Главная
АИ #31 (58)
Статьи журнала АИ #31 (58)
Развитие навыков самообслуживания детей старшего дошкольного возраста через игро...

Развитие навыков самообслуживания детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

дошкольники
развитие
навыки
игра
самообслуживание

Аннотация статьи

В статье рассматриваются основные способы развития навыков самообслуживания детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Текст статьи

Актуальность изучения заявленной темы продиктована тем, что самообслуживание – это первая ступень воспитания детей дошкольного возраста. Формирование навыков самообслуживания через игровую деятельность имеет огромное значение для социального развития ребенка. Дети, умеющие сами себя обслуживать, чувствуют себя хорошо в коллективе, у него больше времени для контакта со сверстниками и общения.

Самообслуживание – «навык обслуживать самого себя, удовлетворять бытовые потребности собственными силами». Самообслуживание – это «процесс взаимодействия личности с окружающим ее миром, включающий накопление представлений о действительности, обогащение жизненного опыта, овладение умениями, навыками, необходимыми ей для самостоятельной жизни».

Старший дошкольный возраст – последний период перед поступлением ребенка в школу. Он очень важен с точки зрения развития психики, поэтому особенностям развития в этот период посвящено много научной литературы. Перед поступлением в школу в психике ребенка появляются новые образования. К ним относятся произвольность психических процессов – памяти, внимания, восприятия и других, – из которых вытекает способность управлять своим поведением. Происходят изменения и в представлениях ребенка о самом себе, изменяется самооценка. Проявление произвольности является последним и решающим изменением в психике, при котором происходит овладение собственным поведением, а не изменение окружающих ребенка предметов и явлений.

Под старшим дошкольным возрастом понимают период в возрасте 5-6 лет. В этот момент физические и психические возможности детей намного отличаются от аналогичных показателей детей средней группы. Развитие детей старшего дошкольного возраста проходит стремительными темпами; они быстро овладевают главными движениями и становятся более крепкими физически. Умственное развитие происходит параллельно с физическим. Они идут рука об руку, поэтому если мы хотим вырастить достойного ребенка, мы должны развивать его всесторонне. Большое внимание должно уделяться и нравственному воспитанию, а также развитию социальных навыков.

На данном этапе развития ребенка продолжается совершенствоваться его речь. К моменту поступления в первый класс дети должны уметь правильно произносить все звуки своего языка, четко и внятно проговаривать слова и иметь словарный запас, необходимый для нормального общения и со сверстниками, и со взрослыми. Дети должны уметь применять в речи многие грамматические формы, строить сложные предложения и придавать речи выразительность там, где это необходимо. Хорошо развитая устная речь необходима еще и потому, что с ее помощью ребенок развивает свои социальные навыки. Развитие детей старшего дошкольного возраста предполагает, что они начинают оценивать не только свою личность, но и личности окружающих. Общение в этот момент становится внеситуативно-деловым; происходит развитие устойчивых избирательных предпочтений.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется получением новых знаний, развитием новых качеств и появлением новых потребностей. Так называемая многогранная личность формируется именно в этом возрасте. Окружающие уже могут оценивать ребенка с разных точек зрения: с интеллектуальной, нравственной, эмоциональной, волевой и действенно-практической. Психологи и педагоги отмечают, что именно в старшем дошкольном возрасте происходит окончательный переход от ситуативного поведения к деятельности, подчиненный нормам морали. И хотя многим детям этот процесс дается тяжело и эмоционально, в конечном итоге нравственные нормы начинают оказывать решающее влияние на поведение ребенка.

Меняется и стиль общения ребенка со взрослыми, и в первую очередь – с родителями. Если в младшем и среднем дошкольном возрасте общение носит познавательный характер, то на шестом году жизни оно переходит в личностную форму. Ребенку становятся более интересны взаимоотношения людей друг с другом. Получив эти знания, ребенок начинает адекватно оценивать собственные поступки. Он вполне достоверно может предсказать, понравится ли его поведение взрослым, или нет, и может самостоятельно оценить качество своих поступков и своей личности. Этот процесс освоения межличностных взаимоотношений логично завершается формированием такого важного навыка, как самооценка. Ребенок сравнивает усвоенные им нормы морали со своим поведением, поступками, умениями и навыками. И хотя его самооценка обычно очень высока, это нельзя считать минусом. Скорее, наоборот – высокая самооценка притупляет страх ребенка перед неудачами и стимулирует освоение новых видов деятельности. Большой интерес к подготовительным занятиям при поступлении в школу – это как раз результат такой самооценки.

Отдавая отчет в собственных действиях, и получая понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок начинает внимательнее относиться к окружающим. В его поступках начинает проявляться настоящая забота о родных и близких. Дети старшего дошкольного возраста учатся контролировать свои эмоции и выражения чувств, чтобы оградить родителей от беспокойства и огорчения. Конечно, это не значит, что он становится абсолютно без эмоций, но количество слез и проявлений страха заметно уменьшается. Вместо того, чтобы кричать и плакать, ребенок осваивает другой «язык» чувств. Он учится выражать переживания и эмоции через взгляды, мимику, жесты, позы, изменения в интонации и т.д.

Развитие детей старшего дошкольного возраста немыслимо без привлечения его к трудовой деятельности. Педагоги строят занятия таким образом, что ребенок начинает понимать: своей деятельностью он приносит пользу другим людям. Наиболее подходящие для этого занятия – конструирование, лепка, рисование и изготовление поделок через игровую деятельность. Самый простой пример общественно полезного труда – это овладение навыками самообслуживания. Умение одеть себя и самостоятельно есть освобождает родителей от помощи, и ребенок должен это понимать.

Все это закладывается еще в среднем дошкольном возрасте, а в 5-6 лет дети приучаются выполнять более сложные работы. Они поливают цветы, протирают пыль, чистят одежду и обувь, убирают игрушки в ящик и т.д. После выполнения этих заданий у детей появляется радость от выполненной работы – чувство, которое ранее им было незнакомо в силу того, что их деятельность не была ориентирована на коллектив. Еще один важный момент, касающийся развития детей старшего дошкольного возраста – это их приобщение к учебной деятельности. Она должна быть не просто средством для наполнения словарного запаса ребенка или для приобретения новых навыков. Учебная деятельность – это прекрасное средство для изменения личности. Чтобы развитие шло успешно, обучение должно быть интересным.

Расцвет фантазии ребенка приходится именно на старший дошкольный возраст. Сильнее всего воображение ребенка проявляется в игре: это видно по тому, с каким интересом дети принимают в ней участие. С другой стороны, фантазии в этом возрасте появляются спонтанно. Придумать что-либо «через силу» или «по заказу» ребенку очень тяжело, поэтому любимыми занятиями у детей являются сюжетно-ролевые игры. Их суть проста: дети «играют» во взрослых, примеряя на себя их профессии и выполняя социальные и общественные функции. Ничего нового в этих играх нет, так как ребенок повторяет то, что он уже видел. Однако повторяет он это вполне осознанно, показывая навыки самоорганизации. Например, перед игрой в шофера, он построит себе машину из стульев, а ни в коем случае не «поедет» на недоделанной машине.

Помимо сюжетно-ролевых игр, которые являются основной ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте, дети играют и в другие игры. Поскольку у детей на первый план начинают выходить интересы коллектива, игры становятся соответствующими. В них уже есть правила, а некоторых из них есть разделение ролей. Хорошим примером являются прятки или салочки, где есть один ведущий, и есть остальные игроки. Подчиняясь правилам игры, дети примеряют на себя обе роли, меняясь в игре по очереди. Если же кто-то из сверстников нарушает правила, это не остается незамеченным. Интерес к игре сохраняется только в том случае, если все дети играют по правилам. Целью всех этих игр (и обычных, и сюжетно-ролевых), является развитие качеств, которые помогут ребенку успешно учиться в начальной школе.

На старший дошкольный возраст приходится и пик познавательных вопросов. К шести годам дети уже умеют достаточно хорошо говорить, чтобы их понимали взрослые, но они по-прежнему много чего не знают. Детей привлекает абсолютно все, и они не жалеют энергии на то, чтобы получить новую информацию. Сложность заключается в том, что одного желания для этого мало, и дети еще не в состоянии глубоко и правильно осознать принятую информацию. Поток знаний слишком большой, поэтому велик риск заполнить голову ребенка разрозненными данными, которые он не в силах осмыслить и понять.

Интерес к новым знаниям возникает буквально всюду: в общении со сверстниками и взрослыми, в играх и т.д., но только в учебном процессе окончательно формируются и складываются познавательные интересы. Чтобы удовлетворить свои потребности и желания, ребенок старшего дошкольного возраста прибегает к различным способам познания. Наиболее действенными из них являются те, при которых ребенок приобретает реальные умения. Кроме того, в этом возрасте набирает силу и словесная память, при которой знания усваиваются почти так же хорошо, как и наглядный материал. В школе работа со словесным материалом является одним из основных источников знаний. Чтобы ребенок был хорошо готов к школе, развитию словесной памяти надо уделять внимание еще в старшем дошкольном возрасте.

К концу старшего дошкольного возраста у ребенка все сильнее начинают развиваться мыслительные способности. Анализ, сравнение, обобщение, логическое мышление – все эти навыки встречаются и в более раннем возрасте, но к шести годам они достигают такого уровня, что ребенка можно отдавать в первый класс. Детей начинают интересовать не только те предметы и явления, которые он наблюдает, но и обобщенные их свойства. У детей появляются понятия о причинно-следственных связях; они интересуются тем, как работают механизмы и из чего они состоят. На основании полученной информации ребенок может сделать вполне логичные выводы, не дожидаясь проверки на практике. Чтобы еще больше развить эти навыки, рекомендуется привлекать ребенка к как можно большему количеству видов деятельности.

Изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. В старшем дошкольном возрасте, как ни в каком другом, начинается освоение самого широкого круга занятий. Это и игры, и трудовая деятельность, и помощь по дому, и общение с друзьями, и многое другое. Развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности формирует как их техническую сторону, так и мотивационно-целевую. Результатом становится умение выполнять какую-либо деятельность в течение долгого времени без приложения внутренних усилий, основываясь только на непроизвольном внимании. Произвольность и опосредованность внимания в этом возрасте достигается через игры.

Способность к внушаемости в старшем дошкольном возрасте несколько снижается. Связано это с тем, что у детей формируется механизм сопоставления воспринимаемой действительности со словами педагога. Дети перестают верить всему и начинают отстаивать свою точку зрения. Более того, старшие дошкольники более адекватно оценивают многие ситуации по сравнению с младшими школьниками. В защиту последних можно сказать то, что школа является для них новым этапом, к которому надо приспособиться, что не умаляет достижений в развитии дошкольников. Изменения в личности ребенка связаны, прежде всего, с изменением его самооценки и осознанием того, как относятся к нему окружающие.

Для морального развития детей старший дошкольный возраст является сензитивным. Это значит, что в этот момент формируются и окончательно закрепляются основы нравственного поведения и взаимоотношения с окружающими. Моральный облик ребенка, заложенный в старшем дошкольном возрасте, нередко проявляется на протяжении всей жизни, поэтому очень важно уделить внимание правильному воспитанию и обучению в этот период.

По сравнению с детьми средней группы, дети старшей группы отличаются еще большими физическими и психическими возможностями. Отношения со сверстниками и взрослыми становятся более сложными и содержательными. Во многом этому способствует то, что шестилетние дети имеют достаточный словарный запас для полноценного общения на разные темы, умеют выражать свои мысли и имеют хорошую фантазию. Параллельно с развитием речи завершается формирование всех сторон личности ребенка: интеллектуальной, нравственной, волевой и эмоциональной. Элементы трудовой деятельности реализуются через овладение умениями и навыками, важными из которых являются навыки самообслуживания.

Ведущим видом деятельности при развитии детей старшего дошкольного возраста становятся сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. В них отражается не только умение детей работать с какими-либо предметами, но и взаимоотношения друг с другом и с взрослыми. Итогом развития на шестом году жизни становится умение ребенка целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами, к которым относятся внимание, память, восприятие и другие. Старший дошкольный возраст – это тот период, в котором у ребенка происходит окончательное изменение в представлении о своем «я».

В нашей работе с детьми приходится уделять много внимания на формирование навыков самообслуживания, так как дети приходят не всегда имея элементарные навыки: умывания, пользования полотенцем, мылом, расчёской, носовым платком.

Самообслуживание включает в себя сложные по своей структуре навыки. У детей здесь могут возникнуть два затруднения: в определении и усвоении последовательности операций и в овладении каждой из них. Накопление социально-бытовых знаний, умений, навыков происходит постепенно. Обязательным условием является учет индивидуальных и типологических особенностей каждого ребенка. По мере обучения у них вырабатывается автоматизм действий. В процессе повседневной жизни дети многократно повторяют, закрепляют и расширяют арсенал умений и навыков, приобретают полезные привычки, учатся оценивать различные жизненные ситуации. Как уже отмечалось, детей вовлекают в различные игры, конкурсы и т.д. Полезно устраивать проверку состояния и условий хранения одежды в группах, порядка и чистоты в помещениях. Это способствует формированию бережливости, аккуратности. В организуемых играх дети под руководством воспитателей обыгрывают различные ситуации, обмениваются впечатлениями, наблюдениями.

Дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции, планировать свои действия – что будет сделано сначала, что потом. К старшему дошкольному возрасту это позволяет добиться появления элементов самоконтроля.

Если обучение самообслуживанию проводится правильно и с учетом особенностей развития моторики, восприятия, внимания детей, это способствует формированию у них положительных качеств личности, трудолюбия, умения преодолевать посильные трудности.

Особое внимание при формировании навыков самообслуживания у детей в дошкольном возрасте следует уделить игровому методу, потому что игра является ведущим видом деятельности ребенка, посредством игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно-следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир. Исследователи проблемы и считали, что по мере усвоения навыки самообслуживания обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.

Особая роль в воспитании навыков самообслуживания принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом сюжетно-дидактическим играм (“Уложи куклу спать”, “Оденем куклу на прогулку”, “Накорми куклу обедом” и т. п.).

В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а также отражают правила, которые стоят за выполнением навыков самообслуживания: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.

В старших группах игра является одним из основных методов формирования навыков личной гигиены, многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с вещами, усваиваются в значительной мере в играх с предметами.

Таким образом, усвоение навыков самообслуживания закрепляется и обогащает содержание детских игр. Дети начинают переносить их в разные игровые ситуации, и тогда предметные действия превращаются в игровые».

Список литературы

  1. Электронный ресурс: https://govorysha.ru/razvitie-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta/
  2. Корней И.А. Педагогические приемы формирования навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/12/29/pedagogicheskie-priemy-formirovaniya-navykov-samoobsluzhivaniya-u

Поделиться

2925

Волкова Г. Ю. Развитие навыков самообслуживания детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность // Актуальные исследования. 2021. №31 (58). С. 56-60. URL: https://apni.ru/article/2771-razvitie-navikov-samoobsluzhivaniya-detej

Похожие статьи

Актуальные исследования

#45 (227)

Прием материалов

2 ноября - 8 ноября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

13 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 ноября