научный журнал «Актуальные исследования» #31 (58), август '21

Инновационные стратегии территориального развития туризма и сферы гостеприимства

В статье отмечается, что цели, которые государство и его субъекты ставят перед отраслью туризма, достигаются за счет реализации конкретных программ. Поэтому перед наукой о туризме, в частности, ставится задача разработки методологии и на ее основе – целевых программ развития туристской инфраструктуры и системы прогнозирования и связанных с ними прогнозных показателей в сфере индустрии туризма.

Аннотация статьи
концепция
мультипликативный эффект
индустрия туризма
туристическая инфраструктура
система прогнозирования
туристско-рекреационная зона
целевая программа развития
Ключевые слова

Тенденции в развитии международного туризма позитивны: для развивающихся стран он становится источником как поступления иностранной валюты, так и организации новых рабочих мест. Почти все развивающиеся страны понимают целесообразность развития международного туризма. Индустрия туризма – сфера предоставление услуг, которые являются большими с точки зрения накопленных ресурсов и важны по своей роли в социально-экономическом развитии региона и государства, в частности по экономической природе и технологиям. Туризм является крупнейшим работодателем и создает новые рабочие места как в собственной инфраструктуре, так и в других сферах национальной экономики за счет мультипликативного эффекта. Развитие туризма сопровождается расширением и совершенствованием инфраструктуры регионов, увеличением поступлений в государственный и местные бюджеты.

Благодаря этой особенности современная индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. По оценкам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), вклад индустрии туризма:

  • в мировом ВВП-превышает 10 % (2008 – 9,9 %);
  • в мировой торговле услугами – 32 %;
  • инвестиции в мире – 8 %;
  • в решении проблемы трудоустройства-примерно каждое 20-е рабочее место;
  • глобальные потребительские расходы – 11 %;
  • в общем объеме налоговых поступлений – 10%.

Ежегодный рост инвестиций в туристическую отрасль составляет 35%, туризм использует до 7% мирового капитала. В мировой индустрии туризма занято более 200 миллионов человек, или 10% мирового рынка труда. Мировая индустрия туризма заняла 3-е место среди крупнейших экспортных секторов после нефтяной и автомобильной промышленности. Мировой опыт показывает, что развитие туризма способствует благоустройству городов и населенных пунктов, повышению культуры обслуживания населения, решает проблему занятости (один турист может обеспечить работой 6-8 человек).

Степень экономического развития туризма в настоящее время оценивается по удельному весу в ВВП страны и его доле в доходах бюджета. Удельный вес сферы туризма в структуре экономик большинства экономически развитых стран составляет 10-25% доходов бюджета. В Австрии, например, 8,6% ВВП составляют прямые доходы от туризма и 15% дохода, с учетом мультипликативного эффекта в Хорватии-8,5% и 19,0% соответственно, в Испании – 6,8 и 18,2%, Болгарии – 4,1 и 14,5%, Франции – 4,1 и 10,9%, Канаде – 3,4 и или 11,0%, в Испании – 6,8 и 18,2%.

Великобритания находится на уровне 3,4 и 9,1 процента. В Италии до трети оборота генерируется туристической отраслью. Для 83% стран мира туризм является одним из пяти основных источников дохода, а для 38% стран - основным источником дохода.

Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) опубликовали рейтинг конкурентоспособности 139 стран в сфере туризма за 2010 год: на первом месте-Швейцария, на втором – Германия, на третьем-Франция, за ней следуют Австрия, Швеция, США, Великобритания, Испания, Канада и Сингапур. Такие массовые направления, как Турция и Египет, приземлились на 50 и 75 местах соответственно. Последние строчки в рейтинге занимают Ангола, Чад, Мавритания. Россия находится на 59-м месте и сохраняет результат 2009 года.

Страны оценивались по 14 параметрам, включая уровень безопасности, экологическую ситуацию, инфраструктуру. Место по качеству дорог – 125, уровню безопасности – 113, экологической устойчивости – 98, инфраструктуре, наземному транспорту – 95, культурным ресурсам – 35, а природным ресурсам – на 27 месте.

В связи с развитием мирового туризма интерес к поиску путей эффективного развития этой отрасли и в России растет как со стороны государства, так и среди предпринимателей.

Скорость, с которой все происходило во время пандемии Covid-19, контрастирует с суровыми мерами, которые парализовали путешествия. Это привело к увеличению числа отелей, которые решили закрыть свои двери. Таким образом, цель этой статьи состоит в том, чтобы поделиться передовым опытом борьбы с неопределенностью в ближайшие месяцы.

Сегодня существует бесчисленное множество действий, адаптированных к каждому рынку, стилю заведения, сезону года, окружающей среде и т.д.

В новой норме путешественники и гости сделают меры безопасности и гигиены приоритетом при выборе своего жилья, и они требуют, чтобы отели внедрили строгие протоколы очистки для борьбы с коронавирусом.

Гибкость является одним из самых важных аспектов при бронировании отелей. Необходимо будет разработать новую политику, адаптирующуюся к непредвиденным изменениям, таким как деловые встречи, которые могут неожиданно измениться, или отпуск, который придется отложить из-за внезапных ограничений на поездки. Предлагая гибкость клиенту, отели могут дать определенную степень доверия своим клиентам, которые, несомненно, беспокоятся при бронировании номеров из-за присущей им незащищенности возможных ситуаций изоляции, закрытия границ и отмены рейсов.

Не случайно онлайн-туристические агентства (ОТА) отображают важную информацию в списках отелей. Отель должен обеспечить предоставление подробной информации, такой как время, которое занимает отель, чтобы ответить на запросы, детали того, что включено в пребывание, текущее положение отеля, а также расширенную информацию о мерах безопасности, услугах консьержа, трансферах в аэропорт и из аэропорта, нянях для детей, музейных билетах и т. д. Кроме того, они должны давать объяснения и советы по местным мерам, связанным с социальным дистанцированием и ограничениями коронавируса. Все эти моменты теперь будут ключевыми для создания резерваций.

Как мы уже говорили ранее, есть много действий, которые можно предпринять, чтобы начать активизировать гостиничный и туристический сектор (гостеприимство). Некоторые из них могут включать в себя короткое время реализации, в то время как другие могут занять месяцы, пока они не будут готовы. Цель этого списка не обязательно состоит в том, чтобы назвать лучшие из них, и хотя мы упоминаем некоторые очевидные действия, мы также хотим подчеркнуть некоторые инновационные меры, которые могут показаться ненужными, но действительно могут принять или нарушить решение путешественника остановиться в отеле в этот «новый нормальный» период.

Меры гибкости:

  • Обновить политику отмены, включая новые меры специально для эпидемий, стихийных бедствий и различных уровней международной тревоги.
  • Предлагать бесплатные отмены против местных, международных ограничений или для отмены крупных мероприятий.
  • Разрешить изменения до 24 часов до прибытия для текущего и будущего предоплаченного бронирования.
  • Предложить комфорт с помощью более гибких апгрейдов, которые позволят гостям иметь лучшую комнату для работы и иметь больше места в случае неожиданного карантина.
  • Гибкость в отношении времени регистрации заезда и отъезда поможет предотвратить ожидание гостей на улице или в местах общего пользования, проводящих ненужное время в непосредственной близости от других из-за больших очередей.
  • Некоторые крупные гостиничные сети предлагают гостям круглосуточное медицинское обслуживание и показывают эти страховые услуги и соглашения для гостя как способ укрепления доверия.
  • В настоящее время важно донести до гостей, что они находятся в постоянном контакте с местными властями.
  • Создать реестр путешественников, который записывает историю последних поездок как гостей, так и сотрудников.
  • Избегать необходимости пользоваться общественным транспортом, обеспечивая трансфер до отеля из аэропортов и вокзалов.
  • Обеспечить частые единообразные услуги прачечной и установите внутренний протокол стирки для всех сотрудников.
  • Стирка и постельные принадлежности имеют жизненно важное значение, поэтому настоятельно рекомендуется пересмотреть весь процесс чистки постельных принадлежностей и постельного белья.
  • Использование химических веществ, признанных соответствующими органами. Некоторые из них уже признаны.
  • Создать протокол для эпидемий или карантина.
  • Внедрить систему контроля температуры.
  • Система вентиляции должна быть пересмотрена с определенным протоколом обслуживания, который увеличивает частоту дезинфекции.
  • Требовать от внешних поставщиков соблюдения эквивалентных мер гигиены и безопасности.

В Cohosting внимательно следят за маркетинговыми действиями основных отелей, используемыми для борьбы с этой «новой нормой», вызванной COVID-19. Из них выводят общую закономерность: все решили сообщать о своих действиях, основываясь на безопасности. Основные цепочки решили передать четкое сообщение о том, что они делают, чтобы противостоять COVID-19. Они направлены на то, чтобы устранить сомнения, продвигая максимальные гигиенические меры.

Как мы уже знаем, существует явная необходимость в дальнейшей цифровой трансформации отрасли для того, чтобы соответствовать уровню персонализации, который требуют гости. Эти инструменты могут привести к увеличению прямых заказов и уменьшить доминирование крупных ОТА. Онлайн-турагентства будут использовать рынки через большие инвестиции в удержание клиентов, лояльность и инструменты приобретения, в то время как отели инвестируют в улучшение пребывания гостей.

«Новая норма» в рамках COVID19, по-видимому, заставила сектор осознать, что инвестиции в инновационные технологии должны иметь четкий ROI, где влияние может быть измерено с помощью RevPAR или TRevPAR. Чтобы облегчить это, приведем несколько примеров наиболее востребованных инструментов в области приобретения.

Triptease – это популярный компаратор ставок в реальном времени.

Beonprice используется для прогнозирования наилучших ценовых и дистрибьюторских решений в режиме реального времени. Это возможно благодаря его технологии искусственного интеллекта.

Cohosting работает с отелями для увеличения прямого бронирования, позволяя им дополнять свое предложение вознаграждениями в более чем 100 000 опытов и дополнений, которые обеспечивают дифференциальную ценность их бронирования по сравнению с OTAS.

Протоколы пребывания гостей и меры профилактики против распространения коронавируса

Варианты и идеи, которые мы можем реализовать для смягчения последствий коронавируса, становятся все более разнообразными. Идея этого раздела состоит в том, чтобы адаптировать эти меры для борьбы с COVID-19 в гостиничных заведениях и провести гостей через приятный отдых. Чтобы помочь в этом процессе, мы проанализировали и адаптировали меры, которые не всегда выполняются, но тем не менее рекомендуются медицинскими работниками "СУММЫ" для въезда и выезда из дома.

Если у нас нет автоматических дверей, используйте дезинфицирующие средства перед входом в отель и еще раз внутри, прежде чем подниматься на лифте в номера (например).

Наличие коврика у входа побуждает гостей сушить обувь. Этот коврик следует регулярно менять и чистить разрешенными дезинфицирующими средствами.

Обеспечьте гостей мусорными мешками, чтобы положить туда пакеты и чемоданы, пока они не используются.

Cohosting, благодаря использованию технологий и сегментации, приносит персонализированные предложения клиенту до прибытия по электронной почте. Так что же делают клиенты? Очень просто, они заранее заказывают закуски, напитки, рабочие принадлежности, даже коврики для йоги.

Этот модуль часто используется туристическими отелями и апартеидами, оборудованными кухней, поскольку он позволяет гостям делать заказы в супермаркете, чтобы они могли приготовить завтрак, ужин и обед, не выходя за покупками. Минибары очень подходят как к апартаментам, так и к отелям. Благодаря этому модулю Cohosting оставляют мини-бар пустым, чтобы гости могли персонализировать его за 6 часов до регистрации заезда. Предлагая эту услугу, они избегают ежедневных контактов в номерах и уменьшают необходимость делать покупки на улице.

Завтраки используют все виды идей, от шведского стола с живой кухней до романтического завтрака на частном пляже.

До сих пор отели думали о том, чтобы максимально снизить расходы, но в ближайшие недели и месяцы им придется принять эту ситуацию как «нормальную» и начать реализацию мер по увеличению бронирований. Мы живем в уникальной ситуации, когда мы должны реагировать быстро и социально ответственно, всегда заботясь о безопасности гостей и сотрудников.

Целью программы развития туристической инфраструктуры в историко-культурных центрах России, малых и средних исторических городах и поселках, сибирских городах и поселках, заинтересованных в привлечении туристов, должно стать формирование культурно-туристических зон, включающих как уникальные по красоте природные объекты, памятники архитектуры, истории и культуры, так и объекты, привлекающие туристов полным спектром услуг по размещению, питанию, развлечениям, информационному обслуживанию и др. Особенностью таких зон является их использование как туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития в первую очередь малых и средних исторических городов и населенных пунктов и ТРОЭЗ. Поэтому целевые программы развития туристической инфраструктуры должны быть тесно увязаны с потребностями развития сибирских городов, малых и средних исторических городов и поселений, а также ТРОЭЗ. В свою очередь, в рамках реализации федеральных и региональных социально-экономических программ необходимо совершенствовать законодательную деятельность, которая развивает туристскую инфраструктуру и систему ее прогнозирования.

Текст статьи
  1. Бубаева Т.Ю. Государственно-частное партнерство в создании инфраструктурных объектов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Инновационные направления развития малого и среднего предпринимательства: материалы Международной научно-практической конференции / под науч. ред. В.И. Самарухи. Иркутск: Изд. БГУЭП. 2010.
  2. Кулаков В.В. Налогообложение в туризме: теория и практика. Проблемы коммерциализации научных исследований как основы модернизации экономики региона. Инновационные направления развития малого и среднего предпринимательства: материалы Международной научно-практической конференции / под науч. ред. В. И. Самарухи. Иркутск: Изд. БГУЭП. 2010.
  3. Маргиева Н.Т. Сфера туризма в России: состояние и перспективы развития / Экономика и предпринимательство. 2020. № 10-1 (63-1). С. 141-145.
  4. Шубаева, В.Г. Маркетинг в туристской индустрии : учебник и практикум для вузов / В.Г. Шубаева, И.О. Сердобольская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 120 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября