Жаргоны и вульгаризмы в произведениях В.В. Маяковского

В данной статье рассматриваются закономерности употребления жаргонной и вульгарной лексики в художественной литературе, а именно в творчестве В.В. Маяковского; также в статье исследованы отличительные особенности вульгаризмов и жаргонизмов, выделяющие их среди другой нестандартной лексики.

Аннотация статьи
диалект
жаргонная лексика
вульгарная лексика
арго
нестандартная лексика
Ключевые слова

Современный русский язык богат множеством различных диалектов. Среди них особое место занимают жаргоны и вульгаризмы, как разновидности общественного (социального) диалекта.

Определение понятия «жаргон» является важной задачей отечественных и зарубежных лингвистов. Так, в разных источниках можно найти различную трактовку этого понятия. Жаргон – это «разновидность речи», которая употребляется в основном в речи отдельно взятой общественной «группы» [4, с. 251], «испорченное наречие, местная речь, говор…» [7, с. 197]. Также в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля даётся аналогичное определение.

П.А. Лекант же трактует данное понятие так: «… это совокупность особенностей разговорной речи», которая образуется у людей с общими интересами, работой, а также общей средой, где они обитают [3, с. 106]. Помимо того значительный вклад в изучение жаргонной лексики внесли такие лингвисты, как В.В. Виноградов, С.Я. Капорский и другие.

Не менее важное место в лингвистике занимает и вульгарная лексика, которая так же, как и жаргонная относится к нестандартной форме. Это «лексический слой с непристойной экспрессией, который можно рассматривать под углом их этико-стилистической сниженности, хотя эта сниженность качественно отлична от других нестандартных слов…» [1, с. 34]. Это «грубое слово или выражение», которой не входит в границы стандартной лексики [6, с. 46]. В.А. Хомяков считает, что это «совокупность неприличных и непристойных форм», основной целью которых является «дисфемизация речи». У вульгаризмов нет никаких границ и рамок относительно какой-либо профессии или же социального класса. Иначе говоря, этот диалект может использоваться внутри любой общественной группы.

На сегодняшний день существует большое количество словарей жаргонов, в которых расписаны значения жаргонной лексики. Среди них «Словарь московского арго» В.С. Елистратова (1994), который был дополнен и переиздан в 2000 г. как «Словарь русского арго». Также особое внимание нужно уделить таким работам, как «Язык из мрака. Блатная музыка и феня» (1992) М.А. Грачева, «Словарь морского жаргона» Н.А. Каланова (2002), «Словарь блатного жаргона» М.З. Шафеева (2017), «Словарь русского военного жаргона» В.Н. Коровушкина (2000) и многие другие.

Но необходимо отметить, что вульгаризмы, как мы видим, недостаточно изучены по сравнению с жаргонизмами и не рассматриваются отдельно от остальной нестандартной лексики. Так, вульгарная лексика рассматривается в «Толковом словаре ненормативной лексики русского языка» Д.И. Квеселевича, также значения вульгаризмов рассматриваются и в толковых словарях со стилистическими пометами груб., бран., пренебр. и др. (С.И. Ожегов, Д.Н. Ушаков, Н.Ю. Шведов и пр.).

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что жаргонизмы и вульгаризмы – весьма близкие понятия и оба они часто используются в художественных и публицистических текстах с целью создания экспрессии и грубости.

Многие писатели и поэты обращались к арго и вульгаризмам при написании своих произведений, чтобы передать эмоциональную напряженность в своём творчестве. Среди них особо увлекался такой лексикой В.В. Маяковский.

Возьмём, например, его строки из поэмы «Облако в штанах»:

В дряхлую спину хохочут и ржут
Канделябры.

Здесь мы видим жаргонную лексику. Употребление хохочут и ржут вместо смеются вносит в поэму устрашающую грубость, которая усиливает эмоции при чтении произведения.

Также в строках

…улица присела и заорала:
«Идемте жрать!» …

слово жрать употребляется в значении есть, чтобы передать читателю реальный грубый мир, который его окружает.

В данной поэме помимо жаргонов встречаются ещё и вульгаризмы. Например, в строках

Только два живут, жирея —
«сволочь»
И еще какое-то…

автор замечает частоупотребляемость данного выражения в речи, внушая при этом читателю скорбь и переживание за состояние современного русского языка.

Стихотворение «Сергею Есенину» также переполнено нестандартной лексикой. Примером являются следующие строки:

А главное,
Что смычки мало,
В результате
Много пива и вина…

Здесь жаргон смычка употребляется в значении разбирательство. Автор пытается сказать, что никто не хотел разбираться в произошедшем и узнать причину этого. В результате все «помянули» поэта вином и пивом и забыли обо всем.

И автор замечает:

…Навсегда
Теперь
Язык
В зубах затворится…

Жаргонное выражение язык в зубах затворится употреблено в значении замолчит. Иными словами погибший поэт больше не сможет сказать ничего миру. И автор глубоко сожалеет об этом, что видно в строчках

…Тяжело
И неуместно
Разводить мистерии…

Данное жаргонное выражение (разводить мистерии) означает плакать. Это Маяковский считает бессмысленным.

К вульгаризмам можно отнести в данном стихотворении употребление слова дрянь в строчках

…а к решеткам памяти
Уже
Понанесли
Посвящений
И воспоминаний дрянь…

Таким образом, изучив основные закономерности употребления арго и вульгаризмов, мы приходим к выводу, что нестандартная лексика занимает немаловажное место в художественной литературе. Жаргонная и вульгарная лексика закрепляется в речи и становится неотъемлемой частью художественного стиля автора.

Текст статьи
  1. Беляева Т.М., Хомяков В.А. Нестандартная лексика в структуре английского языка национального периода. Автореф. Дис. – Л., 1980. – 39с.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. – М., 1955. – С. 36-39
  3. Лекант П.А. Современный русский язык – 5-е издание. – М., 2017. – 493с.
  4. Лингвистический энциклопедический словарь – М., 1990. - 685с.
  5. Маяковский В.В. Большое собрание стихотворений и поэм в одном томе – Ростов н/Д., 2018. – 1312с.
  6. Михайлова Е., Голованова Д. Русский язык и культура речи. Краткий курс. – М., 2009. – 144с.
  7. Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Том 4. – СПб., 1891. – С. 195-199.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября