Главная
Конференции
Наука, образование, инновации: актуальные вызовы XXI века
Что препятствует науке стать сегодня полноценным ресурсом развития России?

Что препятствует науке стать сегодня полноценным ресурсом развития России?

Автор(-ы):

Базавлуцкая Лилия Михайловна

Кротова Ангелина Николаевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

наука
научные знания
развитие науки
функции науки
отличительные черты науки

Аннотация статьи

В условиях ускоренного развития научных знаний вопросам сущности и роли науки в современное время исследователи стали уделять значительное внимание. Статья посвящена актуальной проблеме современного развития науки как ресурса развития России. В работе дана характеристика сущности науки, показаны причины возникновения, виды и функции, методология науки. Уделено особое внимание современным проблемам развития науки в России и направлениям их решения.

Текст статьи

Проблема сущности и роли науки как полноценного ресурса развития общества и отдельного государства актуальна как при изучении вопроса о формировании картины мира, занимающем важное место среди философских вопросов современности, так и при изучении экономических дисциплин и методологии научного исследования.

Изначально определимся, что же такое наука. Мы постоянно сталкиваемся с этим понятием на протяжении всей нашей жизни, но не всегда и не все четко понимают ответ на вопрос о сущности науки и научных знаний. Изучение истории современной науки опирается на множество сохранившихся оригинальных или переизданных текстов. Однако сами слова «наука» и «ученый» вошли в употребление лишь в XVIII-XX веках, а до этого естествоиспытатели называли свое занятие «натуральной философией» [5].

Общепризнанным можно считать определение, что наука – «область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности» [8].

Попыток классификации науки было большое число, однако именно Аристотель считается первым известным классификатором, разделившим науки на практические, теоретические и творческие знания[1]. При современной классификации науки также делят на 3 вида (рис. 1).

Рис. 1. Общая классификация наук

Исследователями выделяются 4 социальных функции наук (рис. 2).

Рис. 2. Функции науки

Отметим также, что на повышение роли науки в формировании современной картины мира и методологии научных исследований влияют такие факторы, как:

  • объективная необходимость развития новых научных теорий в связи с изменениями общества и его потребностей;
  • противоречие имеющихся теорий, требующее создание так называемой теории консенсуса;
  • обычное желание ученых стать известными на фоне моды к новой теории и т.п. [3].

Наукам присущи особые собственные методы, структура исследований, аппаратура, язык. Всем этим определены значение науки и специфика научного исследования [2].

На наш взгляд, положительными аспектами роли науки на сегодняшний день являются:

  • получение новых знаний;
  • совершенствование ранее полученных знаний;
  • усовершенствование средств и предметов труда;
  • развитие здравоохранения;
  • освоение космоса и пр.

Но есть и отрицательные стороны, проявляющиеся в формировании новых научных теорий, например:

  • новые знания часто используются для создания оружия, в т.ч. массового поражения;
  • большинство технических средств приводят к загрязнению окружающей среды;
  • увеличение длительности жизни человека приводит к проблеме перенаселения планеты и пр.

В целом, по нашему мнению, наука – определяющая ценность современной культуры, самый динамичный ее компонент. На сегодняшний день, обсуждая антропологические, социальные и культурные аспекты жизни в обществе, невозможно не учитывать достижения науки. Думается, основной целью развития науки и совершенствования научных познаний является получение оригинального, нового знания. И на этом этапе как раз и возникает проблема понимания того, а полезно ли новое знание для развития человечества. Отсюда же и вопрос, нужны ли новые научные теории миру и какова роль науки в современности [5].

Но почему же науке в России уделяется так мало внимания?

В современной России тенденции, уровни и структура финансирования науки и инноваций не соответствуют ни текущим нуждам, ни стратегической задаче сокращения разрыва с лидерами мировой экономики. И хотя российская наука все еще сохраняет свои позиции в мире по некоторым научным разработкам, по вкладу в общемировую науку, но отставание в процессе реализации полученных результатов, в уровне технологического развития, в степени эффективности инновационной политики государства растет по сравнению не только с развитыми, но даже и с развивающимися странами.

Отметим, что хотя общие затраты на науку в России с 2000г. по 2020г. возросли в 13 раз (с 76,7 млрд.руб. до 1028,2 млрд. руб.), но сфера науки остается малопродуктивной и слабо реагирует на современные вызовы, стоящие перед государством и обществом. Счетная палата РФ утверждает, что основная причина в катастрофическом недофинансировании науки [10]. По объему затрат на науку (в 2020г. – 1,1% ВВП – рисунок 3) Россия на 34-м месте в мире, а по индикатору затрат на разработки и исследования в расчете на 1 ученого – на 47 месте (93 тыс.дол. США). По числу патентов (новых заявок) Россия отстает от США в 16, а от Китая – в 38 раз [9].

Рис. 3. Затраты на науку в РФ по сравнению с другими странами в 2020г., % от ВВП [10]

Выделим также и иные причины низкой эффективности отечественной науки как стратегического ресурса развития РФ.

Рис. 4. Причины низкой эффективности отечественной науки как стратегического ресурса развития РФ

Итак, наука – это вид деятельности людей по сбору данных об окружающем мире, их анализе и систематизации, а также (на основании вышеназванного) – по синтезу новых знаний. Также в сфере изучения науки находится построение теорий, гипотез, их подтверждение/опровержение при помощи экспериментов.

Главная проблема государственной инновационной и научной политики РФ – неспособность сформулировать, а затем и последовательно реализовать инновационные и научные приоритеты, в т.ч. обеспечить адекватное финансирование как самих научных исследований, так и подготовки кадров для них.

Для способствования развитию России необходимо активно уделять внимание развитию науки. И в рамках этой задачи выделим следующие направления:

  • необходимо изменить уровень оплаты труда исследователей в сторону повышения;
  • стоит уделять больше внимание качественной научной подготовке будущих ученых;
  • важно пересмотреть структуру научных институтов, увеличить господдержку актуальной и перспективной научной инфраструктуры и исследований;
  • необходимо развивать государственно-частное партнерство в сфере науки.

Список литературы

  1. Базавлуцкая Л.М. Экономика и управление в образовании: учебное пособие / Л.М.Базавлуцкая // Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. – 132 с. – ISBN 978- 5-93162-077-0
  2. Блэйк Р.Р. Научные методы управления. - М.: Высшая школа, 2018. – 274 с.
  3. Глушановский А.В. Научные знания, библиотеки и интернет – взаимодействие на современном этапе // Научные и технические библиотеки. – 2020. – №8. – С. 97-114.
  4. Ерохина П.В. Сущность и становление социально ориентированного подхода к философскому исследованию науки // Вестник Бурятского государственного университета. – 2020. – №4. – С. 61-67.
  5. Крохин Н.А. Методология и методы познания в экономической науке // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – №6. – С. 176-181.
  6. Лебедев С.А. Философские основания науки и их виды // Вопросы философии и психологии. – 2020. – №7. – С. 18-25.
  7. Поппер К. Логика научного исследования: Пер. с англ. / Под общ. ред. В. Н. Садовского. - М.: Республика, 2016. - 385 с.
  8. Сидорычева В.В. Аспекты науки // Синергия наук. – 2020. – №44. – С. 43-46.
  9. Словарь научных терминов / под. ред. С.И. Сахарова. - СПб.: Нева, 2016. – 518 с.
  10. Цели устойчивого развития в области образования: особенности и проблемы реализации / Базавлуцкая Л.М., Евплова Е.В., Коняева Е.А.// Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). – 2018. – Т. 9. – № 6. – С. 19-35. – http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/10950

Поделиться

1128

Базавлуцкая Л. М., Кротова А. Н. Что препятствует науке стать сегодня полноценным ресурсом развития России? // Наука, образование, инновации: актуальные вызовы XXI века : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 августа 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 99-103. URL: https://apni.ru/article/2754-chto-prepyatstvuet-nauke-stat-segodnya-poln

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля