Проблема сущности и роли науки как полноценного ресурса развития общества и отдельного государства актуальна как при изучении вопроса о формировании картины мира, занимающем важное место среди философских вопросов современности, так и при изучении экономических дисциплин и методологии научного исследования.
Изначально определимся, что же такое наука. Мы постоянно сталкиваемся с этим понятием на протяжении всей нашей жизни, но не всегда и не все четко понимают ответ на вопрос о сущности науки и научных знаний. Изучение истории современной науки опирается на множество сохранившихся оригинальных или переизданных текстов. Однако сами слова «наука» и «ученый» вошли в употребление лишь в XVIII-XX веках, а до этого естествоиспытатели называли свое занятие «натуральной философией» [5].
Общепризнанным можно считать определение, что наука – «область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности» [8].
Попыток классификации науки было большое число, однако именно Аристотель считается первым известным классификатором, разделившим науки на практические, теоретические и творческие знания[1]. При современной классификации науки также делят на 3 вида (рис. 1).
Рис. 1. Общая классификация наук
Исследователями выделяются 4 социальных функции наук (рис. 2).
Рис. 2. Функции науки
Отметим также, что на повышение роли науки в формировании современной картины мира и методологии научных исследований влияют такие факторы, как:
- объективная необходимость развития новых научных теорий в связи с изменениями общества и его потребностей;
- противоречие имеющихся теорий, требующее создание так называемой теории консенсуса;
- обычное желание ученых стать известными на фоне моды к новой теории и т.п. [3].
Наукам присущи особые собственные методы, структура исследований, аппаратура, язык. Всем этим определены значение науки и специфика научного исследования [2].
На наш взгляд, положительными аспектами роли науки на сегодняшний день являются:
- получение новых знаний;
- совершенствование ранее полученных знаний;
- усовершенствование средств и предметов труда;
- развитие здравоохранения;
- освоение космоса и пр.
Но есть и отрицательные стороны, проявляющиеся в формировании новых научных теорий, например:
- новые знания часто используются для создания оружия, в т.ч. массового поражения;
- большинство технических средств приводят к загрязнению окружающей среды;
- увеличение длительности жизни человека приводит к проблеме перенаселения планеты и пр.
В целом, по нашему мнению, наука – определяющая ценность современной культуры, самый динамичный ее компонент. На сегодняшний день, обсуждая антропологические, социальные и культурные аспекты жизни в обществе, невозможно не учитывать достижения науки. Думается, основной целью развития науки и совершенствования научных познаний является получение оригинального, нового знания. И на этом этапе как раз и возникает проблема понимания того, а полезно ли новое знание для развития человечества. Отсюда же и вопрос, нужны ли новые научные теории миру и какова роль науки в современности [5].
Но почему же науке в России уделяется так мало внимания?
В современной России тенденции, уровни и структура финансирования науки и инноваций не соответствуют ни текущим нуждам, ни стратегической задаче сокращения разрыва с лидерами мировой экономики. И хотя российская наука все еще сохраняет свои позиции в мире по некоторым научным разработкам, по вкладу в общемировую науку, но отставание в процессе реализации полученных результатов, в уровне технологического развития, в степени эффективности инновационной политики государства растет по сравнению не только с развитыми, но даже и с развивающимися странами.
Отметим, что хотя общие затраты на науку в России с 2000г. по 2020г. возросли в 13 раз (с 76,7 млрд.руб. до 1028,2 млрд. руб.), но сфера науки остается малопродуктивной и слабо реагирует на современные вызовы, стоящие перед государством и обществом. Счетная палата РФ утверждает, что основная причина в катастрофическом недофинансировании науки [10]. По объему затрат на науку (в 2020г. – 1,1% ВВП – рисунок 3) Россия на 34-м месте в мире, а по индикатору затрат на разработки и исследования в расчете на 1 ученого – на 47 месте (93 тыс.дол. США). По числу патентов (новых заявок) Россия отстает от США в 16, а от Китая – в 38 раз [9].
Рис. 3. Затраты на науку в РФ по сравнению с другими странами в 2020г., % от ВВП [10]
Выделим также и иные причины низкой эффективности отечественной науки как стратегического ресурса развития РФ.
Рис. 4. Причины низкой эффективности отечественной науки как стратегического ресурса развития РФ
Итак, наука – это вид деятельности людей по сбору данных об окружающем мире, их анализе и систематизации, а также (на основании вышеназванного) – по синтезу новых знаний. Также в сфере изучения науки находится построение теорий, гипотез, их подтверждение/опровержение при помощи экспериментов.
Главная проблема государственной инновационной и научной политики РФ – неспособность сформулировать, а затем и последовательно реализовать инновационные и научные приоритеты, в т.ч. обеспечить адекватное финансирование как самих научных исследований, так и подготовки кадров для них.
Для способствования развитию России необходимо активно уделять внимание развитию науки. И в рамках этой задачи выделим следующие направления:
- необходимо изменить уровень оплаты труда исследователей в сторону повышения;
- стоит уделять больше внимание качественной научной подготовке будущих ученых;
- важно пересмотреть структуру научных институтов, увеличить господдержку актуальной и перспективной научной инфраструктуры и исследований;
- необходимо развивать государственно-частное партнерство в сфере науки.