Прокрастинация (лат. pro – вместо и crastinus – завтрашний) выступает одной из значимых проблем на протяжении всей истории становления и развития общества. Большинство исследователей прокрастинации отмечают, что она несет негативные последствия как для отдельного человека, так и для общества в целом. В работах зарубежных исследователей можно выделить различные подходы к изучению данного феномена.
В социально-гуманитарном знании впервые отмечается очень широкая панорама исследований прокрастинации в рамках психологической науки. Категория «прокрастинация» впервые была введена П. Рингенбахом в работе «Прокрастинация в жизни человека» [Цит. по: 2, с. 59] в 1977 году. Он определял прокрастинацию как «склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам». В работе А. Эллиса и В. Кнауса «Преодоление прокрастинации» [6] сделан акцент на причины и уровень прокрастинации.
С точки зрения исторической науки одним из первых проанализировал феномен прокрастинации Ноа Милграм в работе «Прокрастинация: болезнь современности» [8], где выделил пять видов прокрастинации:
- академическая: прокрастинация, при которой выполнение домашнего задание, подготовка к контрольным и проверочным работам, зачетам и экзаменам откладывается на более поздний срок;
- компульсивная: данная прокрастинация проявляется как хроническая задержка и откладывание в любых ситуациях;
- невротическая: откладывание важных для человека решений, связанных с его жизнью, например, решение по поводу будущей профессии, создание семьи, выбор жизненных целей;
- бытовая (ежедневная): неспособность справиться со своими повседневными обычными делами такими как работа по дому, покупка продуктов и т.д.;
- прокрастинация в принятии решений (в том числе и незначительных).
Затем классификация была сужена до двух видов:
- прокрастинация в выполнения заданий;
- прокрастинация в принятия решений.
Канадский исследователь П. Стил понимает прокрастинацию как «добровольное откладывание субъектом запланированных дел, несмотря на ожидаемые негативные последствия из-за задержки» [9, с. 66]. Он отмечает, что порядок выполнения поставленных задач выбирается не в рандомном и хаотичном порядке, а в связи с характером и сложностью предстоящей работы. По мнению автора, людям свойственно медлить не только в начале дела, но и в его завершении.
К. Лэй определяет прокрастинацию как «добровольное, иррациональное откладывание намеченных действий, влекущие за собой неблагоприятные последствия или несущие негативный эффект для личности» [7, с. 268]. Он подчеркивает, что наибольшая вероятность появления прокрастинация в той деятельности, результат которой очень значим для человека [Цит. по: 5, с. 81].
В конце XX – начале XXI века отмечается резкий рост работ отечественных исследователей, посвященных проблеме прокрастинации.
Я. И. Варваричева, в работе «Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования» [1] определяет прокрастинацию как «нарастающий страх перед осознаваемыми субъектом негативными последствиями прокрастинации часто оказывает не мобилизующее, а парализующее воздействие, заставляя откладывать запланированные действия снова и снова», создавая эффект «снежного кома» [1, с. 122]. Она выделила три критерия прокрастинации:
- контрпродуктивность – результат деятельности противоположен ожиданиям и желаниям;
- бесполезность – отсутствие результативности по итогу выполнения деятельности;
- отсрочка – откладывание выполнения необходимой работы на более поздние сроки.
Оригинальный подход к исследованию прокрастинации представлен в работе В. С. Ковылина «Теоретические основы изучения феномена прокрастинации», где прокрастинация характеризуется как промедление, как «выражение эмоциональных реакций на планируемые и необходимые дела» [3, с. 24]. В зависимости от характера эмоций, автор выделяет два вида прокрастинации:
- «расслабленная»: человек не испытывает чувство беспокойства или тревоги; вместо работы, которую обязательно нужно сделать, выбирает более приятные занятия;
- «напряженная» прокрастинация: связана с общей перегрузкой от выполнения заданий, с потерей ощущения времени, выполнением заданий в последнюю минуту, стрессом и тревогой [3, с. 26-27].
М. Б. Колесниченко и О. Ю. Паршакова в работе «Социологический подход к студенческой прокрастинации» [4] построили типологию прокрастинаторов на основании продуктивности выполняемых действий, откладывания выполнения должных действий или принятий решений на более поздний срок, негативных последствий, осознанности:
- абсолютный не-прокрастинатор, которому свойственны продуктивность, выполнение должных действий или принятие решений без откладывания на более поздний срок, отсутствие негативных последствий (не нарушает сроки сдачи работ; не откладывает на потом выполнение заданий);
- продуктивный прокрастинатор откладывает выполнение заданий на более поздний срок без негативных последствий (как правило, не нарушает сроки сдачи работ; выполняет другие важные и более срочные учебные задачи, а после них берется за отложенное дело);
- непродуктивный прокрастинатор характеризуется откладыванием заданий и принятия решений с возможными негативными последствиями (нарушает сроки сдачи работ; обычно сознательно, без видимой причины, откладывает выполнение заданий на более поздний срок; может сесть отдыхать, не завершив все запланированные на день дела) [4, с. 20].
Таким образом, изученные зарубежные и отечественные работы позволили дать универсальное определение прокрастинации, под которой понимается постоянное добровольное откладывание запланированных и даже важных (срочных) дел, влекущее за собой социальные последствия из-за задержки, и выявить виды прокрастинации, ее основные критерии, а также типы прокрастинаторов.