Главная
АИ #32 (59)
Статьи журнала АИ #32 (59)
Лэпбук как эффективная форма работы с дошкольниками ЗПР

Лэпбук как эффективная форма работы с дошкольниками ЗПР

Автор(-ы):

Никифорова Ирина Михайловна

Медведева Елена Николаевна

Балицкая Татьяна Сергеевна

Зарецкая Юлия Владимировна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

лэпбук
дети
детский сад
ограниченные возможности здоровья
задержка психического развития

Аннотация статьи

Статья посвящена изучению лэпбука как эффективной формы работы с дошкольниками с задержкой психического развития.

Текст статьи

Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей.

В работе с детьми с особыми образовательными потребностями мы используем гибкие формы психолого-педагогической работы. Педагоги стараются создать все условия для развития детей, применяя традиционные и современные методы и приемы психолого-педагогической коррекции. Обобщая опыт педагогов ДОУ, изучая педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что одним из эффективных средств развития и коррекции речевой и познавательной функции, способность помочь детям с ограниченными возможностями: увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

В работе с детьми с ЗПР недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим педагоги ищут новые подходы, технологии и приёмы, используем разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Стараемся чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, ролевые игры. В основе планирования любого занятия используем наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества в совместной деятельности взрослого и ребенка. Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность. Учить играя – оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования, мы искали новые формы, методы, средства обучения, которые могут с одинаковым успехом заинтересовать и помочь преодолеть трудности речевого и социально-коммуникативного взаимодействия всех участников образовательного процесса – детям, имеющим тяжелые речевые нарушения и задержку психического здоровья. Нас заинтересовал метод с модным названием «лэпбук». Лэпбук – с английского – наколенная книга или самодельная, интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, книжками гармошками, которые ребенок может достать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Получается эффективная работа над любой заданной темой лэпбука, которая чрезвычайно нравится детям.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:

  • информативен;
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
  • обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Значение ЛЭПБУКА

Для педагога:

  • способствует всестороннему развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
  • способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования – способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми
  • способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности.

Для ребёнка:

  • способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме
  • способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме
  • способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.

Выявленные преимущества, позволяют предположить целесообразность применения технологии лэпбук в практике инклюзивного образования в условиях группы в группах комбинированной направленности очень актуально. Поэтому специалисты (воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог и т.д.), работающие с детьми с ОВЗ активно применяют данное пособие в своей работе.

Самый первый лэпбук был разработан для детей старшей группы с ЗПР на тему «Любимая Белгородчина». Каждая сторона его имеет определенные дидактические задачи. Ребенок рассматривает фото образец и старается собрать разрезную картинку (пазл), а также книжка гармошка с изображением природы, животных и птиц родного края. Главная сторона – это карта местности, символика. Для более глубокого изучения родного края на одной из сторон размещена информация об истории возникновения, его традиций. Для продуктивной и творческой деятельности дошкольникам предложены шаблоны для раскрашивания с изображением природы, символики родного края. Для того чтобы детям легче можно было запомнить информацию предлагается дидактическая игра «Путешествие по родному поселку», где дошкольники угадывают и называют по изображению (фото) значимые места, улицы города. Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.

Содержание лэпбука может быть разнообразным: отражать тематику праздника, времени года, дидактических игр, по страницам сказок, а также как вспомогательный инструмент для освоения тем развития речи, математики, окружающего мира и т.д.

Таким образом, новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как:

  • уверенность в собственных силах;
  • любознательность;
  • способность к волевым усилиям;
  • самостоятельность;
  • инициативность.

Нетрадиционный прием (использование лэпбука) в коррекции речи познавательном развития позволяет уточнить, активизировать, обогатить словарь, а также развить психические функции такие, как память, внимание, мышление.

Лэпбук – это интересный и полезный инструмент в работе воспитателя с детьми с ОВЗ.

Список литературы

  1. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29-30.
  2. Кашицева О.А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс].
  3. Мартынова Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс].
  4. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д.А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 162-164.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155)

Поделиться

3014

Никифорова И. М., Медведева Е. Н., Балицкая Т. С., Зарецкая Ю. В. Лэпбук как эффективная форма работы с дошкольниками ЗПР // Актуальные исследования. 2021. №32 (59). С. 50-52. URL: https://apni.ru/article/2785-lepbuk-kak-effektivnaya-forma-raboti-s-doshk

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля