доступ к учебным материалам и обучаться дистанционно. В РФ такие платформы называют СДО – системы дистанционного обучения. Сама аббревиатура состоит из трёх слов: Learning – обучать; Management – управление; System – электронная система. Дистанционные платформы применяют не только в образовании. Ими любят пользоваться крупные компании для корпоративного обучения своих сотрудников, репетиторы, тренеры и коучи, запускающие онлайновые проекты. Среди основных преимуществ СДО следующие:
- сокращают расходы на обучение;
- дают свободный доступ к информации из любой точки мира;
- позволяют хранить большое количество обучающих материалов;
- открывают возможности для обмена опытом между учителями;
- дают подробную статистику по обучаемым;
- есть возможность отслеживать прогресс в учёбе.
Как правило, современные платформы и сервисы для дистанционного обучения интуитивно понятны и их легко обслуживать. Первая электронная платформа для дистанционного обучения появилась в 1960 году в Иллинойском университете. Называлась она PLATO («ПЛАТОН») и позволяла проводить разные обучающие курсы, например, по химии, латинскому языку, музыке и начальной математике.
Существует множество рейтингов платформ для дистанционного обучения. Рассмотрим наиболее популярные бесплатные образовательные платформы для дистанционного обучения: Moodle, Edmodo, Google Classroom.
Moodle – это одна из самых популярных цифровых образовательных платформ для дистанционного обучения, которые используют в России. Именно Moodle чаще всего выбирают высшие учебные заведения нашей страны. Moodle стала лидером среди дистанционных образовательных платформ в 2020 году по количеству пользователей – их больше 118 миллионов!
Для получения доступа к использованию платформы Moodle необходимо участникам учебного процесса произвести ввод персональных логина и пароля. Данный ресурс позволяет преподавателю загружать по каждой учебной дисциплине информационные материалы (текст лекции, видеолекции, список рекомендуемой литературы, график сдачи заданий, тесты для текущего контроля знаний обучающихся, презентации), применять интерактивные ресурсы любого формата (с канала YouTube, из Википедии, облачных серверов). Возможности Moodle позволяют преподавателю настроить удобную для себя систему отчетов, например, выбрать необходимые параметры для мониторинга успеваемости обучающихся: потраченное временя на овладение курсом, частоту заходов на платформу, допущенные ошибки в тестовых заданиях и пр. [3, 5]. Удобство данного онлайн-сервера состоит и в том, что он позволяет осуществлять его интеграцию с другими с другими сервисами, например, вебинарами Zoom.
На рисунках 1-3 представлен скриншот страницы личного кабинета научно-педагогического работника по одной из дисциплин на платформе Moodle.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
К недостаткам платформ можно отнести следующее: установка требует определённых знаний в сфере программного обеспечения; необходимо выкупить сервер или хостинг для хранения ПО; сервис использует много ресурсов, что может повлечь дополнительные расходы; нужна дополнительная настройка интерфейса и доработка программ; для применения необходимо пройти обучение.
Edmodo Edmodo – это облачная образовательная платформа для дистанционного обучения. Это значит, что данную платформу не надо нигде устанавливать. Создатели Edmodo позиционируют её не как образовательную платформу, а как социальную сеть для обучения, сравнивая её с Facebook. И действительно, между ними есть много общего: регистрация, создание групп, закрытых чатов и календарь событий. К преимуществам платформы можно отнести следующее: не нужно скачивать и устанавливать; лёгкая регистрация; возможность проведения тестов, заданий, опросов; импорт образовательного контента из других ресурсов; журнал оценок и отслеживание прогресса; разные входы для трёх групп пользователей: учителей, обучающихся и родителей. Недостатками платформы являются: отсутствие русского языка; группы не объединяются между собой, а значит, ученику придётся учить не только учебные материалы, но и помнить ссылки; довольно ограниченный перечень образовательных инструментов.
Многие онлайн-платформы поддерживают версии для мобильного телефона и планшета Google Classroom. У интернет-гиганта Google всегда было много инструментов, которые позволяли успешно обучаться. Google Classroom стал своеобразным центром, объединившим в себе все возможности сервиса. Это не классическая образовательная платформа для дистанционного обучения, а скорее набор инструментов для совместной работы. Преимуществами платформы являются: простая регистрация; русский язык интерфейса; больше подходит для организации уроков в школах; мировой бренд. Недостатки платформы: использование только инструментов Google; самый ограниченный набор образовательных элементов; неудобные ссылки; нет возможности автоматической проверки работ [2].
В целом, большинство ученых отмечают положительный эффект применения электронной информационно-образовательной среды вуза в профессиональной деятельности научно-педагогического работника [3, 4, 5].
Таким образом, электронная информационно-образовательная среда вуза в современных условиях является основной характеристикой высшего образования в контексте его глобализации. Электронная информационно-образовательная среда вуза представляет собой совокупность электронных ресурсов (корпоративной коммуникативно-информационной сети вуза, автоматизированной информационной библиотечной системы, личных кабинетов и пр.), обеспечивающих синхронное взаимодействие всех участников образовательного процесса учебного заведения, в т.ч. преподавателя и студента.