Политика идентичности в российском регионе (на примере Кабардино-Балкарской республики)
научный журнал «Актуальные исследования» #1 (4), январь '20

Политика идентичности в российском регионе (на примере Кабардино-Балкарской республики)

В статье политика идентичности в российском регионе (на примере Кабардино-Балкарской Республики) раскрыты особенности и проблемы региональной идентичности, выявлены институциональные и социокультурные аспекты политики идентичности в Кабардино-Балкарской республике. Происходившие в стране социальные и информационные изменения привели к изменениям по отношению и к различным понятиям, которые, казалось, являлись абсолютно неизменными. Понятие идентичности, как система определенных ценностей, традиций, образа сознания, которые дают возможность выделяться из серой массы, также пришло в переменное состояние. В современном мире насчитывается огромное количество народов, а что касается России, выделено около 800 и более вариаций национальной самоидентификации. Все народы имеют в своей культуре что-либо схожее, понимание культуры, самосознание, отношение и участие в различных политических действиях. Автор приходит к выводу о том, что в Кабардино-Балкарской республике региональная идентичность формируется в результате целенаправленной политики идентичности, через институциональные и социокультурные аспекты. Вторые включили в себя как официальный, так и неофициальный дискурс. Наличие двух титульных наций в одной республике делает этот процесс, его результаты противоречивыми, что вызвало особый интерес изучения.

Аннотация статьи
идентичность
политика идентичности
этничность
региональная идентичность
Ключевые слова

На сегодняшний день, исследование динамики, видов, а также механизмов идентичности, изучение ее основных начальных истоков имеет важное научное значение и выходит далеко за пределы психологического рассмотрения, являясь методом междисциплинарных исследований [2, с. 115].

Исследование политической идентичности особенно актуально для России, чье общество даже после распада СССР остается достаточно разнородным не только в этноконфессиональном и культурном отношении, но и с точки зрения развитости территорий, их политического устройства, экономического и социального потенциала. Важность изучения данной темы на примере Кабардино-Балкарии обуславливается тем, что республика разнонародная, в ней проживает множество различных наций, но кабардинцев и балкарцев следует выделить как автохтонные нации, поскольку как правило, при формировании названий большинства субъектов Российской Федерации, за основу предлагались названия проживающего большинства этносов. Каждая этническая группа имеет важную цель – сохранение своей идентичности [3, с. 5].

Под идентичностью традиционно понимают два значения: идентичности с самим собой, и слово «идентичный» как аналогичный, сходный. Такая двусмысленность понятия проявляется у различных авторов. В своих работах Е.Б. Шестопал переводит данные понятия на поведенческий и сознательный уровень отдельных индивидов [4, с. 20].

Политическая идентичность – особое измерение социальной идентичности, связанное с определением сообщества в политических категориях в процессе соотнесения с определенными политическими институтами и неявно подразумевающее, и специфическую для данного сообщества и его членов, форму участия в политическом процессе, в том числе и взаимоотношений с другими участниками политического процесса, не являющимися членами данного сообщества.

Нами был проведен анализ, в ходе которого было выявлено, что политическая идентичность в Кабардино-Балкарии реализуется двумя видами субъектов: органами государственной власти и общественностью, с помощью различных общественных организаций. Органами государственной власти выделено подразделение «Аппарат Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей Кабардино-Балкарской Республики». Данный институт власти занимается вопросами национальностей и общественности в целом. Главной целью перед собой данный институт ставит поддержание гармонии и мира между национальностями, регулирование деятельности различных общественных организаций, а также религиозных, поддержка и помощь соотечественникам, находящимся за рубежом. Управление включает в свое ведение не только различного рода общественные и национальные вопросы, но и занимается особого рода национальной политикой.

Как один из элементов осуществления региональной политики идентичности в Кабардино-Балкарии дается возможность народам отмечать памятные даты. Следует отметить, что своеобразной функцией праздников и памятных дат является формирование национальной идентичности. Но речь идет об официально установленных праздниках и памятных датах, поскольку им со стороны населения уделяется приоритетное внимание. Государственные праздники - особый источник для размышления и анализа. Они дают возможность населению проявлять особенные символические проявления той же национальной идентичности, также возможность населения соизмерять взаимные обязанности с государством, а также их ожидания от государства.

Вторым субъектом реализации политической идентичности следует отметить общественные организации, осуществляющие и формирующие различного рода мероприятия, направленные на сохранение, поддержание, продвижения своих культурных норм и ценностей. Объединяясь, такие общественные организации способствуют сплочению представителей одной культуры, находящихся на самых разных участках нашей планеты, очутившихся там по воле судьбы. Они помогают людям поддерживать связь на огромных расстояниях, пересекая границы сотни стран. Это способствует протеканиям процессов интеграции, глобализации, укреплению мирных отношений между различными государствами и регионами. Очень важно со стороны власти способствовать налаживанию таких связей. Ведь стабильно функционирующие ассоциации - залог отсутствия межнациональных, конфессиональных и культурных конфликтов. А если таковые возникли, они могут выступать посредниками, а также средствами урегулирования критических ситуаций.

В Кабардино-Балкарии осуществляют свою деятельность организации, сформированные адыгами (черкесами) - «Международная Черкесская Ассоциация (МЧА)», и карачаево-балкарцами - Фонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид». Рассматривая устав каждой из организаций, следует выделить основные направления деятельности, цели и задачи.

Международная Черкесская Ассоциация - это единственная и в то же время легитимная организация, которая призвана выражать интересы черкесов (адыгов) не только на территории России, но и адыгов (черкесов) за рубежом. Организация поставила перед собой цели, направленные на содействие членов международной черкесской ассоциации для сохранения культурного наследия своего народа; решение проблем и вопросов адыгов (черкесов) различного характера, включая экономические, социальные и тому подобные; осуществление мер, направленных на укрепление мирных связей между различными народностями.

Фонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид» - это организация, деятельность которой направлена на воспитание молодого поколения, возможность донести исконные традиции и обычаи своего народа, также поддержание культуры и этноса. Организация появилась в 2003 году и осуществляет свою деятельность, по сей день. Имеет различные филиалы в близлежащих республиках, таких как Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Ставропольский край. На сегодняшний день, фонд активно пытается сотрудничать с иными общественными, религиозными, национальными организациями. Также, привлекает молодежь своего народа не только на территории России, но и за пределами РФ.

Рассматривая направления деятельности двух организаций, и сравнивая их характеристики, ярким различием является масштабность проектов. Фонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид» - более узкий проект, нежели Международная Черкесская Ассоциация, деятельность которой активно во множестве стран, помимо России. Однако, каждая из организаций несет в себе единую цель - поддержание своей культуры, возрождение многих забытых обычаев, традиций, доходя до языка. Язык - источник знаний, показатель менталитета и характера народа, носитель истории, начинающейся с самого момента зарождения народа. Это один из самых сильных и исчерпывающих характеристик национальности.

Культурные организации и ассоциации естественно не спонтанное или случайное явление в социальной жизни нашего общества. Они возникли как следствие стремления какой-либо культуры (или наиболее взволнованной её части) к представительству в обществе. Чтоб эти организации, во-первых, могли представить и защитить ее интересы перед обществом; во-вторых, помогали в продвижении и просвещении, особенно среди необразованных слоёв, принадлежащих одной культуре; в-третьих, взаимодействуя с другими подобными организациями-представителями, способствовало урегулированию конфликтов, а также проведению совместных мероприятий и взаимному обогащению культур.

Социокультурные аспекты находят свое отражение в различных мемориальных памятниках, среди которых были выделены: памятник поэта Алий Шогенцукова, памятник народного поэта Кабардино-Балкарской АССР, советского кабардинского поэта, прозаика Алима Кешокова, который также является и являлся многоуважаемым человеком, прославившим свой народ, свою республику. Статуя Кайсына Кулиева, балкарского писателя, расположена на улице Кулиева, переименованная с проспекта Мира. Один из самых выдающихся писателей не только балкарского народа, но и всей республики, чьи стихи и произведения известны со школьных времен. Памятник первому Президенту КБР Валерию Мухамедовичу Кокову, имя которого уже вписано в отечественную историю. Монумент нашел постоянное место пребывания на главной аллее Кабардино-Балкарского Государственного Аграрного Университета, носящего ныне имя В.М. Кокова.

Помимо вышеназванных мемориалов, отмечаются памятники революционерам, партийным и советским деятелям. Среди них статуя большевика Бетала Калмыкова, стоявшего у истоков советской власти в Кабардино-Балкарии; Статуя женщины, в кабардинском (черкесском) национальном платье, держащей в правой поднятой руке приказ о присоединении Кабарды с Россией. Статуя с девизом «Навеки с Россией!». Гуащэней была дочерью кабардинского князя Темрюка, и в довольно юном возрасте была выдана замуж за Ивана Грозного, что и послужило причиной ее крещения и переименования в Марию. Заключив этот брак, Кабарда была присоединена к России. В городе Нальчик эту площадь называют «площадь Марии».

Мемориал жертвам репрессий балкарского народа, как один из элементов идентичности, был представлен жителям в 2002 году, как символ памяти, происходивших в 1944 году событий, связанных с депортацией балкарского народа. Здесь же, выставлена экспозиция, на тематику возвращения балкарского народа на свою родину, а также, ее реабилитации после происходивших событий в 1944-1957 годах.

Мемориал, посвященный советскому военному деятелю, Герою Советского Союза, Алима Юсуфовича Байсултанова. Мемориал расположен в одной из школ города Нальчик, и носит имя Алима Байсултанова, в которой учился герой Советского Союза и участник второй мировой войны. Также группу дополнил мемориал в честь 70-летия Черекского восстания балкарских крестьян. Данный мемориал стоит с 1983 года, символизируя события, вызванные захватом таубиями Жанхотовыми общественных земель и лесных участков.

Изучая социокультурные аспекты проявления политики идентичности, нами были отмечены имеющиеся визуальные проявления официального дискурса. Неофициальный дискурс политики идентичности, как часть социокультурного аспекта, находит отражение в различного рода объектах культуры. Таких заведениях, как кафе, рестораны, а именно, все проявления, имеющие неофициальный характер. В данную категорию были отнесены: Арт-центр Мадины Саральп. Не только талантливо шьет национальную одежду, удачно сочетая европейскую эстетику с национальным духом, но и помогает молодым дизайнерам, передавая опыт шитья адыгского костюма и традиции новому поколению. Группу дополняют ресторан «Сосруко», ресторан «Ридада», отель-ресторан «Синдика», ресторан «Насып», ресторан «Нальчик», ресторан «Нальмес» - переводится как «бриллиант». Заведения, названные на балкарском языке: кафе «Къууанч», кафе «Къонакъ», кафе «Аяз», переводится как «ветер», зал торжеств «Басият», назван в честь самого народа - «балкарцы», также название «Акъсуу», является переводом на балкарский названия «белая река». Подобные заведения, которые носят названия на языке балкарского народа, значительно реже встречаются, нежели заведения, названные на кабардинском диалекте.

Представленный регион имеет сложносоставную идентичность. При таких условиях невозможно обойти борьбу за символы. Каждый регион России имеет свои истоки - свою историю формирования, даты, сыгравшие решающую роль в формировании.

Вывод

Изучив особенности и проблемы региональной идентичности в Кабардино-Балкарской республике, было выделено, что в российском регионе осознается необходимость осуществления региональной политики идентичности, так как политическая идентичность в Кабардино-Балкарии имеет яркое выражение. Политика идентичности, как проявление в виде своеобразного регионального дискурса в изучаемой нами республике очень четко передается через институциональные, но в большей степени социокультурные аспекты, находя свое отражение в визуальных репрезентациях. Замечено довольно яркое проявление идентичности кабардинцев через различные неофициальные механизмы. Наше исследование показало, что в Кабардино-Балкарской республике региональная идентичность формируется в результате целенаправленной политики идентичности, в которой используются как официальный, так и неофициальный дискурс. Наличие двух титульных наций в одной республике делает этот процесс, его результаты противоречивыми, что вызвало особый интерес изучения.

Общественные организации и ассоциации, как воплощение культуры и традиций представляемой общественной ячейки, должны способствовать развитию и привлечению все большего и большего количества людей. Им следует проводить множество мероприятий, акций, фестивалей, направленных на сплочение, осознание единства, изучение и углубление в культуру и обычаев. Население, которое оценивает свои позиции, исключительно как позиции единственной этнической группы, которая должна являться и является полноправным хозяином на территории региона. Власть, которая возможно не в полной мере уделяет серьезность данной проблеме, проблеме идентичности региональной, которая возрастает с каждым действием населения, несогласованность которой, может снизить потенциал региона в отношении социально-экономического развития. Ведь стабильность региона, его развитие, напрямую зависит от обстановки в нем, от взаимоотношений населения, граждан проживающих внутри, которые способны взаимодействовать мирно, для достижения общих целей, направленных на хорошее функционирование, неигнорирование проблем региона, участие в вопросах регионального значения. Самое главное-сохранение культурного наследия всего региона и отдельных его компонентов в лице национальных групп и этносов, в чем и выражается уникальность каждого региона Российской Федерации.

Текст статьи
  1. Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х М., 2000. С. 38.
  2. Попова О.В. Политическая идентификация в условиях трансформации общества. М., 2002. С. 115.
  3. Баранов А.В., Вартумян А.А. Политическая регионалистика. М., 2005. С. 5.
  4. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995. С. 20.
  5. Эриксон Э. Политическая идентичность и политика идентичности. М.: РОСПЭН, 2012. С. 59.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 апреля по 15 апреля
Осталось 6 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
20 апреля
Загрузка в elibrary
20 апреля
Рассылка печатных экземпляров
25 апреля