Актуальные вопросы совершенствования правоохранительной деятельности министерства юстиции Российской Федерации
научный журнал «Актуальные исследования» #1 (4), январь '20

Актуальные вопросы совершенствования правоохранительной деятельности министерства юстиции Российской Федерации

В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования правоохранительной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации. Исследуется состояние законности в учреждениях подведомственной министерству Федеральной службы исполнения наказаний. С учетом проведенного исследования формулируются предложения по совершенствованию правоохранительной деятельности министерства.

Аннотация статьи
правоохранительная деятельность
совершенствование данной деятельности
Министерство юстиции Российской Федерации
Ключевые слова

Министерству юстиции Российской Федерации подведомственна Федеральная служба исполнения наказаний, деятельность которой министерство координирует и осуществляет за нею контроль.

Однако статистические данные, анализ состояния законности и преступности в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации свидетельствуют о необходимости разработки и принятия дополнительных мер по повышению эффективности деятельности Федеральной службы исполнения наказаний в части реализации ею своих целей и задач.

В Докладе Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в 2018 году и о проделанной работе по их укреплению отмечалось, в частности, что в 2018 году Генеральной прокуратурой инициирована масштабная проверка соблюдения прав арестованных и осужденных на личную безопасность. Вскрыты массовые факты неисполнения сотрудниками ФСИН требований закона, касающихся применения физической силы и специальных средств.

Нарушения установлены в учреждениях уголовно-исполнительной системы в каждом втором субъекте, 70% из них – в исправительных колониях.

По результатам возбуждено 50 уголовных дел о превышении должностных полномочий.

Основная причина этих безобразий – недостаточная открытость пенитенциарной системы и круговая порука, порожденные неэффективным ведомственным контролем ФСИН и ее территориальных органов [1].

Анализ нормативных правовых основ деятельности общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, показывает, что, признавая достигнутый данным законом безусловный прогресс в плане организации общественного контроля в учреждениях уголовно-исполнительной системы, вместе с тем, следует предположить, что эта работа нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Оптимизация данной работы, по нашему мнению, должна проводиться по направлениям повышения результативности, эффективности деятельности указанных наблюдательных комиссий, обеспечения безопасности членов (участников) указанных наблюдательных комиссий и повышения материальной заинтересованности названных лиц в результатах своей деятельности.

По совершенно справедливому мнению Н.И. Свечникова правоохранительная деятельность в силу своей многоаспектности и особенностей выполняемых функций и решаемых задач предполагает активные действия не только специализированных органов и служб, но и многих других учреждений и организаций, осуществляющих различные государственные и негосударственные полномочия, например экологические («Гринпис»), социальные (Союз воинов-ветеранов Афганистана), культурные (землячества) и др. [2, с. 30]

Так, перспективным, на наш взгляд, представляется создание и последующее функционирование в Российской Федерации независимых (от Федеральной службы исполнения наказаний и Министерства юстиции Российской Федерации) аудиторских Центров проверок деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы (название пилотное), каждый из которых действовал бы не в одном, а в нескольких, к примеру, в трех-четырех регионах России.

Штат таких Центров представляется минимальным, положим, по одному аудитору на обслуживаемый регион (субъект Российской Федерации) с обязательным указанием о том, что каждый аудитор работает по всем закрепленным за Центром регионам, без какой-либо “привязки” аудитора к конкретному региону и, тем более, не осуществляет свою деятельность в субъекте Российской Федерации по месту собственной регистрации.

Задание (поручение) на проведение комплексной или тематической проверки по конкретным вопросам в соответствующем учреждении уголовно-исполнительной системы могло бы выдаваться как государственным органом, осуществляющим координацию и контроль за деятельностью подведомственных органов Федеральной службы исполнения наказаний (то есть, к примеру, руководством Министерства юстиции Российской Федерации), так и государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а именно органом прокуратуры Российской Федерации.

Примерный перечень тем проверок, осуществляемых названными Центрами, на наш взгляд, мог бы заключаться в следующих темах:

– соответствие материально-бытовых условий содержания лиц в том или ином учреждении уголовно-исполнительной системы установленным законодательными, иными нормативными правовыми и ведомственными актами;

– соответствие медико-санитарного обеспечения содержания лиц в том или ином учреждении уголовно-исполнительной системы установленным законодательными, иными нормативными правовыми и ведомственными актами;

– имеют ли место в том или ином учреждении уголовно-исполнительной системы нарушения прав и свобод (в целом) содержащихся в них лиц, предусмотренных законодательными, иными нормативными правовыми и ведомственными актами;

– имеют ли место в том или ином учреждении уголовно-исполнительной системы конкретные нарушения прав и свобод содержащихся в них лиц, предусмотренных законодательными, иными нормативными правовыми и ведомственными актами;

– создаются ли условия для привлечения осужденных к труду, как и в полном ли объеме оплачивается этот труд;

– создаются ли условия для получения осужденными общего или профессионального образования; и в подобных других темах.

Результаты проверок сообщаются в соответствующий государственный орган, который явился инициатором проверки, для информации и принятия, при необходимости, мер установленного реагирования, и, в частности, реагирования на выявленные нарушения самим Министерством юстиции или прокурором.

Несомненными плюсами высказываемого предложения, на наш взгляд, будут следующие:

– квалифицированный постоянный состав аудиторов; а также то, что:

– названные Центры должны будут в обязательном порядке действовать при производстве проверок совместно с общественными наблюдательными комиссиями и их членами для обеспечения своего рода легитимизации таких проверок с приобщением к собственным выводам также и актов (решений, заключений и предложений) общественных наблюдательных комиссий.

Финансирование деятельности таких Центров проверок деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, на наш взгляд, должно производиться за счет бюджета Министерства юстиции Российской Федерации, то есть по отдельным статьям бюджетных расходов указанного министерства.

Весьма важным является наделение указанных Центров правом и обязанностью публиковать полугодовые и ежегодные отчеты о своей деятельности в региональной прессе по месту проведения аудиторских проверок, при этом опубликование таких отчетов должно осуществляться в региональных (субъектов Российской Федерации) средствах массовой информации бесплатно (за счет соответствующих органов государственной власти). В указанных отчетах должна содержаться информация о проверяемом учреждении уголовно-исполнительной системы, причинах проверки, выявленных нарушениях, предпринятых мерах для устранения выявленных нарушений.

Таким образом, жители соответствующих регионов, субъектов Российской Федерации смогут ознакомиться не только с результатами работы соответствующего Центра проверок деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, но и с реальным положением по соблюдению прав и свобод лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы на территории данного региона.

Совершенно очевидно, что деятельность названных Центров должна осуществляться только на основании соответствующего законодательного акта.

В связи с изложенным предлагается дополнить нормы Федерального закона “Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания” ранее изложенными нами предложениями о функционировании в тесном взаимодействии с общественными наблюдательными комиссиями также предлагаемых нами аудиторских Центров проверок деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы.

Текст статьи
  1. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в 2018 году и о проделанной работе по их укреплению: Сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации: портал правовой информации. http://www.genproc.gov.ru (дата обращения: 21.04.2019).
  2. Свечников Н.И. Сущность правоохранительной деятельности // Lex Russica. 2016. №7 (116).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 апреля по 15 апреля
Осталось 6 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
20 апреля
Загрузка в elibrary
20 апреля
Рассылка печатных экземпляров
25 апреля