научный журнал «Актуальные исследования» #31 (58), август '21

Экологический дизайн – социокультурный феномен в решении экологизации проблем потребления общества

В статье рассматриваются возможности различных направлений, инструментов экологического дизайна и его социокультурная роль в решении экологических проблем потребления общества, которые в настоящее время стала глобальной, затрагивает все сферы жизни. Анализируется воздействие общепринятых социокультурных процессов и предметно-пространственной среды, исследованы варианты решения проблемы в контексте рационального пользования природных ресурсов. Дизайн как проектная деятельность откликается на актуальные проблемы современности: экономические, политические, социокультурные, в том числе ведется поиск путей решения проблемы взаимодействия общества и природы. Автор выделяет экологические аспекты дизайна, рассматривая его не только как эстетическую деятельность, но и как составляющую процесса производства, рассматривает возможности интеграции культурологической модели экологического дизайна в процессы производства человеческих благ, к рациональности проектного решения.

Аннотация статьи
производство
экологический дизайн
эстетическая деятельность дизайна
рациональное потребление
Ключевые слова

Гармоничное сосуществование человека и окружающей среды, в которой он обитает – становится одной из главных проблем, требующих немедленного решения современности. Вредное воздействие производственной деятельности человека на окружающую среду является стимулом к пониманию обществом причинно-следственной связи между человеческой деятельностью и экологической деградацией состояния природной среды обитания. Ограничительные меры начали дополняться другими формами организации сосуществования человека и природной среды. В приоритет выходят решения природоохранной проблемы, идея органичного включения продуктов в среду, т.е. экологического подхода в проектной культуре производства.

Экологический или «зеленый» дизайн, зародившийся в 1970-х годах, – это попытка достижения гармонии отношений в системе «человек – природа» и внесения в них ответственности за производственную деятельность и воздействие используемых технологий со стороны общества. [1] В настоящее время широко используется в повседневной проектной практике и в научной литературе понятие «эко-дизайн», проблематика которого близко соприкасается с различными сферами производства и научного знания – начиная с промышленного дизайна, архитектуры и прикладной экологии, заканчивая исследованиями современности в области педагогики, психологии, философии, социологии и медицины [2].

В теории дизайна под экологическими подразумеваются все формы продуктов проектных практик и произведений дизайна, среди названий которых мы встречаем такие понятия как: «экодизайн», «зеленый дизайн», «органический дизайн», «устойчивый дизайн» и др., природные формы и структуры служат источником вдохновения, и в основе лежат те принципы, при осуществлении которых нет негативного воздействия на природу и рационально расходуются невосполнимые ресурсы планеты, в технологии производства используются материалы, не наносящие вред человеку и окружающей среде. Необходимо содержательно дополнить и раскрыть в качестве обобщающего термина «экологический дизайн», как направление и образец проектной и производственной практики, в основе которой лежат ценности мировоззрения и научном философском осмыслении степени воздействия созидательной деятельности человека на окружающую среду, последствий взаимодействия человека и среды обитания, понимании необходимости формирования мышления, ценностей, и отношения человека к природе с помощью верных средств дизайна [3. с. 4].

В 2010 году была выполнена работа - диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Уваровым А.В. “Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования”. Задачи данного исследования включали в себя следующие положения:

  1. Определить закономерности влияния экологических изменений на объекты дизайна.
  2. Выявить предпосылки развития экологического направления в дизайне, условия природной среды, способные влиять на создание экологически целесообразных объектов.
  3. Через объекты материальной культуры изучить эволюцию экологического дизайна, обозначить основные этапы развития данного направления.
  4. Ввести в научный обиход термины, наиболее точно отражающие специфику экологического направления в дизайне.
  5. Разработать методику выявления особенностей экологического проектирования в объектах дизайна как на стадии проектирования, так и в анализе существующих объектов.
  6. Рассмотреть роль экологического дизайна в современной проектной практике.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в данных утверждениях: «Результаты исследования могут быть полезны как материал по истории и теории дизайна, а также – на уровне изучения и практического применения концепций и методов, описанных в работе. Полученные результаты послужат методологической основой для создания проектов в области дизайна, архитектуры и прикладного искусства. Данное исследование является базой для создания учебных и методических программ, пособий и других материалов, рассчитанных на художественные и технические вузы; и, кроме того, – для теоретических и практических разработок в смежных областях, таких как экономика, социология, психология и т. д.

В работе выявлен ряд проблем, требующих дальнейшего изучения. Представленные материалы могут стать основой для дальнейших исследований – высказывает автор диссертации в автореферате исследования [4].

Основной целью дизайнера является создание цельного композиционного, художественно выразительного объекта, соответствующего шести группам требований и функций, которые описаны в таблице [3, c. 172-173].

Таблица

1) социальные

требования к организации среды, учитывающие необходимость ее соответствия общественным потребностям, достаточному уровню потребительской ценности;

2) конструктивно-технологические

требования целесообразности, безопасности, надежности и долговечности объектов;

3) утилитарно-функциональные

предъявляемые к среде человеком потребителем; характеризуя основные функциональные свойства среды, эти требования связаны с определенной структурой потребительских свойств, выявляемых в процессе потребления, – удобством и соответствием функции;

4) эргономические

требования, обеспечивающие соответствие среды параметрам и физиологическим возможностям человека и обусловливающие оптимизацию всей физической и психической нагрузки, а также затрат времени, связанных с получением полезного эффекта;

5) экономические

требования, предусматривающие получение максимальной эффективности от вложенных средств, учитывающие не только единовременные, но и эксплуатационные расходы.

6) эстетические

требования, сочетающие в себе ценность среды как элемента художественной культуры общества; а как формы средового объекта – отражающие общественно-ценностные характеристики (в том числе утилитарные), т.к. красота – это и удобство, и соответствие функции, и целесообразность конструкций и материалов;

Исходя из принципов разумного потребления - многофункциональность, модульность, долговечность, гигиеничность, неподверженность моде, разумная экономичность- именно этими качествами должен обладать продукт эко-дизайна. В пример можно привести инновацию, который представила берлинский дизайнер Йонна Брайтенхубер – альтернатива пластиковым тарам шампуней и гелей для душа – эко-упаковка Soapbottle, в состав которой входит только мыло (рис.1).

Рис. 1. Экологичная упаковка шампуней и гелей для душа Soapbottle

Для обеспечения полного комфорта существования человека в предметно-пространственной среде, безусловно, необходимо выполнить определённые требования в сфере эргономики. Образ, гармонично сосуществующий с природой, является наиболее актуальным для объекта экологического дизайна, что будет определённо создавать психологический комфорт для потребителя. Стоит отметить, что главный принцип создания образа не должен строиться на формальном копировании внешнего вида, конструкции, структуры или фактуры, цвета природных объектов, а с использованием принципов их формообразования при проектировании предметной среды и организации пространства. Отсутствие даже одного из перечисленных качеств приводит к нарушению равновесия в связке природа – предметно-пространственная среда – человек. Таким решением в экологическом дизайне выступает «вертикальное озеленение» или «фито стена» - частичное заполнение стен помещения растениями различных культурных видов либо определённых разновидностей мхов и лишайников наиболее благоприятно влияет на комфорт жизни человека в городской среде (рис.2).

Рис. 2. Вертикальное озеленение в интерьере

Комплексность и интегративность междисциплинарный характер, – отличительные черты экологического направления в дизайне. С эстетической и социокультурной точки зрения, дизайн в современном мире – наиболее массовое искусство, воздействие которого избежать невозможно. Одно из его уникальных функций – создание связи духовной и материальной культур, но и экологический дизайн, как одно из направлений дизайна, особо актуализирует воспитательную, ценностно-ориентационную (аксиологическую), адаптационную функции дизайна. Причём, если в полном смысле затрагивать тему экологии, в понятие «экологически чистый объект» вкладывается не только отсутствие отрицательного воздействия на среду, но и психологический комфорт пользования им, так как психологическое здоровье человека во многом связано и с экологическим состоянием окружающей его среды [3].

Таким образом, экологический дизайн как самостоятельное направление, выделенное из общего понятия «дизайна», во многом способствует формированию бережного отношения к окружающей среде: стремлению к продлению времени пользования вещей, окружающих человека, также созданию безопасных и благоприятных условий для ментального и физического здоровья человека, и главное – экономии невосполнимых ресурсов планеты.

Текст статьи
  1. Панкина М.В., Захарова С.В. «Экологический дизайн как интегрирующее содержание профессиональной подготовки дизайнеров и специалистов в области экологического образования» // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6-2. – С. 373-377. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29995 (дата обращения: 03.08.2021).
  2. Панкина М.В., Захарова С.В. Экологический дизайн как направление современного дизайна. Определение понятия // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9670 (дата обращения: 03.08.2021).
  3. Панкина М.В. Диссертация на соискание ученой степени доктора культурологии «Феномен экологического дизайна: культурологический анализ», 2016. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/79721/1/urfu2067_d.pdf
  4. Уваров. А.В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения “Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования”, 2010. https://pandia.ru/390485/
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября