Главная
АИ #31 (58)
Статьи журнала АИ #31 (58)
Цифровая экономика в контексте развития процессов глобализации

Цифровая экономика в контексте развития процессов глобализации

Рубрика

Экономика, финансы

Ключевые слова

цифровая экономика
цифровое общество
цифровой разрыв
цифровое качество жизни
информатизация
средства труда
экономическая деятельность
целеполагание
квалификация

Аннотация статьи

Статья посвящена теоретическим подходам, отражающим суть концепции «цифровой экономики» как одной из моделей постиндустриального развития общества. Неотъемлемым элементом исследования является и понятие «технологий», являющихся важнейшим продуктом цифровой экономики. Такие технологии основаны на представлении информации в битах, распространяемых посредством компьютера и сети Интернет и имеющие свою собственную экосистему.

Текст статьи

Все экономические транзакции, которые происходят в Интернете, связаны с цифровой экономикой, поэтому это единый собирательный термин для всех экономических транзакций. Она также известна под разными названиями, такими как Веб-экономика или интернет-экономика.

Как мы знаем, мир постоянно меняется. С появлением технологий и процессом глобализации в мире происходит цифровая трансформация как с цифровой, так и с традиционной экономикой.

Итак, данная статья освещает концепцию цифровой экономики.

Цифровая экономика определяется как экономическая деятельность, возникающая в результате миллиардов ежедневных онлайн-соединений между людьми, предприятиями, устройствами, данными и процессами. Другими словами, вы можете сказать, что это экономика, которая фокусируется на цифровых технологиях, основанных на цифровых и вычислительных технологиях, таких как ИТ-поддержка Сиднея. Таким образом, конкретного определения цифровой экономики не существует. Таким образом, она включает в себя деятельность, которая поддерживается Интернетом и другими цифровыми коммуникационными технологиями, а именно включает деловую, экономическую, социальную и культурную деятельность.

Традиционная экономика основана на физических магазинах, товарах и наличных расчетах. Со временем традиционная экономика переняла аспекты цифровой экономики, например, традиционные фирмы принимают дебетовые карты, а затем продают их онлайн. По мере развития цифровой экономики некоторые фирмы вообще упустили возможность иметь физический магазин и продавать товары прямо с сайта электронной коммерции, доставляя их потребителям домой [3].

Хотелось бы отметить, что современный мир не сразу пришел к такому явлению, цифровая экономика является одной из моделей постиндустриального развития мировой экономики, основанная на использовании технологических платформ в сети Интернет, мобильных или электронных устройств, генерируя при этом финансовые и экономические взаимоотношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг на глобальных рынках [3]. В экономически развитых странах теория постиндустриального общества сформировалась на основе теоретического наследия прошлых лет. В постиндустриальных условиях информация, знание и наука стали главными драйверами развития. Цифровая экономика является результатом инновационного развития мировой экономики, а также одной из парадигм развития современного общества (рисунок).

Рис. Генезис научных идей и императивов информационной экономики в глобальном контексте

Поэтому мы считаем, что термин «цифровая экономика» наиболее развернуто и широко можно определить, рассмотрев различные направления формирования парадигмы новой экономики. При этом важно понимать как сходства, так и различия данных направлений. Прежде всего, хотелось бы отметить тот факт, что все течения сосуществуют и развиваются в одной и той же среде, именуемой «информационное общество». Термин «информационное общество» впервые появился в Японии в начале 1960-х гг. ХХ в. В работах Умесао, Хаяши, Масуда, Кохяма подчеркивалась важность информационных отраслей для развития общества

 Ранее, в 1959 г., американский социолог Д. Белл использовал термин «постиндустриальное общество» для обозначения общества, которое перешло от стадии производства товаров к обществу услуг [5, 6].

Общества могут быть охарактеризованы и проанализированы как сложные системы в рамках общей теории систем [7]. Система общества состоит из комбинации подсистем. Среди них наиболее часто упоминаемыми являются экономические, политические и культурные подсистемы [8].

Все они должны быть рассмотрены как единое целое, все части которого связаны и взаимодействуют друг с другом. Социальная система включает в себя экономическую систему как составную часть [9]. Экономический порядок, режим, факторы, процессы и результаты могут быть указаны в экономической подсистеме. Политическая подсистема характеризуется политическим порядком, режимом, культурой и процессами. Культурная подсистема связана с культурным порядком, т. е. религией, обычаями, этическими и социальными стандартами, системой образования и культурными процессами [8]. Такая организация взаимоотношений пронизывается горизонтально с помощью информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ), создавая сеть взаимозависимости, ранее отсутствовавшую, и, таким образом, появляется информационное общество, т. е. люди, которые более рационально реализуют свои цели благодаря ИКТ. Информационное общество – это среда, в которой может развиваться экономика знаний. Для этого должны быть созданы соответствующие условия для преобразования информации в знания и ее использования для производства новых знаний, т. е. для внедрения инноваций. Если этот процесс происходит не только в экономической подсистеме, но и в более широком смысле – общество знаний будет создано во всей социальной системе. В этом случае информационное общество превратится в общество знаний [4].

Существует три основных компонента цифровой экономики:

  • электронный бизнес
  • инфраструктура электронного бизнеса
  • электронная коммерция

В настоящее время наблюдается огромный рост цифровых платформ и их влияния на нашу повседневную жизнь. На большинство потребителей влияют социальные сети, которые включают Facebook, Twitter, Instagram и другие популярные веб-сайты, такие как YouTube и т.д.

Примеры цифровой экономики

  • Airbnb – бронирование онлайн.
  • Рынок Amazon/Ebay.
  • Netflix – позволяет потребителям приобретать сериалы и фильмы через Интернет.
  • Сайт электронной коммерции – например, помощь по экономике, продажа электронных книг для пересмотра экономики.

Новые возможности, которые открываются перед человеком благодаря развитию цифровой экономики, это безусловно положительные изменения, открывающие новые возможности практически в каждой сфере деятельности. С развитием цифровых технологий, потребитель может гораздо быстрее получать заказанные услуги, а также экономить деньги, так как цены в интернете часто ниже тех, которые предлагает оффлайн бизнес.

Ещё один яркий пример, это покупка электронной версии книги, которая окажется намного дешевле напечатанного аналога. Также у каждого человека есть возможность приобрести необходимый товар по оптовой цене, договорившись с другими заказчиками. Таким образом за год можно сэкономить достаточно большую сумму.

Ещё один из существенных плюсов, это возможность начать свой бизнес, не выходя из дома. Достаточно лишь выбрать подходящую для этого сферу.

Расширение цифровой экономики создает множество новых экономических возможностей. Цифровые данные могут использоваться в целях развития и для решения социальных проблем, в том числе связанных с ЦУР. Таким образом, это может помочь улучшить экономические и социальные результаты и стать движущей силой инноваций и роста производительности. Платформы облегчают транзакции и создание сетей, а также обмен информацией.

С точки зрения бизнеса, трансформация всех секторов и рынков посредством цифровизации может способствовать производству товаров и услуг более высокого качества при меньших затратах. Кроме того, цифровизация преобразует цепочки создания стоимости различными способами и открывает новые каналы для добавления стоимости и более широких структурных изменений [8].

Но положительные результаты далеки от автоматических. Просто потому, что цифровизация обладает потенциалом для поддержки развития, любая реализованная ценность вряд ли будет распределена справедливо. Даже если отдельные лица, фирмы и страны не принимают – или только частично – участия в цифровой экономике, на них все равно может быть оказано косвенное негативное влияние. Работники с ограниченными цифровыми навыками окажутся в невыгодном положении по сравнению с теми, кто лучше приспособлен к цифровой экономике, действующие местные фирмы столкнутся с жесткой конкуренцией со стороны оцифрованных отечественных и зарубежных, и различные рабочие места будут потеряно для автоматизации. Чистый эффект будет зависеть от уровня развития и цифровой готовности стран и их заинтересованных сторон. Это также будет зависеть от политики, принятой и осуществляемой на национальном, региональном и международном уровнях [8].

Влияет на формирование стоимости и захват может быть считается по нескольким экономические аспекты (например, производительность труда, добавленная стоимость, занятость, доход и торговля), для различных субъектов (работников микро-, малых и средних предприятий, платформы и правительства), и для разных компонентов цифровой экономики (основных, узкие и широкие в сфера применения) [8].

Достоинства цифровой экономики:

  • Увеличение количества представителей среднего класса и преодоление социального неравенства;
  • Рост производительности труда;
  • Появление новых рабочих мест;
  • Увеличение количества конкурентоспособных компаний;
  • Снижение затрат на производство.

Это далеко не все положительные стороны цифровой экономики. Их гораздо больше и все они зависят от конкретной сферы деятельности человека.

Минусы цифровой экономики:

  • «Цифровой разрыв». Имеется ввиду неравенство в цифровом образовании, так как доступ к цифровым продуктам и услугам есть далеко не у всех людей, что напрямую влияет на их благосостояние;
  • Угрозы со стороны хакеров. Чтобы защитить персональные данные своих клиентов, необходимо тщательно выстроить систему безопасности, но такая возможность есть далеко не у каждого бизнеса;
  • Рост безработицы. На рынке труда с появлением новых онлайн-услуг постепенно начнут пропадать некоторые профессии или даже целые отрасли;
  • Многие специалисты придерживаются мнения о том, что такой прогресс повлияет на исчезновение банковской системы и это произойдет уже через 10-15 лет. Такая ситуация возможна на фоне стремительного развития цифровых продуктов;
  • Как только человек начинает активно пользоваться интернетом, ему приходится вносить в анкеты личные данные. В глобальном масштабе, использование информации о людях с целью влияния на их поведение, называется «цифровым рабством».

Говоря о цифровой экономике России, здесь можно выделить три главные группы технологий:

  • Ближайшего будущего;
  • Постепенно внедряемые;
  • Прорывные.

Первая группа, это человеко-машинный интерфейс, квантовые вычисления, бизнес-дроны и криптовалюта. Вторая группа объединяет в себе цифровые платформы, бизнес-приложения для смартфонов, интеграцию и чатботов. Третья группа, это объединение интернет вещей, больших объёмов данных, блокчейна, дополнительной реальности и искусственного разума.

По утверждениям представителей совета директоров Института развития информационного общества, Российская Федерация на данном уровне развития находится в переходном состоянии по отношению к цифровой экономике. Это объясняется тем, что в стране технология облачных вычислений применяется не так широко, что связано с недостаточным уровнем кибербезопасности [10].

Кроме этого, широкополосный доступ к интернету в РФ является не таким доступным, как в развитых европейских странах. На данный момент, задача правительства, это реализация федеральных проектов, связанных с искусственным интеллектом и цифровыми технологиями. Это происходит в рамках специально созданной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

На данный проект будет постепенно выделяться 258 млрд рублей. Согласно данной программе, существует несколько уровней цифровой экономики:

Уровень, который служит как среда для развития платформ, обеспечивающих взаимодействие экономических отраслей и субъектов рынка. Также сюда относят нормативно-правовое регулирование и информационные отрасли включая те, которые созданы для решения проблем безопасности.

Рыночно-отраслевая. Здесь речь идёт о взаимодействии между поставщиками и потребителями товаров и услуг.

Платформенно-технологическая. Данный уровень объединяет в себе стратегии для развития отраслевой экономики и рынка.

Ключевая цель цифровой экономики в России, это автоматизация производственных процессов и механизмов, а также увеличение эффективности экономических субъектов. Кроме этого, перед правительством стоит задача по созданию новых рабочих мест в высокотехнологических отраслях. Если сравнивать с США, там делают упор на неограниченный и открытый доступ к интернету, а в Китае большая часть внимания уделяется совместному использованию информации коммерческими и государственными организациями.

Итак, подведем итоги.

Цифровую экономику можно воспринимать как хозяйственную деятельность, где в качестве ключевого фактора производства используется информация в цифровом виде, а также обработка больших объемов данных, после чего они используются для анализа. Если сравнивать с более привычными формами хозяйствования, таким образом можно повлиять на эффективность отдельных видов производства, технологий и оборудования.

Список литературы

  1. Кудина М. В. Социально-гуманитарное образование в экономике знаний / М. В. Кудина, М. А. Сухарева // Государственное управление. Электронный вестник. – М. : МГУ, 2017. – № 65. – C. 5-8.
  2. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы : указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/41919
  3. Dahlman C., Mealy S., Wermelinger M. Harnessing the Digital Economy for Developing Countries, OECD, Paris 2016. – Mode of access: http://www.oecd-ilibrary.org/ docserver/download/4adffb24-en.pdf
  4. Rouse M. Digital Economy. – Techtarget, Newton, MA, 2016. – Mode of access: http://searchcio.techtarget. com/defi nition/digital-economy
  5. Pullen D. L. Back to Basics : Electronic Collaboration in the Education Sector. – Mode of access: https://www.igi-global.com/chapter/back-basics-electronic-collaboration-education/20175
  6. Goldfarb A., Tucker C. Digital Economics
  7. http://digital-economy.ru
  8. https://unctad.org/system/files/official-document/der2019_en.pdf
  9. https://financeninsurance.com/digital-economy/

Поделиться

3843

Чомаев Ш. У. Цифровая экономика в контексте развития процессов глобализации // Актуальные исследования. 2021. №31 (58). С. 51-55. URL: https://apni.ru/article/2759-tsifrovaya-ekonomika-v-kontekste-razvitiya

Похожие статьи

Актуальные исследования

#31 (213)

Прием материалов

27 июля - 2 августа

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа