Междисциплинарные связи культурологии

Секция

Искусствоведение и культурология

Ключевые слова

культура
культурология
человек
метод
синтез
интеграция
объект
общество
универсальность
многомерность
сознание
самосознание

Аннотация статьи

В статье рассматривается комплексный интегральный характер культурологии. Показаны новые подходы междисциплинарных связей культурологии, их теоретические и методологические особенности.

Текст статьи

Чтобы обнаружить комплексный, интегральный характер культурологии, достаточно а) посмотреть на культуру любой эпохи, любой страны, любой человеческой общности или б) даже взять в руки любой учебник или любую книгу по культурологии. В объектах исследования мы найдем отражение всех граней жизни человека, ибо мера человека отражается универсально в его бытии, а произведения великих авторов тоже универсально отражают культурное бытие той или иной эпохи или того или иного народа. Чисто эмпирически можно назвать такие науки, содержание которых служило и служит материалом для культурологии: история со всеми ее видами, социология со всеми ее видами, этика, эстетика, юриспруденция, этнография, аксиология, семиотика, религиоведение, конфликтология и т.д. Если принять во внимание, что существует 900 сложившихся наук и 700 становящихся, то практически все 1600 наук своим материалом прямо или косвенно, частично или разделами участвуют в формировании содержания культурологии. Существует поэтому опасность растворить в культурологии все другие явления. Что делать?

Существуют разные способы решения данной научной, пропагандисткой, педагогической, издательской проблемы: а) использование методологических принципов других наук; б) использования фактического материала; в) использования категориального аппарата; г) использование теоретических концепций; д) использование набора персоналий; е) демонстрация общестилевых тенденций (барокко, модерн…) и т.д. Вот почему в поисковом, эвристическом варианте возможно вариативное издание работ по культурологии. Эксперимент сегодня Россия проводит на примере попытки создания единого учебника по Истории России на базе единой концепции.

Возможны варианты синтеза наук.

1. Синтез методов анализа изложения культурологического материала. В современной науке число таких научных методов многообразно и разнообразно. Философия как методология, как интегральное учение о методах человеческой деятельности (духовной и практической) не выполняет до сих пор этой своей функции по отношению ко всем наукам (а науковедение практически с 80-х годов исчезло): анализ, типология, классификация, систематизация методов научной деятельности. Пока существует бесконечный перечень таких методов: генетический, исторический, дедуктивный, индуктивный, логический, системный, структурный, синергетический и прочее.

Сегодня трудно требовать интегрального использования научных методов от авторов в силу существующей системы специализации и разделения труда, но хотя бы некоторые наиболее явные и необходимые методы вполне могут быть применены при изложении основ культурологии. Это относится к не только к разделу Теории культуры или Прикладной культурологии, но и к изложению раздело истории культуры.

Аксиологический метод. Он просится в культурологию уже по основанию общности базового понятия – ценность – и для аксиологии и для культурологии. Если культура есть совокупность социальных ценностей, то и излагать ее теорию и историю необходимо с учетом ценностных критериев, т.е. с анализом ценного и антиценного в той или иной культуре. Культурологии как защитнице ценностей необходимо выступать против современного разгула антиценностей и всей антикультуры в мире и в нашем обществе «дикого капитализма».

Семантический метод (точнее - семиотический). Семиотика как наука о знаковых системах помогает понять содержание и форму культуры, ее материально-знаковых носителей: теков, артефактов, культурем, знаков, сигналов, образов, моделей, копий, брендов и т.д. Семиотика поможет культурологии освободиться от ложной установки на существование «духовной культуры» без материального носителя, без вещественно-энергетических знаков ее выражения. Она поможет культурологии понять единство знака и значения, а значения как ценности и антиценности. Все это важно с учетом существования таких разделов семиотики, как сигматика, синтактика, семантика и прагматика [1].

Системный метод. Он просится уже по основанию необходимости рационального, логически обоснованного анализа явлений культуры, ее видов и типов, законов функционирования культурной деятельности с составом ее компонентов и т.д. Если бы культурология была описательной, эмпирической наукой, то ей в принципе был бы необязателен и строгий системный метод, но она наука теоретическая, а значит, она должна системно (единство состава и структуры) рассматривать и излагать проблемы культурологии как науки, система формирования культуры на основе «обычай – обряд», система ценностей, система форм бытия ценностей, система типов культуры, система субъектов культуры и т.д.

Праксиологический метод (принцип деятельности). Принцип деятельности, разрабатываемый активно в 60-70-е годы, позволяет любой науке рассматривать свой предмет и объект как динамичное, а не статичное образование: существует не искусство, а художественная деятельность, не политика, а политическая деятельность, не религия, а религиозная деятельность, не экономика, а экономическая деятельность и т.д. Принцип деятельности как методологический пока не проник современные науки, поэтому и общественные явления рассматриваются как статичные, застывшие, а не как продукты, объекты, средства, субъекты, условия деятельности.

Все это имеет прямое отношение к культурологии, в которой редко встретишь даже понятие «культурная деятельность», деятельность по созданию, потреблению, восприятию, сохранению, тиражированию, рекламированию и т.д. культурных ценностей. Системный метод позволяет сферу культуры представить как функционирующую, динамичную, а в анализе культурной деятельности выйти на исследование ее базовых компонентов [2].

Информационно-коммуникативный метод. О нем приходится говорить в связи с развитием информационного общества, созданием планетарной сети Интернет, становлением социально-коммуникативной сферы общества. Базовое понятие везде – «информация», что имеет прямое отношение и к культуре, потому что культура и выступает как историческая память, как хранилище (теки: библиотеки, фильмотеки, фонотеки, дискотеки, иконотеки – по А. Молю) социальной (духовно-материальной) информации о каждом народе, каждой эпохе, каждом важном социальном явлении. Приобщение к культуре – это приобщение к глобальной информации, мировому опыту, отечественному наследию и т.д. Вещественно-энергетические носители культуры содержат информацию о деятельности человечества во всех сферах жизни.

Социологический метод. Он закономерно возникает при необходимости анализировать культуру как социальное явление. При всех различных трактовках современной социологии как науки и соответственно социологического метода мы рассматриваем социологию как общую теорию социума, т.е. человеческой составляющей общества в котором есть еще экологическая и техническая составляющие (разумеется, не исключается социальный аспект в социальной экологии и социологии техники). Если социум – человек, люди, демос со всеми их базовыми характеристиками (потребности, способности, деятельности, отношения и институты), то социологическое исследование культуры и предполагает исследование культуры потребностей, культуры способностей, культуры деятельности, культуры отношений и культуры институтов, т.е. всех образований социальной сферы социума.

Исторический метод. Его наличие в культурологии явлено с самого начала создания культурологии как науки, например, при характеристике основных культурно-исторических типов в работах почти всех культурологов от Данилевского и Шпенглера до Тойнби. Этот метод проявляется в его хронологическом виде при характеристике культурных эпох, потому что конкретно-хронологический подход типичен для истории. Он проявляется и в своей эмпирически-описательной форме, когда культурологи излагают содержание явлений культуры того или иного народа.

Логический метод. Он не является противоположным историческому методу, поскольку базируется на историческом, но в суете обыденных явлений истории он ориентирует на изучение существенного, необходимого, типического, закономерного. Все это и выражается в таких логических операциях, как суммирование, типологизация, классификация, систематизация множества конкретных фактов, явлений, данных, исторических феноменов, Это все операции упорядочения множества, приведения исторического хаоса в логический порядок, когда становятся понятными не индивидуальные манеры Сезанна, Ренуара, Моне, а их общность как представителей импрессионизма, а такие художники Ван Гог, Гоген, Матисс уже трактуются не как импрессионисты, а как постимпрессионисты.

2. Синтез категориального аппарата – это еще одно вполне естественное взаимодействие различных наук. Как известно, каждая наука обладает своим специфическим набором понятий и базовых категорий, но в тоже время само мировоззренческое функционирование заставляет науки использовать понятия других научных областей: скажем, в физике – «волна-пилот» или «работа», в экономике – «ценность» или «моральный износ», в педагогике – баллы, оценки и т.д.

Культурология как молодая наука не располагает богатым понятийным аппаратом (культура, ценность, артефакт, памятник, музей, традиция, творчество), ей еще предстоит освоить такие понятия как антикультура, субкультура, псевдокультура, квазикультура. Но уже в ходу и ее новые понятия: симулякр, имидж, нарратив, резома, бренд…

Но развитие культурологии осуществляется и за счет использования терминов, понятий и категорий других наук: знак, значение, сигнал, образ, канал, информация, коммуникация, система, тип, таксон, эпоха, хронотоп, память, язык, речь, модель, стиль, динамика, статика, социальное, историческое, функция и пр.

3. Синтез эмпирического материала. Он достаточно простой и распространенный способ взаимодействия различных научных областей, служащий в основном иллюстрацией или демонстрацией тех или иных теоретических положений: факты, события, цифры, случаи, прецеденты, свидетельства и пр. Поскольку культура – это универсальное, всеохватное явление общества, постольку в культурологии используются примеры, эмпирические данные практически всех сфер общественной жизни: экономической, экологической, педагогической и т.д. и, разумеется, прежде всего из художественной из сферы искусства, что и приводит к отождествлению культурологии с историей искусства.

4. Синтез теоретических концепций. Этот способ интеграции, прежде всего, необходим для раздела «Прикладная культурология» в учебных пособиях по культурологии. В этом разделе нет необходимости специально разрабатывать и излагать собственные культурологические учения о морали, религии, политике, праве, экономике и т.д., т.е. о тех культурных явлениях, которыми специально занимаются соответствующие науки: этика, теология, политология, юриспруденция, экономика. На этот материал можно делать ссылки, если он адекватен культурологическому контексту, или делать уточнения, корректировки.

5. Синтез общестилевых концепций, тенденций и форм. В современной культурологической и смежной с ней искусствоведческой литературе называется множество случайно сосуществующих или сменяющих друг друга стилей различных культурных явлений, которые становятся исторически всеобщими, универсальными: классицизм, романтизм, реализм, кубизм, футуризм, ампир, модерн, барокко, рококо, оп-арт, эль-арт, символизм, фовизм, неореализм и пр. и пр. до постмодерна. Короче говоря, возможностей синтеза, взаимодействия культурологии с миром других наук очень много и эти связи могут проявляться в самых неожиданных формах (например, один и тот же автор может быть культурологом и философом, культурологом и эстетиком, культурологом и педагогом и т.д.).

Список литературы

  1. Клаус, Г. Сила слова / Г. Клаус. – М.: Прогресс, 1967. – 210 с.
  2. Балакшин, А.С. Культурная политика: теория и методология / А.С. Балакшин. – Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», - 2004. – 224 с.; Зеленов, Л.А. Философия культуры / Л.А. Зеленов, А.С. Балакшин, А.А. Владимиров. – Н.Новгород. НГТУ. – 2013. – 600 с.

Поделиться

2189

Балакшин А. С. Междисциплинарные связи культурологии // Наука, образование, инновации: актуальные вызовы XXI века : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 августа 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 71-75. URL: https://apni.ru/article/2764-mezhdistsiplinarnie-svyazi-kulturologii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января