Главная
АИ #32 (59)
Статьи журнала АИ #32 (59)
Лэпбук как эффективная форма работы с дошкольниками ЗПР

Лэпбук как эффективная форма работы с дошкольниками ЗПР

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

лэпбук
дети
детский сад
ограниченные возможности здоровья
задержка психического развития

Аннотация статьи

Статья посвящена изучению лэпбука как эффективной формы работы с дошкольниками с задержкой психического развития.

Текст статьи

Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей.

В работе с детьми с особыми образовательными потребностями мы используем гибкие формы психолого-педагогической работы. Педагоги стараются создать все условия для развития детей, применяя традиционные и современные методы и приемы психолого-педагогической коррекции. Обобщая опыт педагогов ДОУ, изучая педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что одним из эффективных средств развития и коррекции речевой и познавательной функции, способность помочь детям с ограниченными возможностями: увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

В работе с детьми с ЗПР недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим педагоги ищут новые подходы, технологии и приёмы, используем разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Стараемся чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, ролевые игры. В основе планирования любого занятия используем наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества в совместной деятельности взрослого и ребенка. Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность. Учить играя – оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования, мы искали новые формы, методы, средства обучения, которые могут с одинаковым успехом заинтересовать и помочь преодолеть трудности речевого и социально-коммуникативного взаимодействия всех участников образовательного процесса – детям, имеющим тяжелые речевые нарушения и задержку психического здоровья. Нас заинтересовал метод с модным названием «лэпбук». Лэпбук – с английского – наколенная книга или самодельная, интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, книжками гармошками, которые ребенок может достать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Получается эффективная работа над любой заданной темой лэпбука, которая чрезвычайно нравится детям.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:

  • информативен;
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
  • обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Значение ЛЭПБУКА

Для педагога:

  • способствует всестороннему развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
  • способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования – способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми
  • способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности.

Для ребёнка:

  • способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме
  • способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме
  • способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.

Выявленные преимущества, позволяют предположить целесообразность применения технологии лэпбук в практике инклюзивного образования в условиях группы в группах комбинированной направленности очень актуально. Поэтому специалисты (воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог и т.д.), работающие с детьми с ОВЗ активно применяют данное пособие в своей работе.

Самый первый лэпбук был разработан для детей старшей группы с ЗПР на тему «Любимая Белгородчина». Каждая сторона его имеет определенные дидактические задачи. Ребенок рассматривает фото образец и старается собрать разрезную картинку (пазл), а также книжка гармошка с изображением природы, животных и птиц родного края. Главная сторона – это карта местности, символика. Для более глубокого изучения родного края на одной из сторон размещена информация об истории возникновения, его традиций. Для продуктивной и творческой деятельности дошкольникам предложены шаблоны для раскрашивания с изображением природы, символики родного края. Для того чтобы детям легче можно было запомнить информацию предлагается дидактическая игра «Путешествие по родному поселку», где дошкольники угадывают и называют по изображению (фото) значимые места, улицы города. Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.

Содержание лэпбука может быть разнообразным: отражать тематику праздника, времени года, дидактических игр, по страницам сказок, а также как вспомогательный инструмент для освоения тем развития речи, математики, окружающего мира и т.д.

Таким образом, новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как:

  • уверенность в собственных силах;
  • любознательность;
  • способность к волевым усилиям;
  • самостоятельность;
  • инициативность.

Нетрадиционный прием (использование лэпбука) в коррекции речи познавательном развития позволяет уточнить, активизировать, обогатить словарь, а также развить психические функции такие, как память, внимание, мышление.

Лэпбук – это интересный и полезный инструмент в работе воспитателя с детьми с ОВЗ.

Список литературы

  1. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29-30.
  2. Кашицева О.А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс].
  3. Мартынова Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс].
  4. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д.А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 162-164.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155)

Поделиться

3104

Никифорова И. М., Медведева Е. Н., Балицкая Т. С., Зарецкая Ю. В. Лэпбук как эффективная форма работы с дошкольниками ЗПР // Актуальные исследования. 2021. №32 (59). С. 50-52. URL: https://apni.ru/article/2785-lepbuk-kak-effektivnaya-forma-raboti-s-doshk

Похожие статьи

Актуальные исследования

#31 (213)

Прием материалов

27 июля - 2 августа

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа