Вызовы пандемии, с которыми столкнулся весь мир в наше время внесли серьезные изменения в систему образования. Свободный ранее выбор онлайн-образования сменяется принудительным и вынужденным онлайн-образованием. Цифровизация образования высшей школы и развитие различных онлайн-программ – это давний тренд, но до сих пор процесс шел плавно, а пандемия стала главным катализатором, который показал уровень цифровизации каждого отдельного вуза. За прошедший год в высшем образовании в вопросе цифровизации сделано гораздо больше, чем за последние 5 лет: начали анализировать цифровую инфраструктуру, пересмотрели технологии обучения, принципы организации учебной деятельности, начали активно запускать образовательные программы в открытом пространстве.
Потребность в формировании качественных знаний постоянно растет, а значит, растет и сложность образовательных программ, для которых традиционные линейные методы подготовки уже не подходят. Стандартная педагогика, когда педагог носитель знаний передает обучающемуся все то, что накопил за опыт своей жизни, начинает терять свои позиции, потому что поток информации начинает менять средовой контекст.
В рамках развития информатизации образовательной деятельности возникают новые методы обучения, работы со студентами, создание учебных курсов и программ. Достаточно новым явлением для современного российского образования является педагогический дизайн – одно из наиболее активно развивающихся сфер педагогики.
Термин педагогический дизайн имеет много определений. Важен для его понимания точный перевод английских слов: «Instructional» означает образовательный, «design» – дизайн. В русском языке слово «дизайн» твердо ассоциируется с проектированием эстетических свойств: дизайн интерьера, ландшафтный дизайн, дизайн ногтей… Однако английское слово имеет гораздо более широкий контекст употребления: замысел, план, намерение, цель, чертеж, проект, конструкция, расчет, эскиз, рисунок, композиция и т. п.
Впервые термин педагогический дизайн появился еще в начале 1940-х годов, но только к 1950-м годам оформились его принципы. В 1956 году американский психолог Бенджамин Блум предложил теорию, названную таксономией Блума. Другой американский ученый, Роберт Ганье, в 1965 году расширил эту концепцию и предложил девять обязательных элементов учебного процесса, способствующих его эффективности. Эти элементы и стали основными принципами педагогического дизайна.
Исследователи описывают термин «как интерактивную научную область, обеспечивающую разработку, реализацию и мониторинг информационно-образовательного пространства, способствующего формированию у субъекта образовательной деятельности уровня информационной зрелости достаточного для обеспечения самостоятельности личности в различных сферах жизнедеятельности информационного общества».
В российском образовании навыки педагогического дизайна для преподавателя становятся обязательной составляющей профессионального «портфеля». Восприятие информации, соответствие учебного материала и способов его подачи целям и ожиданиям учеников, оценка эффективности обучения и даже стиль преподавания – для результативности реализации программ важно всё, особенно в онлайн-формате. Педагогический дизайн помогает рационализировать процесс и создать комфортную образовательную среду.
В нашем понимании, педагогический дизайн–это комплексный подход к построению образовательной среды и учебного процесса, позволяющий разработать, гибко изменять и адаптировать под запросы обучающихся единую систему из образовательных результатов, учебного материала, способов взаимодействия, педагогических технологий и инструментов на основе образовательных данных.
В основе педагогического дизайна лежит ориентированное на эффективное достижение образовательных результатов единство содержания курса, стиля и последовательности, а также способов его представления и усвоения в деятельности.
Еще Я. Коменский, Л. Выготский, Б. Блум, Р. Ганье и др. обсуждали проблему повышения эффективности учебного процесса за счет применения вспомогательных средств и изменения характера взаимоотношений преподавателя и обучающегося. Каждый исследователь рассматривал в основе своей теории систему обучения, использование которой позволяет практически всем обучающимся достигнуть основных целей обучения. И здесь они начинает действовать на поле педагогического дизайна, суть которого состоит в создании вещей, использование которых меняет поведение субъектов процесса образования.
В педагогическом дизайне образовательная среда и учебный процесс строятся так, чтобы их можно было гибко изменять и адаптировать под запросы обучающихся. Педагогический дизайн состоит из модулей, поэтому можно собирать сложные конструкции из отдельных элементов:
- выбор элементов взаимодействия, методов вовлечения и позиции;
- определение образовательных результатов, их разметка;
- анализ целевой аудитории;
- содержание курса, сложность материала, последовательность его подачи;
- формирование навигации в рамках среды, понятные и размеченные карты;
- разметка на рубрикаторах;
- настройка системы оценки, КИМ;
- детальные и понятные инструкции, постановка задач.
Разные группы, разный тип заданий и деятельности. Умение педагога в пересборке курса позволяет медленно и плавно делать переходы деятельности, замеры результатов, продумывать какой будет оценочный материал. В основе педагогического дизайна лежат ориентированные на эффективное достижение образовательные результаты единства содержания курса, стиля и последовательности, а также способов его представления и усвоения в деятельности.
В педагогическом дизайне происходит трансформация роли педагога – от роли единственного актора знаний к роли наставника, переход от создания образовательных курсов, которые дают знания к конструированию образовательной среды. У педагогического дизайна свои особенности, а значит педагогическому работнику нужны новые умения.
Разработчики (дизайнеры) учебных программ в свою очередь являются «архитекторами» учебного опыта и руководителями образовательных проектов. Они применяют различные методологии, основанные на теории преподавания и новых технологиях, при создании контента для учебных программ. В процесс проектирования курсов на кафедре экономики, управления и организации производства СТИ НИТУ «МИСиС» особое внимание было уделено:
- в первую очередь, повышению квалификации профессорско-преподавательскому составу, т.е. к базе в виде знаний по классической педагогике и теории дисциплины добавляются прикладные навыки – HTML/CSS, графический дизайн, видео-и аудиомонтаж, владение LMS и программами создания интерактивных модулей (Articulate Storyline, H5P, Adobe Captivate), так как многообразие цифровых технологий расширяется – а значит, можно применять все новые и новые инструменты в образовательной деятельности;
- во-вторых, созданию педагогических дизайнерских команд из разных специалистов тех, кто разбирается в педагогике и теории дисциплины, знает закономерности усвоения знаний, освоения навыков и формирования убеждений и кто – любит и умеет работать с современными технологиями. Задача команды в том, чтобы продумать, как донести информацию до студентов в ясной, доступной и занимательной форме. Поскольку инструменты в профессиях быстро меняются – одни приложения уходят с рынка, другие появляются, – нужно всегда мониторить новинки. Делать это в одиночку – непосильный труд. Лучше всего подключиться к профессиональному нетворку и черпать знания оттуда.
Например, на кафедре в течение семестра мы с такой командой работали над курсом по финансовой грамотности. Вместе мы продумали учебный процесс и создали материалы, которые впоследствии вместе с текстом, видео и тестовыми заданиями стали курсом. В нашей команде тьюториалы по дизайну или монтажу, которые помогают сделать видео, иллюстрации качественные для курса. Дизайн курса сфокусирован на обучающихся и их потребностях. Основное внимание уделялось совершенствованию процесса приобретения знаний с целью привлечения внимания и повышения мотивации обучающихся. Когда в процессе обучения они получают более глубокие, более значимые знания.
При разработке курса придерживались следующих шагов:
Шаг 1: Выбор концепции и формата курса. На этой стадии нужно понять:
- каковы цели и задачи курса;
- какие знания, умения, навыки должны освоить студенты;
- какие типы упражнений в нем превалируют и т. п.
Шаг 2: Работа над курсом по подбору технических решений. Например, можно использовать готовые тренажеры, такие как, тренажер публичных выступлений, диалоговый тренажер, тренажер по управлению командой, применение тренинг спейс платформы, что дает возможность работать в команде одновременно, все участники взаимодействуют привычным способом: слышат, видят, работают в команде, выполняют творческие задания, практикуются в играх по ролям, с помощью мозгового штурма сообща разбирают самые сложные решения для задач.
Шаг 3: Подготовка мультимедиа.
Шаг 4: Загрузка в LMS. Этот процесс включает в себя создание модулей, страниц, тестов, групп обсуждения и т. п. Создание навигации и линкование всех материалов. Редактирование стиля страниц с помощью HTML/CSS.
Шаг 5: Запуск курса и техподдержка. Мониторинг технических проблем и их решение.
Шаг 6: Корректировка курса.
Создание подобных курсов становится более эффективным методом обучения и инновационным учебным курсом. В наших современных условиях это уже не желание, а необходимость. Существует много широко применяемых методов обучения, которые не приносят никакой пользы. Модели и принципы педагогического дизайна облегчают получение новых знаний, делают процесс обучения более доступным и индивидуальным для обучающихся.
Споры об эффективности онлайн или офлайн обучения можно вести бесконечно. Однако хорошо заметно, что экстренный переход в 2020 году, в условиях коронавирусной пандемии, на онлайн‑обучение позволил осуществлять не формальный переход на дистанционные цифровые технологии, а реальный технологический поворот (использование ресурсов интерактивности и мультимодальности виртуальной реальности, включая дополненную реальность, а также интернет вещей и т.д.). сделать упор на использовании новых технологий и на описании методических приемов, позволяющих компенсировать работу на удаленности.