Воспитание духовности и патриотизма у школьников с использованием краеведческого материала

В статье рассматриваются региональные ценности Белгородской области, которые являются культурно-познавательным материалом для патриотического воспитания подрастающего поколения. Кратко характеризуются направления воспитательной работы с детьми на примере деятельности региональных музеев и использования культурных достопримечательностей городской региональной среды.

Аннотация статьи
выдающиеся белгородцы
нравственные примеры
патриотическое воспитание
белгородоведение
региональные бренды
Ключевые слова

Современная школа – основной этап и средство воспитания, развития личности гражданина России. Важнейшими направлениями в воспитательной работе на школьной ступени являются духовно-нравственное и гражданско-патриотическое. Мы полностью поддерживаем убеждения Президента Российской Федерации В.В. Путина, что патриотизм должен стать нашей общей национальной идеей. Региональные раритеты, краеведческие ценности, региональная культура являются важным средством комплексного общекультурного воспитания. Охарактеризуем кратко некоторые достопримечательности города Белгорода и Белгородской области и их роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании молодёжи [1].

Важными объектами в военно-патриотическом воспитании юных белгородцев являются такие исторические факты: город Белгород носит с 5 августа 1943 года титул «Города первого салюта»; 5 августа является Днём города - праздничным днём нашей территории. Два города Белгородской области – Белгород и Старый Оскол – за свой самоотверженный вклад в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. отмечены Президентом России как «Города воинской славы России», это отражено на центральных площадях городов в специальных Мемориальных памятниках. Территория Белгородской области находилась в центре боёв Курской дуги в 1943 году. На территории нашей области имеется много братских могил, памятников и мемориалов, музеев, посвящённых участию белгородцев и всех россиян в освобождении Родины от фашистских захватчиков. К федеральным и региональным раритетам Белгородской области относятся музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление» (г. Белгород), Мемориал в честь героев Курской битвы (п. Яковлево), Военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» (п. Прохоровка) [1].

Укажем на некоторые из мероприятий героико-патриотического направления, которые применяются в воспитательной работе с учащимися: проведение уроков мужества, посещение военно-исторических музеев, участие в региональных праздничных мероприятиях, в мероприятиях музеев Белгородчины, поездки по местам военных сражений, возложение цветов к воинским захоронениям, изучение региональной истории и истории своих семей во внеурочное время в рамках проектно-исследовательской деятельности по окружающему миру, участие в мероприятиях Всероссийской акции «Бессмертный полк» и др. [2, 4, 5, 6].

Невозможно говорить о Белгородчине без знакомства с деятельностью выдающихся белгородцев, чей трудовой и жизненный путь является примером беззаветного служения Родине, родному краю и своей любимой профессии. Именно такими нравственными эталонами для белгородцев разных возрастов являются: выдающийся инженер России Владимир Гаврилович Шухов, чьё имя носит БГТУ; один из лучших актёров России Михаил Семёнович Щепкин (памятник ему стоит у Белгородского академического драматического театра, носящего его имя); генерал Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Николай Фёдорович Ватутин, уроженец Валуйского района Белгородской области. Таким духовно-нравственными эталонами являются белгородцы - Герои России – десантники, омоновцы, разведчики, совершившие героические подвиги в Чеченских и других военных операциях. Таким профессиональным и нравственным примером служат для спортсменов двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Светлана Хоркина, олимпийские чемпионы по художественной гимнастике, боксу, волейболу Наталья Зуева, Сергей Тетюхин, Геннадий Шипулин, Евгений Тищенко. Для школьников и студентов региональным эталоном является жизнь дважды Героя Социалистического Труда Василия Яковлевича Горина, чье имя носит аграрный вуз в Майском. Для студентов из городов Старый Оскол и Губкин – будущих геологов и специалистов горнорудной промышленности – нравственными и профессиональными примерами являются Михаил Губкин и Алексей Угаров. Изучая биографии и профессиональный путь выдающихся людей, посещая краеведческие музеи, студенты учатся преданности профессии, творческому подходу в работе, самоотверженности в служении профессии, умению расставлять приоритеты в жизни и целенаправленно идти к поставленной цели.

Среди педагогов принято мнение, что историю страны и конкретного региона можно изучать, путешествуя от памятника к памятнику. В течение нескольких лет культурной достопримечательностью города Белгорода и Белгородского национального исследовательского университета является литературная аллея со скульптурами пяти отечественных писателей, ставших в разные годы лауреатами Нобелевской премии. Такой архитектурный объект – единственный в мире, вошел в «Книгу рекордов России» как уникальный архитектурный объект (2016 г.). Аллея была задумана учеными, педагогами-филологами, студентами филологического факультета и расположена перед корпусом Педагогического института университета. Пять скульптур появились не сразу, а в течение нескольких лет. Открытие очередного памятника выдающемуся литератору приурочивалось ко дню рождения университета и началу учебного года. Теперь у входа в университет будущих педагогов приветствуют Иван Бунин, Михаил Шолохов, Борис Пастернак, Иосиф Бродский, Александр Солженицын. Все скульптуры выполнены одним автором – белгородским скульптором, заслуженным художником России Анатолием Шишковым. На каждом постаменте высечены строки из произведений героев Аллеи. Аллея Нобелевских лауреатов стала памятным местом на туристической карте Белгородчины, белгородским литературным брендом [8, с. 35].

Если посмотреть на исторические объекты города Белгорода и памятные места Белгородской области, то действительно можно познакомить школьников со многими историческими событиями из жизни нашего края и страны в целом. Перечислим только некоторые из памятников областного центра: памятник крестителю Руси князю Владимиру; памятник украинскому гетману Богдану Хмельницкому на одноименном проспекте, а в поселке Дубовом – памятный знак у многовекового дуба; памятники первым белгородским губернаторам; памятники православным Святым, в их числе святителю Иоасафу и митрополиту Макарию; памятники вождю мирового пролетариата В.И. Ленину; памятники в местах захоронений павших воинов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; Аллея героев и памятники Героям Великой Отечественной войны и Героям России в Парке Победы; памятники генералам Великой Отечественной войны; памятник героям Чернобыля; памятник воинам афганцам; аллея русских писателей – Нобелевских лауреатов в области литературы перед зданием Белгородского Государственного университета и др. [1, 6, 7]. Многие из этих белгородских раритетов находятся в шаговой доступности от гимназии № 5 и являются важным материалом для знакомства младших школьников не только с достопримечательностями нашего города, но и средством для исторического воспитания подрастающего поколения.

У каждого исторического мемориала, памятного знака, памятника, бюста есть свой автор - скульптор и архитектор, есть история создания, есть факты из жизни великого человека, чей облик запечатлен в бронзе, граните, мраморе. Эти сведения – материал экскурсий для школьников, материал для классных часов и уроков мужества со школьниками и студентами, благодатный материал для воспитательной работы с обучающимися классных руководителей и кураторов академических групп, профессиональных экскурсоводов.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. территория нашей области стала местом боёв с фашистами, партизанского и подпольного движения. Это также отражено в многочисленных памятниках и является материалом для воспитания подрастающего поколения на примере героических поступков белгородцев. Белгород гордо носит с 1943 года звание Города первого салюта. А 27 апреля 2007 года Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина стал ещё и городом «Воинской славы России». Такое же почетное звание есть и у города Старого Оскола. В Дни воинской славы России у главных архитектурных мемориалов воинской славы Белгорода и Старого Оскола несут вахту памяти юнармейцы, кадеты, солдаты.

Если совершить историческое путешествие по Белгородской области, то, несомненно, первым нужно вспомнить Белгородскую засечную черту, памятные знаки в честь её, новый музей-крепость у села Яблоново Корочанского района, созданный несколько лет назад в честь стрельцов, защищавших рубежи Русского государства от южных захватчиков в ХVII веке. В Новооскольском районе в селе Великомихайловка недавно открыли памятник, посвященный 100-летию Первой Конной Армии, которое отмечалось в декабре 2019 года. Сохранился исторический дом (1882 года постройки), в котором с 1 по 7 декабря 1919 года находился штаб Первой Конной, 7 декабря И.В. Сталин принимал парад конников, среди которых почти 500 человек были великомихайловцами. В центре села поставлен памятник легендарному С.М. Буденному, в историческом доме и на прилегающей территории успешно работает исторический музей, посвященный Первой Конной Армии [1].

Конечно, самым памятным военно-историческим танковым местом нашей Белгородской области является Прохоровка. Именно там – на Третьем ратном поле России – 12 июля 1943 года столкнулись лоб в лоб более полутора тысяч советских и немецких танков. Мемориальный комплекс «Третье ратное поле России» и комплекс музеев, памятников, храмов на территории посёлка, созданных в память об исторической битве, – самое почитаемое место героического подвига советского воинства на территории Белгородской области [1, 2, 3, 7]. Возложение цветов и венков к мемориалам и братским могилам, минута молчания, военный парад и марши кадетских классов на главных площадях, Всероссийская акция «Бессмертный полк» являются неотъемлемой составной частью нашей жизни, жизни нашей страны и её молодого поколения. В зависимости от возраста детей меняются и формы героико-патриотического воспитания. В дошкольном возрасте дети посещают памятники, находящиеся «в шаговой доступности». Младшие школьники знакомятся с памятными местами в родном населенном пункте, районе, в коллективных поездках посещают памятные места области. Выпускники школы по традиции приезжают на Третье поле воинской славы в Прохоровку.

 Духовно-нравственный подъём в нашем обществе в год 75-летия Великой Победы (непростой год жизни нашей страны да и всего мира) привел к таким новым формам, как «Окно Победы», онлайн «Бессмертный полк», пронесение на самолётах символического флага Победы над городами и другими населёнными пунктами Белгородской области, а знаменитую песню «День победы» пели в установленное время со всей нашей страной белгородские дети. С 2013 года в Белгородской области активизировалась работа школ и учреждений культуры в рамках обновленной программы по «Белгородоведению». Авторы интегрированной программы учитывали и интересующую нас тему – региональные памятники и возможность их использования в качестве средства для исторического, патриотического воспитания обучающихся, ведения поисковой и проектной деятельности. С младшими школьниками это реализовывается через учебный предмет «Окружающий мир» и внеурочную деятельность. В помощь педагогам по реализации интегрированного курса «Белгородоведение» творческой группой ученых, педагогов, краеведов было разработано программно-методическое обеспечение для ДОУ и начальной школы, вышли из печати сборники из опыта работы педагогов, сборник детских проектов «Я – белгородец. Я – белгородка», впервые разработана и издана первая краеведческая тетрадь для учащихся 1-4 классов для учебных интегрированных заданий и творческих проектов «Мой край – родная Белгородчина» (научный руководитель группы – кандидат педагогических наук, профессор БелИРО Т.М. Стручаева) [2, 6, 7]. В сборник детских краеведческих проектов важной составной частью вошли и исследования учащихся начальных классов гимназии №5 города Белгорода [9].

Как уже указывалось, интегрированный модуль «Белгородоведение» применяется педагогами Белгородчины на всех ступенях образования – от детского сада до обучения в вузе [3, 5]. На всех этапах обучения краеведческие материалы включаются в учебные дисциплины, во внеклассную и внеаудиторную работу, реализуются социальными партнерами школы и вуза. Только в совместной работе педагогов, школы и родителей учащихся, работников культуры, средств массовой информации, ветеранских организаций, духовно-нравственных центров, деятельности кадетских классов и юнармейского движения можно результативно решить вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения.

Текст статьи
  1. Белгородская область. Путеводитель / рук. авт. коллектива О. Шевцов. - Белгород: АНО «Издательский дом «Мир Белогорья»», 2014. – 194 с.
  2. Белгородоведение в начальных классах: Методическое пособие для учителя начальных классов / Под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: ИПЦ «Политерра», 2014. – 178 с.
  3. Гриненко Л.А., Стручаева Т.М. Использование возможностей образовательно-культурного пространства городского микрорайона в патриотическом воспитании школьников // Начальная школа. -2018. - №1. – С. 32-36.
  4. Декада белгородоведения в начальных классах: Методическое пособие для учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня / Под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИПКППС, 2011. – 104 с.: с приложением на DVD - диске.
  5. Иващенко Е.В., Стручаева Т.М. Внеурочная деятельность и дополнительное образование в современной школе (региональный аспект). Учебно-методическое пособие. – Белгород: Издательство ООО «ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2021. – 162 с.
  6. Любимова Н.И. Усвоение детьми цветовой картины мира как элемента историко-культурного наследия //Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011.№ 12 (107). С. 260-265.
  7. Стручаева Т.М. Мой край – родная Белгородчина. Рабочая тетрадь по краеведению для уроков окружающего мира в 1-4 классах / Т.М. Стручаева, В.В. Стручаев, Е.А. Соловей, И.Г. Чернова, И.В. Шиянова и др. 3-е изд. с изм. - Белгород: ООО «ЭПИЦЕНТР», 2015. – 72 с.
  8. Стручаева Т.М., Шиянова И.В., Стручаев В.В. Белгородоведение в начальных классах: Примерная программа урочной и внеурочной деятельности. – Белгород: ИПЦ «Политерра», 2014. – 21 с.
  9. Стручаева Т.М., Стручаев М.В. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание школьников на основе знакомства с литературными брендами Белгородчины // Начальное образование. - 2020. - № 1 (96). – С. 32-36.
  10. Я – белгородец. Я – белгородка. Сборник творческих работ учащихся образовательных организаций Белгородской области. - Белгород, 2016. – 70 с.
Список литературы