К исследованию понятия «концептология»

В статье рассматривается многогранность понятия «концептология», ее теоретические, методологические и культурологические аспекты.

Аннотация статьи
сознание
общество
мировоззрение
виртуальность
концептология
концепция
самосознание
концепт
человек
культура
Ключевые слова

Право называться концептуальным учением имеет только философия, ибо специфика её как особого типа мировоззрения и состоит в концептуальности: философия – это историческая совокупность взаимодействующих концепций. Используя Гегелевскую терминологию, понятия рассудка для обозначения обыденного, эмпирического сознания и разума для обозначения теоретического, рационального сознания, а также понятие практической деятельности в сфере наличной реальности, можно сказать, что концепция существует в поле разума, а не рассудка и практики.

Саму концепцию можно понимать, как умозрительное, спекулятивное, интеллектуальное построение, отличая её от эмпирических фактов и эмпирических зависимостей, от теоретических и номологических интеллектуальных построений и от практически сконструированных реалий. Концепция – это система концептов, а система концепций создает мировоззрение: концепты – концепция – мировоззрение. В каждом типе мировоззрения концепция как специфически-философское образование приобретает свою специфически мировоззренческую форму: традиции, догматы, образы, законы, - и только в философском мировоззрении концепция сохраняет свой специфически-всеобщий характер. Эта особенность философии с ее базовым образованием – концепцией подтверждается традиционно-типическим использованием представителями всех типов мировоззрения философского понятия «концепции», когда им надо целостно выразить мировоззренческие позиции: религиозные концепции, художественные концепции, народные концепции, научные концепции и т.д.

Концепт же – единичный носитель духовной (идеальной, умственной) виртуальной реальности, а конструкт как единичный носитель материальной (практической) виртуальной реальности: концепты – это теория, учение, гипотеза, проблема, идея и т.п., конструкт – это проект, модель, знак, символ, сигнал, станок, машина и т.п.

В рамках духовной виртуальной реальности как совокупности субъективных форм бытия объектов (представления, восприятия, образы, ассоциации, модели, знания, гипотезы, аксиомы…) концепт может быть представлен как всеобщее, родовое, универсальное понятие для всех своих видов, модусов, форм проявления, разумеется, с учетом этих модусов: представлений, ассоциаций, образов, моделей… – в отдельном содержится общее, но отдельное богаче признаками, чем общее родовое (В.И.Ленин).

Движение человеческой мысли и деятельности осуществляется, как переход от представлений и мнений рассудка к концептам разума и от них к конструктам практики:

Во всех этих случаях мы имеем ввиду эти построения, то есть рожденные человеком, его сознанием и деятельностью, естественные, объективные явления.

То, что именно философия является, прежде всего, концептуальным мировоззрением (и мироосвоением) доказывается её историей, которая есть не что иное, как смена концепций относительно системы «Универсум-Человек» (базовый вопрос всего мировоззрения): концепция Сократа, Аристотеля, Демокрита, Бекона, Гоббса, Локка, Дидро, Канта, Фихте, Гегеля.

Это не значит, что философы в своих исследованиях не используют другие мыслительные преобразования (образы, вымыслы, домыслы, мнения, вкусы, идеалы, догмы, постулаты, аксиомы и даже законы), но это был всего лишь мыслительный материал рассудочного или разумного, чувствительного и рационального характера. Он был нужен для построения главного, основного продукта философской мудрости – концепции, пусть не в теоретической, а в гипотетической или проблемной форме.

В исследовании типов мировоззрения необходимо подчеркнуть специфику базовых понятий того, или иного мировоззрения:

  • Философия – Концепции
  • Религия – Догмы
  • Наука – Законы
  • Искусство – Образы
  • Мифология – Символы
  • Народное мировоззрение – Традиции [1, 2].

Конечно, каждый тип мировоззрения может пользоваться и пользуется всем возможным набором мысленных образований, но каждый из них призван работать на базовое основное построение: или на концепцию, или на закон, или на догмат, или на образ и т.д.

Это важно иметь в виду, чтобы не отрицать существование концепций и в науках, например, в культурологии. Объясняется это очень просто: концепция – это этап в движении к закону. Закон, как теоретическая квинтэссенция предполагает предварительное осмысление предметной области с формирование проблем, гипотез, постулатов, теорий и концепций. Если теорию вслед за Гегелем понимать, как истинное (достоверное) и системное знание, то движение к ней осуществляется от ближайшего «соседа» – концепции, а от нее к двум ближайшим последующим «соседям» – методу и закону:

Движение знания

Итак, культурология в период формирования ее, как науки с системой законов и методов вполне может довольствоваться совокупностью концепций, что мы и видим в современном состоянии культурологии. В существующей литературе они смело называются и представляются, как теория культуры. Назовем, хотя бы некоторые из них: цивилизационная концепция культуры, эволюционная концепция культуры, контактно-диффузионная концепция, социологическая концепция, структурно-функциональная концепции, психологоаналитическая концепция, аксиологическая концепция или:

  • Иррационалистические концепции
  • Мультикультурные концепции
  • Постмодернистская концепция
  • Культурфилософская концепция
  • Семиотическая концепция
  • Пассионарная концепция
  • Концепция «Осевого времени»
  • Игровая концепция культуры
  • Онтологическая концепция
  • Концепция «Идеальных типов»
  • Концепция «Круговорота локальных цивилизаций»
  • Эсхатологическая концепция и т.п.

Каждая из концепций культуры, сопровождается соответствующими определениями самой культуры и работами многочисленных исследователей, известных в истории: Дж. Вико, Ж. Руссо, И. Гердер, И. Кант, Г. Гегель, Н. Данилевский, А. Вольтер, О. Шпенглер, З. Фрейд, П. Сорокин, Ф. Ницше, К. Маркс, Н. Бердяев, А. Тойнби, М. Вебер, К. Ясперс, И. Хейзинга, Х. Ортега – и – Гасетт, А. Швейцер, К. Леви-Стросс, Ю. Лотман. Л. Гумилев, Э. Маркарян и т.д.

И сегодня почти каждый автор дает специфическую трактовку культуры и свое понимание культурологии, в чём можно убедиться, рассматривая монографии, учебники и учебные пособия, таких авторов, как В.П. Кожевников, П. Гуревич, А. Драч, Н. Кравченко, М. Каган, Л. Столович, А. Садохин и И.Ю. Толстикова и т.д.

В чём теоретическая метатеоретическая ценность всего множества концепций культуры? Она состоит в том, что эти концепции, очень часто не противоречащие друг другу, а дополняющие друг друга, служат основанием многомерного исследования культуры, как общей предметной области. Впереди у культурологии большие перспективы, если она будет серьезно, а не эклектически, постмодернистски относиться к исследованию своего предмета и объекта: объективная многогранность высветит многогранность предмета, то есть культуры.

Текст статьи
  1. Зеленов, Л.А. История и философия науки. Монография / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. – М. : Наука Флинта, 2008. – 360 с.
  2. Зеленов, Л.А. Система диалога типов мировоззрения: монография / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. – Н.Новгород: ОАЧ, 2014. – 158 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 04 декабря по 10 декабря
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
14 декабря
Загрузка в eLibrary
14 декабря
Рассылка печатных экземпляров
22 декабря