Исследование здорового образа жизни детей в условиях социально-реабилитационного центра

В данной работе сделана попытка изучения представлений о здоровом образе жизни детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях реабилитационного центра.

Аннотация статьи
модель
дети
педагогические условия
технология
оставшиеся без попечения родителей
Ключевые слова

Формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения в настоящее время остается по-прежнему актуальной проблемой, что связано с негативными тенденциями в состоянии здоровья генофонда нации. Особенно значимой она является для детей, оставшихся без попечения родителей и попавших в трудную жизненную ситуацию. В нормативно-правовых документах категория детей-сирот согласно закона ФЗ159-Ф-3 (статья 1) – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [1]. Детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом конкретной ситуации отправляют в специальные учреждения, например, такие как социально-реабилитационные центры. Данные учреждения реализуют различные направления, содержания, обучения и воспитания детей, в том числе, безусловно, в аспекте здорового образа жизни. Попадая в такие учреждения можно отметить, что этой категории детей наиболее сложно дается формирование жизненно значимых навыков. Обусловлено это тем, что у них нет в ближайшем окружении социально-значимого образца поведения взрослых. Это выражается в регламентированном внешнем контроле различных сфер жизнедеятельности детей со стороны воспитателей, а также других сотрудников социально-реабилитационного центра. Следовательно, у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вырабатывается привычка соблюдать установленные правила лишь под пристальным присмотром, то есть в ситуации внешнего локуса контроля, в связи, с чем целенаправленному поддержанию здорового образа жизни и укреплению здоровья уделяется минимальное время. Общеизвестно, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. К ЗОЖ можно отнести правильное питание, безусловно оптимальная двигательная активность, соблюдение режима дня, культура сексуального поведения, стабильное психоэмоциональное состояние и т.д. В связи с чем первостепенной задачей является формирование у детей и подростков соответствующих знаний и жизненно необходимых навыков с учетом их социального статуса, а также разумную необходимость в индивидуальных занятиях физической культурой и спортом [2].

Вопросы формирования ЗОЖ жизни у подрастающего поколения не теряют своей актуальности. Большая часть детей имеет проблемы со здоровьем: заболевания сердечно-сосудистой системы, пониженный мышечный тонус, воспаление почек, легких, аллергические реакции, заболевания желудочно-кишечного тракта и т.д. К причинам, вызывающим такое положение можно отнести неправильный образ жизни и рассогласованность между внешними и внутренними факторами (генетическими и природными). Поэтому возникает необходимость формирования здорового образа жизни у детей в условиях социального учреждения и разработка модели работы в условиях социально-реабилитационных центров, детских домов, сочетающей различные направления деятельности (воспитательной и оздоровительной) на основе интеграции.

В обозначенном направлении при организации жизнедеятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, реализуются разнообразные формы организации и проведения занятий, используемые методы обучения. Наиболее распространенные и эффективные методы для оценки формирования навыков: беседа, наблюдение, анкетирование, личный пример. В качестве наиболее распространенных применяются выполнение совместных поручений, индивидуальные консультации, обмен мнениями, а также развивающие игры-тренинги. Однако данный вопрос по-прежнему остается открытым, так как часто меняются внешние условия социальной среды и контингент детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию.

На основании вышеизложенного нами была предпринята попытка изучить представления о здоровом образе жизни у детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Исследовательской базой для наших научных поисков являлся социально-реабилитационный центр для нахождения в них несовершеннолетних «Мечта» г. Благовещенска. Всего в исследовании приняли участие 22 респондента в возрасте 12-13 лет, которым была предложена анкета, данные которой позволяют дать оценку уровня сформированности ЗОЖ у детей в условиях их проживания в социальном учреждении. Установлено, что большая часть опрошенных, имеет низкий уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни, причем если имеются теоретические знания, то при этом в повседневной жизнедеятельности они часто игнорируются (рис. 1).

Рис. 1. Уровни сформированности знаний о ЗОЖ у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей в своем большинстве, не имеют четких представлений о ЗОЖ и его составных частях, не соблюдают общие положения ЗОЖ, и не интересуются свои здоровьем, и здоровьем других ребят, их не привлекают мероприятия, ориентированные на поддержание здорового образа жизни. Все это говорит о том, что у таких детей недостаточно сформированы такие компоненты ЗОЖ как: когнитивный, деятельностный, и ценностно-смысловой. При этом анализ ответов, определяющий базовый компонент знаний о том, что важно для сохранения здоровья, поддержания здорового образа жизни большинство считают рациональное питание (62,1%), соблюдение правильного режима для (71,3%), отсутствие вредных привычек (51,4%), 43,2% - занятия физической культурой и спортом, 32,6% - соблюдение личной гигиены, 21,8% - пребывание на свежем воздухе, а такому компоненту ЗОЖ как двигательная активность, полноценный сон, положительные эмоции не придается большого значения (рис. 2).

Рис. 2. Значимость компонентов ЗОЖ у детей, оставшихся без попечения родителей

Таким образом, проведенное исследование позволяет выявить противоречие между необходимостью соблюдения здорового образа жизни и ее реализацией в повседневной жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей в виду несформированности этих важных навыков.

Исходя из этого, при работе с детьми в условиях реабилитационного цента необходимо определить четкие ориентиры, которые позволили бы диагностировать и поддерживать как психическое, так и физическое здоровье учащихся. Оказывая влияние на формирование ЗОЖ в условиях нахождения и проживания в реабилитационном центре нужно соблюдение определенных педагогических условий, при которых возможно сохранение здоровья и формирование ЗОЖ детей, оставшихся без попечения родителей. Решением проблемы может стать разработка модели формирования здорового образа жизни детей, оставшихся без попечения родителей и технология ее реализация в условиях социального приюта, которая позволяла бы сформировать у учащихся осознанное отношение к физическим упражнениям как к средству, позволяющему улучшить их здоровье. Систематические занятия разнообразными формами физической культуры должны стоять на первом месте среди современных здоровьесберегающих технологий в социальном учреждении.

Текст статьи
  1. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации
  2. Сорокина И.Р., Елисеева О.В. Особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников в условии детского дома // Молодой ученый. – 2014. – № 20 (79). – С. 626-628. – URL: https://moluch.ru/archive/79/14152/ (дата обращения: 13.03.2021).
  3. Юречко О.В. Изучение мотивационных аспектов занятий физической культурой у школьников // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: материалы VIII международной научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во СтГАУ «АРГУС», 2011. – С. 68-70.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября