научный журнал «Актуальные исследования» #31 (58), август '21

Феномен прокрастинации в социально-гуманитарном знании

В статье рассматриваются определения феномена прокрастинации и ее основные виды, типы прокрастинаторов.

 

Аннотация статьи
прокрастинация
откладывание на потом
виды прокрастинации
типы прокрастинаторов
Ключевые слова

Прокрастинация (лат. pro – вместо и crastinus – завтрашний) выступает одной из значимых проблем на протяжении всей истории становления и развития общества. Большинство исследователей прокрастинации отмечают, что она несет негативные последствия как для отдельного человека, так и для общества в целом. В работах зарубежных исследователей можно выделить различные подходы к изучению данного феномена.

В социально-гуманитарном знании впервые отмечается очень широкая панорама исследований прокрастинации в рамках психологической науки. Категория «прокрастинация» впервые была введена П. Рингенбахом в работе «Прокрастинация в жизни человека» [Цит. по: 2, с. 59] в 1977 году. Он определял прокрастинацию как «склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам». В работе А. Эллиса и В. Кнауса «Преодоление прокрастинации» [6] сделан акцент на причины и уровень прокрастинации.

С точки зрения исторической науки одним из первых проанализировал феномен прокрастинации Ноа Милграм в работе «Прокрастинация: болезнь современности» [8], где выделил пять видов прокрастинации:

  1. академическая: прокрастинация, при которой выполнение домашнего задание, подготовка к контрольным и проверочным работам, зачетам и экзаменам откладывается на более поздний срок;
  2. компульсивная: данная прокрастинация проявляется как хроническая задержка и откладывание в любых ситуациях;
  3. невротическая: откладывание важных для человека решений, связанных с его жизнью, например, решение по поводу будущей профессии, создание семьи, выбор жизненных целей;
  4. бытовая (ежедневная): неспособность справиться со своими повседневными обычными делами такими как работа по дому, покупка продуктов и т.д.;
  5. прокрастинация в принятии решений (в том числе и незначительных).

Затем классификация была сужена до двух видов:

  1. прокрастинация в выполнения заданий;
  2. прокрастинация в принятия решений.

Канадский исследователь П. Стил понимает прокрастинацию как «добровольное откладывание субъектом запланированных дел, несмотря на ожидаемые негативные последствия из-за задержки» [9, с. 66]. Он отмечает, что порядок выполнения поставленных задач выбирается не в рандомном и хаотичном порядке, а в связи с характером и сложностью предстоящей работы. По мнению автора, людям свойственно медлить не только в начале дела, но и в его завершении.

К. Лэй определяет прокрастинацию как «добровольное, иррациональное откладывание намеченных действий, влекущие за собой неблагоприятные последствия или несущие негативный эффект для личности» [7, с. 268]. Он подчеркивает, что наибольшая вероятность появления прокрастинация в той деятельности, результат которой очень значим для человека [Цит. по: 5, с. 81].

В конце XX – начале XXI века отмечается резкий рост работ отечественных исследователей, посвященных проблеме прокрастинации.

Я. И. Варваричева, в работе «Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования» [1] определяет прокрастинацию как «нарастающий страх перед осознаваемыми субъектом негативными последствиями прокрастинации часто оказывает не мобилизующее, а парализующее воздействие, заставляя откладывать запланированные действия снова и снова», создавая эффект «снежного кома» [1, с. 122]. Она выделила три критерия прокрастинации:

  1. контрпродуктивность – результат деятельности противоположен ожиданиям и желаниям;
  2. бесполезность – отсутствие результативности по итогу выполнения деятельности;
  3. отсрочка – откладывание выполнения необходимой работы на более поздние сроки.

Оригинальный подход к исследованию прокрастинации представлен в работе В. С. Ковылина «Теоретические основы изучения феномена прокрастинации», где прокрастинация характеризуется как промедление, как «выражение эмоциональных реакций на планируемые и необходимые дела» [3, с. 24]. В зависимости от характера эмоций, автор выделяет два вида прокрастинации:

  1. «расслабленная»: человек не испытывает чувство беспокойства или тревоги; вместо работы, которую обязательно нужно сделать, выбирает более приятные занятия;
  2. «напряженная» прокрастинация: связана с общей перегрузкой от выполнения заданий, с потерей ощущения времени, выполнением заданий в последнюю минуту, стрессом и тревогой [3, с. 26-27].

М. Б. Колесниченко и О. Ю. Паршакова в работе «Социологический подход к студенческой прокрастинации» [4] построили типологию прокрастинаторов на основании продуктивности выполняемых действий, откладывания выполнения должных действий или принятий решений на более поздний срок, негативных последствий, осознанности:

  1. абсолютный не-прокрастинатор, которому свойственны продуктивность, выполнение должных действий или принятие решений без откладывания на более поздний срок, отсутствие негативных последствий (не нарушает сроки сдачи работ; не откладывает на потом выполнение заданий);
  2. продуктивный прокрастинатор откладывает выполнение заданий на более поздний срок без негативных последствий (как правило, не нарушает сроки сдачи работ; выполняет другие важные и более срочные учебные задачи, а после них берется за отложенное дело);
  3. непродуктивный прокрастинатор характеризуется откладыванием заданий и принятия решений с возможными негативными последствиями (нарушает сроки сдачи работ; обычно сознательно, без видимой причины, откладывает выполнение заданий на более поздний срок; может сесть отдыхать, не завершив все запланированные на день дела) [4, с. 20].

Таким образом, изученные зарубежные и отечественные работы позволили дать универсальное определение прокрастинации, под которой понимается постоянное добровольное откладывание запланированных и даже важных (срочных) дел, влекущее за собой социальные последствия из-за задержки, и выявить виды прокрастинации, ее основные критерии, а также типы прокрастинаторов.

Текст статьи
  1. Варваричева, Я. И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. – 2010, № 3. – С. 121-130.
  2. Калинина, Т. В. Феномен прокрастинации: современные исследования / Т. В. Калинина, Д. А. Кудачкин // Приволжский научный вестник. – 2016, №11. – С. 58–61.
  3. Ковылин, В. С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2013, №2. – С. 22–41.
  4. Колесниченко, М. Б. Социологической подход к студенческой прокрастинации / М. Б. Колесниченко, О. Ю. Паршакова // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. – 2018, №2. – С. 17–26.
  5. Киселева, М. А. Теоретический анализ позитивных и негативных аспектов прокрастинации личности // Гуманизация образования. – 2014, №6. – С. 68–73.
  6. Ellis, A. Overcoming procrastination / A. Ellis, W. Knaus. – N. Y. : Signet Books, 1977. – 192 p.
  7. Lay, C. Explaining lower-order traits through higher order factors: the case of trait procrastination, conscientiousness, and the specificity dilemma // European Journal of Personality. — 1997, №11. – P. 267–278.
  8. Milgram, N. Procrastination: A Malady of Modern Time // European Journal of Personality. – 1993, №14. – P. 141–156.
  9. Steel, P. The Nature of Procrastination: A Meta-Analytic and Theoretical Review of Quintessential Self-Regulatory Failure // Psychological Bulletin. – 2007, № 133. – P. 65–94.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября