Главная
АИ #31 (58)
Статьи журнала АИ #31 (58)
Инновационные технологии управления и стратегии территориального развития туризм...

Инновационные технологии управления и стратегии территориального развития туризма и сферы гостеприимства

Автор(-ы):

Рольгейзер Владислав Андреевич

Секция

Экономика, финансы

Ключевые слова

сферы гостеприимства гостиница
инновации
методы обслуживания
персонал
передовые технологии
методы повышения качества обслуживания
инновационная направленность
индустрия туризма
цифровые технологии

Аннотация статьи

Государство продолжает развиваться в сфере гостеприимства. Прерогатива государства при выполнении задач Федеральной целевой программы – решать вопросы и задачи, требующие строительства дорог, линий электропередач и газопровода. Частные инвесторы участвуют в развитии туристической инфраструктуры, ресторанов и отелей. В этой статье рассматриваются инновации и возможные перспективы внедрения инновационных технологий в сфере гостеприимства, как сектор туризма и гостеприимства подвергается воздействию тенденций в развитии и добавлении инновационных (новых) технологий в различных сферах деятельности, каким образом они позволяют увеличить как лояльность клиентов, так и гостеприимство номеров в различных видах отелей.

Текст статьи

Инновации и инновационная деятельность традиционно представляются как направление научно-технического прогресса (его высокотехнологичная составляющая) и как процесс, связанный с практической реализацией результатов исследований и разработок. Инновации – очевидный фактор изменений в результате деятельности, связанной с новым или улучшенным продуктом, технологическими процессами, новыми услугами и новыми подходами к удовлетворению социальных потребностей.

Инновационная деятельность в гостиничном бизнесе развивается по нескольким направлениям: использование новых ресурсов; изменение организации производства и потребления (применение передовых принципов маркетинга и менеджмента); выявление и использование новых рынков сбыта продукции, использование новых устройств и технологий. Именно использование новых технологий, используемых сегодня в сфере компьютеризации и глобализации, оказывает наибольшее влияние на деятельность предприятий гостиничной индустрии.

Использование передовых технологий положительно влияет на деятельность компаний, а именно: повышает их конкурентоспособность, прибыльность, количество потребителей, позволяет корректировать конфигурацию и требования к компетенции персонала, пересматривать качество продукции и услуг.

Гостиничные компании ставят основной целью своей деятельности предоставление услуг высочайшего качества. А степень достижения цели зависит от эффективности работы гостиничной компании. Общеизвестно, что гостиница – это живой организм, который работает круглосуточно, и качество его работы напрямую зависит от того, как сотрудники выполняют свою работу. Человеческий фактор играет основополагающую роль в работе гостиничной компании, один и тот же сотрудник может отлично обслуживать клиента сегодня и плохо завтра; причины этого лежат на субъективном, бытовом уровне.

Гостиничные компании, разрабатывающие систему оценки работы своих сотрудников, и дальше будут обеспечивать высокую эффективность управления человеческими ресурсами. В настоящее время нет единой сбалансированной системы оценки работы персонала, каждая гостиница учитывает свои особенности при введении градации. В любом случае разрабатываемая система оценки всегда должна быть объективной, а критерии должны быть четко объяснены сотрудникам; результаты оценки должны обсуждаться только сотрудником и его непосредственным руководителем.

Источниками инноваций в гостиничном бизнесе являются меняющиеся потребности и требования клиентов, меняющиеся потребности производственного процесса (устаревшее оборудование, технологии), изменения в отрасли или структуре рынка, демографические изменения.

Новые знания в области менеджмента, маркетинга, позволяют внедрять новые, более эффективные методы управления персоналом, программы привлечения клиентов, стратегические альянсы для гостиничного менеджмента (франчайзинг с международными отелями).

Международные гостиничные сети «Хилтон», «Марриотт», «Холидей Инн», «Балчуг» имеют значительные конкурентные преимущества и являются основополагающими для отечественных компаний, которые изменили общий подход к гостиничной индустрии

В мире, управляемом технологиями, отели и рестораны становятся все более свободными от технологий, по крайней мере, в том, что касается потребителей. Поощряя гостей отключаться от своих персональных технологий и интеллектуальных устройств во время их пребывания, менеджеры могут способствовать развитию культуры без технологий и более интимного отдыха, но, что наиболее важно, вдохновляют своих гостей полагаться на технологии, предоставляемые отелем.

Это погрузит гостей в незабываемые впечатления, позволит им по-настоящему насладиться пребыванием, сохраняя при этом здоровую связь с современными технологиями и эффективно используя все услуги, которые могут предложить персонал и компания. Это инновационная тенденция, направленная на то, чтобы снять с плеч гостей стресс и давление современного образа жизни, и она работает.

В настоящее время имидж гостиничной компании складывается из большого количества составляющих, в которых качество обслуживания и уровень цен имеют решающее значение. Надо признать, что в большинстве отечественных отелей высокий уровень цен никоим образом не оправдывает качество предоставляемых услуг. Когда вы привлекаете клиента, вы должны убедить его в уникальности предлагаемой услуги. Например, пожилые люди сегодня составляют значительное количество путешественников. Разработка специальных предложений, продуманное меню, интересные и познавательные развлечения помогут удержать интерес этой категории гостей. Чтобы привлечь в отель семьи с детьми, необходимо приложить максимум усилий, чтобы атмосфера заведения была уютной не только для взрослых, но и для детей [2].

И в этом случае важен не только сервис, но и наличие специального детского меню, манежей, игрушек, детской мебели, соответствующим образом оборудованных игровых комнат, услуги обученного персонала – все это будет проявлением особой заботы. Обычно семьи с детьми стараются размещаться на одном этаже (на соседних этажах), чтобы устранить проблему шума. Впечатления маленьких клиентов могут полностью повлиять на выбор родителями отеля в следующий раз.

Таким образом, инновационные технологии выполняют несколько функций:

  1. воспроизводственную – прибыль от инноваций используется как источник ресурсов;
  2. инвестиционную – полученная прибыль может быть использована для финансирования дальнейших инновационных разработок;
  3. стимулирующую – внедрение нововведений стимулирует дальнейшее движение в этом направлении, развитие и поиск новых открытий.

Изложенные характеристики позволяют предположить, что вложение небольших инвестиций в развитие инновационных технологий может дать стабильный экономический эффект [1].

Однако в процессе глобализации гостиничная индустрия может столкнуться с серьезными проблемами. Чрезмерная стандартизация потребительских характеристик и моделей обслуживания в ряде стран отрицательно сказывается на местной культуре, поэтому тенденции к интернационализации и гармонизации идут вразрез с тенденцией к сохранению уникальности и национальной идентичности.

Инновационный процесс в гостиничном бизнесе очень специфичен. Это признается, с одной стороны, туристическим рынком и степенью удовлетворенности клиентов, с другой стороны, благодаря совместным решениям туристических организаций, отраслевых властей региона, муниципалитетов и общественных организаций, деятельность которых связана с гостеприимством. Только такое взаимодействие всех элементов инновационного процесса может привести к значительному эффекту, который выражается в развитии отрасли.

Следует отметить, что создание инновационных инфраструктур в гостиничном бизнесе зависит от уровня технологического и экономического развития экономики. Страны с развитой промышленной инфраструктурой характеризуются растущей ролью невещественных, нематериальных факторов производства, компьютеризацией общества и выдающимся развитием сектора услуг. Это создает реальные возможности для создания сети консалтинговых, инженерных, сервисных и информационных служб, которые помогают поддерживать инновационные процессы.

В трансформирующемся обществе инновационная инфраструктура должна способствовать вхождению науки в рыночную среду, развитию предпринимательства в научно-технической сфере, поэтому ее формирование во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры. В целом инновационная инфраструктура в индустрии гостеприимства представляет собой организационную, материальную, финансовую, кредитную и информационную базу для создания условий, способствующих эффективному накоплению и распределению денежных средств и оказанию высококачественных услуг.

Стремительное распространение коронавирусной инфекции не обошло стороной ни одну отрасль, но больше всего пострадали пассажирские авиаперевозки, туризм и гостиничный бизнес. Несмотря на миллионные убытки и мрачную перспективу, многие отели уже начали адаптировать свой бизнес к новым реалиям и разрабатывать антикризисный план действий.

Стоит отметить, что потери среди представителей гостиничной индустрии неодинаковы.

Многие отели уже внедряют новые решения, которые сделают безопасность гостей приоритетом в будущем. Новые инициативы в отрасли включают изменение стандартов уборки комнат, всех общественных и офисных помещений за счет использования антибактериальных и дезинфицирующих средств, обработка сданных гостями ключей, и установки автоматических дезинфицирующих средств для рук. К сожалению, по крайней мере в ближайший год, вряд ли удастся обнаружить любимый многими формат шведского стола и буфетов. В части инженерных систем ожидаются серьезные изменения: модернизация систем вентиляции и кондиционирования должна повысить интенсивность воздухообмена и фильтрации. При строительстве новых отелей или реконструкции старых объектов необходимо использование инженерных систем нового поколения.

Следует отметить, что в практически катастрофической для гостиничной индустрии ситуации, инвесторы, владельцы отелей, гостиничные операторы и банки объединились, чтобы сформировать команду для разработки наиболее эффективных управленческих и антикризисных решений. Именно такой доброжелательный профессиональный подход дает основания надеяться, что гостиничная индустрия сможет выйти из такого тяжелого кризиса с новыми ориентирами и предоставить своим клиентам качественно новый сервис.

Инновации в сфере туризма следует рассматривать как системные события, обладающие качественной новизной и ведущие к позитивным изменениям, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие индустрии туризма. Идея создания и реализации туристических проектов, изначально не приносящих даже значительной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и увеличению доходов населения.

В последнее десятилетие российская туристическая отрасль демонстрирует устойчивое развитие. Но в 2020 году для отрасли сложилась негативная ситуация из-за последствий пандемии COVID-19. Экономические процессы во всех секторах, включая туризм, связаны с эпидемиологической безопасностью стран и мира в целом [4].

Туризм является важным социально-экономическим видом деятельности и вносит значительный вклад в доходы национального бюджета многих стран.

Инновационный процесс в туризме очень специфичен. Он получает свое признание, с одной стороны, благодаря туристическому рынку и степени удовлетворенности клиентов, с другой стороны, благодаря совместным решениям туристических организаций, туристических властей, органов местного самоуправления и общественных организаций, деятельность которых связана с туризмом. Только такое взаимодействие всех элементов инновационного процесса может привести к значительному синергетическому эффекту, который выражается в развитии туристической отрасли.

Основные принципы инноваций в сфере туризма и гостеприимства включают:

  • принцип научности (использование научных знаний и методов для внедрения инноваций, отвечающих потребностям туристов);
  • принцип системности. Разработанная стратегия инновационного развития туристической отрасли должна учитывать факторы и условия, необходимые для удовлетворения потребностей людей в отдыхе; ресурсный потенциал региона; социальное воздействие на общество; экологические факторы;
  • принцип соответствия инноваций потребностям туристов;
  • соответствие инновационной деятельности и ее результатов (нововведений) уровню развития общества;
  • принцип связности. Инновационный процесс завершается появлением на рынке продукта, который на определенном этапе его жизненного цикла призван создать необходимость создания следующей инновации и финансовой поддержки этого процесса;
  • принцип безопасности. Каждое нововведение должно гарантировать отсутствие вреда для людей или окружающей среды;

Инновационная деятельность – это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, ведущих к инновациям.

Инновационная направленность в сфере туризма и гостеприимства:

  • выпуск новых видов туристической продукции, ресторанной продукции, гостиничных услуг и т.д.;
  • использование нового оборудования и технологий при производстве традиционных продуктов;
  • использование новых туристических ресурсов, которые ранее не использовались;
  • изменения в организации производства и потребления традиционных туристических продуктов, услуг и т.д.;
  • новый маркетинг, новый менеджмент;
  • выявление и использование новых рынков сбыта продукции [3].

Научно-техническая революция стала не только материальной базой для возникновения массового туризма. Она оказывает огромное влияние на инновации в туризме с помощью высоких технологий, включая новые материалы, микропроцессорные технологии, средства массовой информации и коммуникации, а также биотехнологии.

Появление современных средств информации и коммуникации оказывает глубокое влияние на общественное производство и жизнь людей. Интернет стал неотъемлемой частью современной туристической деятельности и работы туристических компаний.

Современные аудио-видео технологии существенно изменили технологию управления. Управление переводится в режим реального времени и т.д.

Инновационная деятельность (инновации) в секторе туризма нацелена на создание нового или изменение существующего продукта, улучшение транспортных, гостиничных и других услуг, открытие новых рынков, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.

Индустрия туризма – одна из отраслей российской экономики, которая первой пострадала от новой коронавирусной инфекции. Речь идет не только о вирусном, медицинском ударе – ведь первая вспышка заболеваемости в России была следствием возвращения граждан из-за границы, но и о финансовом ударе – из-за распространения COVID-19 по всему миру текущие туры пришлось прервать, а запланированные на более поздний срок – отменить или перенести. В таких условиях туроператоры, турагенты, транспортные компании и другие участники рынка туристических услуг понесли большие убытки.

В то же время цифровые технологии принесли туристической индустрии динамическое пакетирование турпродуктов, что соответствует тенденции к персонализации. Технологии позволяют сразу предложить заказчику уникальный маршрут, который он создает сам. Поэтому агентства, предлагающие стандартизированный, упакованный продукт, который сегодня мало кого интересует, скоро уйдут с рынка. Такой подход возможен только для крупных компаний, потому что он использует большие данные и искусственный интеллект, которые являются довольно дорогостоящими технологиями.

Что же касается локальных организаций и маршрутов в туризме, то им возможно остаться конкурентноспособными за счет присутствия в различных информационных агрегаторах и маркетплейсах, которые будут и предлагать их услуги, выстраивая сложные многозадачные маршруты. 

Глобализация в сфере туризма и гостеприимства определяется как процесс быстрого роста туристических потоков, а также потоков услуг, капитала, информации и технологий, которые обычно не регулируются национальными правительствами. Глобализация и развитие инновационных технологий носят долгосрочный характер, и их движущей силой является прежде всего революция в секторе информации и связи, либерализация рынков и усиление международной конкуренции.

Список литературы

  1. Будник В.Н., Силина Е.Д. Инновационные технологии управления в сфере гостеприимства на основе внедрения внутренних стандартов обслуживания: Российский и зарубежный опыт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-upravleniya-v-sfere-gostepriimstva-na-osnove-vnedreniya-vnutrennih-standartov-obsluzhivaniya-rossiyskiy-i (Дата обращения 06.05.2021).
  2. Инновации в сфере туризма и гостеприимства [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vuzlit.ru/384867/innovatsii_sfere_turizma_gostepriimstva (Дата обращения 06.05.2021).
  3. Кухто А.А. Инновации в сфере гостеприимства и туризма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ekonomika.snauka.ru/2019/07/16662(Дата обращения 06.05.2021).
  4. Мария Белякова о стратегических изменениях в туризме в 2020 году в условиях пандемии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ifur.ranepa.ru/news/?ELEMENT_ID=318741 (Дата обращения 06.05.2021).

Поделиться

3345

Рольгейзер В. А. Инновационные технологии управления и стратегии территориального развития туризма и сферы гостеприимства // Актуальные исследования. 2021. №31 (58). С. 46-50. URL: https://apni.ru/article/2755-innovatsionnie-tekhnologii-upravleniya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика, финансы»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля