XXI век – век технологий и прогресса. Сегодня мы не можем представить нашу жизнь без телефонов, компьютеров и других гаджетов, как и без информационной платформы Интернет. В данной сети мы общаемся, получаем массу новых знаний и информации, обмениваемся данными, ищем людей, зарабатываем и многое др. Поэтому неудивительно, что Интернет наложил отпечаток и на наш язык, создав свой собственный интернет-сленг.
Данный сленг имеет различные формы выражения: сокращения, заимствования, замена букв и множество других. Среди них особое положение занимают окказионализмы. Употребление окказиональной речи при общении через интернет обусловлено в первую очередь тем, что для молодежи важно не грамотно передать информацию, а наделить её эмоциональной нагрузкой. Здесь каждый хочет выделиться среди других, показать свою неординарность, создавая таким образом свои авторские слова и выражения.
Что же такое «окказионализмы»? Окказионализмы как особое явление в русском литературном языке давно исследуются в лингвистике, поэтому данное явление нельзя относить к разряду малоизученных. В отечественной лингвистике изучению окказиональной речи, как элемента индивидуально-авторского стиля различных художников слова, занимались языковеды: Г.О. Винокур, Т.Н. Коршунова, Л.В. Зубова, М.Ю. Нарынская и др. Ученые дают следующее определение окказионализмам: «это единица языка, которая в толковых словарях не закреплена и существует исключительно в рамках определенного контекста» [5, с. 115].
Несмотря на множество исследований, проведенных по работе над индивидуально-авторской речью, данная тема всё ещё остается в центре внимания исследователей, поскольку с каждым днем окказионализмы, как и русский язык в целом, эволюционируют. Частотность обращения к вопросу употребления и функционирования в современном русском языке окказионализмов обусловлена возрастающей тенденцией создавать новые слова в молодежной среде.
К окказиональной лексике обращаются и современные поэты, поскольку именно посредством нее автор может выразить свою индивидуальность и оригинальность. К примеру, современная поэтесса Вера Полозкова при написании своих произведений часто создает индивидуально-авторские слова:
Я одна, как смертник или рыбак.
Я однее тех, кто лежит, застигнут
Холодом на улице: я слабак.
Я одней всех пьяниц и всех собак [4, с. 58].
В данном отрывке из стихотворения «И катись бутылкой по автостраде» слова однее, одней являются окказионализмами. Здесь автор использует числительное один, развившее в себе адъективное значение более одинокий. В таком случае сравнительная степень используется поэтессой для усиления интенсивности числительного.
Также окказионализмы присутствуют и в следующем отрывке:
Вот бы разом выдохнуть эти сверла —
Сто одно проклятое сверлецо
С карандашный грифель, язык кинжала
(желобок на лезвии – как игла),
Чтобы я счастливая побежала,
Как он довезет меня до угла,
А не глухота, тошнота и мгла [4, с. 58].
Здесь слово сверлецо является окказионализмом, образованным при помощи добавления к основе сверл- суффикса -ец- (ср. пальтецо, письмецо).
Ученые выделяют 2 способа образования окказионализмов: стандартный (морфологический и неморфологический) и нестандартный. Ко второй группе лингвисты Н.Г. Бабенко, И.А. Нефляшева, Е.А. Земская относят классификацию по структуре окказионализмов, по нарушению узуальных моделей и графодеривационную классификацию [3, с. 245].
Чаще остальных при образовании окказионализма встречается «изменение характера производящей основы: производное создается от основ иной семантики или иных грамматических свойств, чем это характерно для языка» [2, с. 241]. Например:
«С 4 по 24 ноября покупайте товары-участники Магнитиады в сети магазинов «Магнит».
В данном рекламном заголовке используется окказионализм магнитиада, который образован добавлением к производящей основе магнит- суффикса -иад- (ср.: олимпиада).
То же самое мы наблюдаем в словах тарифище, забугорище, безлимитище в рекламе мобильной сети МТС и др.
Также особое внимание нужно уделить грамматическим окказионализмам. К данной группе относятся слова с намеренным нарушением правил орфографии. К таким относят, к примеру, слова щас (сейчас), пожалста (пожалуйста), гареметь (греметь), мущина (мужчина), здрасьте (здравствуйте), деффчонки (девчонки) и др.
Выделяется также еще одна группа окказионализмов, которые не имеют аналогии ни по значению, ни по написанию. Например:
Отправляйся-ка ты прямиком в адиллию!
Слово адиллия не имеет ни словообразовательной, ни лексической аналогии. Оно образовано путем сочетания двух противоположных слов: ад и идиллия. Таким образом, создается слово, необычное по форме и содержанию. Данный способ образования Земская Е.А. называет контаминацией.
Приведенные выше примеры в большинстве своем относятся к аффиксальному способу образования окказионализмов. Однако часто в СМИ можно встретить и образование при помощи сложения основ. Например:
«Барановирусная «пандемия» закончится тогда, когда закончится терпение у большинства населения».
В данном предложении окказионализм барановирус образован сложением двух основ баран- и вирус-. Под барановирусом здесь имеется в виду коронавирус, в существовании которого сомневается автор предложения.
Таким образом, мы приходим к выводу, что окказиональная лексика появляется каждый день: возникают многочисленные окказионализмы различных способов образования и с различной степенью эмоциональной нагрузки.