Формирование толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается внедрение инклюзивного обучения в образовательные учреждения Запада, а затем и России. Описаны проблемы, с которыми сталкиваются лица с ОВЗ в условиях социализации в обществе, согласно исследованию М. Селингман. Рассмотрены ключевые аспекты по формированию толерантности у всех сторон образовательного процесса.

Аннотация статьи
социальные условия
инклюзивное образование
толерантность
дети с особыми образовательными потребностями
дети с ограниченными возможностями здоровья
Ключевые слова

Введение. По данным ВОЗ в мире ежегодно увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема качественного образования для данной категории, учитывающая психофизиологические особенности учащихся, стала актуальной в 21 веке. Внедрение инклюзивного образования в странах Запада, а затем и России, позволило учащимся с ОВЗ и ООП освоить учебную программу. Однако качественная адаптация и социализация детей с проблемами психофизиологического характера невозможна без развития толерантности у всех участников образовательного процесса.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является рассмотрение ключевых аспектов, способствующих формированию толерантности у всех участников образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. В развитых странах проблема инклюзивного образования обострилась в 80 года 20-го века. В 1970 году в Америке практически 1 миллион детей с ограниченными возможностями здоровья не посещал школу, однако в 1975 году ситуация в образовании изменилась, так как был принят новый закон об образовательной деятельности. Дети с наличием проблем психофизиологического характера посещали ранее только специализированные школы, однако в новом законодательстве по проблеме инклюзивного образования учитывалась возможность размещения данной категории учащихся с детьми нормы. Благодаря интеграции школьников с ОВЗ в обычные классы общеобразовательных учреждений был получен опыт взаимодействия разных категорий школьников, в процессе которого у детей развивались такие качества, как эмпатия, способность к сопереживанию, снижение интолерантных установок. Педагоги школ США имели опасения из-за снижения качества образовательной деятельности при включении детей с наличием проблем психофизиологического характера в классы некоррекционного типа [11].

Зарубежная версия инклюзивного образования, пришедшая с Запада 20 лет назад, имела притягательные черты для обучения детей с наличием психофизиологических проблем. Инклюзивное образование привлекло родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. В Москве, в 1991 году, согласно инициативе Центра лечебной педагогики, была открыта школа с инклюзивным уклоном «Ковчег». В 2009 году, благодаря решению ученого совета при Московском городском психолого-педагогическом университете было открыто отделение, специализирующееся на проблемах интегрированного (инклюзивного) образования [3, с. 40].

Истоки инклюзивного образования изначально были заложены в коррекционном образовании. Л.С. Выготский отмечал необходимость создания специальной системы обучения, где могли бы обучаться разные категории учащихся [4, с. 68–70].

Благодаря внедрению инклюзии в массовые учреждения образовательного типа, в России любой ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет возможность для обучения в школе, которая понравилась его родителям. Основой образования инклюзивного типа выступает принцип равенства, исключающий дискриминацию учащихся по их способностям и возможностям, а также отвечающий за создание специальных условий для детей с ООП [8, с. 104].

К понятию «дети с ограниченными возможностями здоровья» относится категория лиц, имеющих ограничения психофизиологического характера или отсутствие способности к осуществлению деятельности способом, считающимся вариантом нормы для человека данной возрастной группы. Согласно Т.В. Егоровой, к детям с ОВЗ относятся те индивиды, которые не могут освоить образовательную программу из-за наличия проблем со здоровьем. Проблема может быть решена посредством создания специальных условий по обучению и воспитанию для школьников с дефицитарным типом развития [6, с. 30].

Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики по отношению к детям с ОВЗ является процесс по созданию специальной системы, всесторонне поддерживающей их семьи. Интеграция учащихся с наличием психофизиологических проблем требует преодоления барьеров, которые мешают правильному функционированию их в обществе [7, с. 445].

Т.Г. Зубарева, Н.Г. Петелина и Н.В. Ефремова отметили, что для получения качественного образования требуются необходимые условия, которые не все учреждения образовательного типа могут предоставить. Согласно их точке зрения, немаловажную роль здесь играет уровень толерантности в инклюзивной среде, которая создает комфортную психологическую атмосферу [2, с. 128].

Р.В. Рахимова отмечает, что для успешной адаптации учащегося с ООП, с наличием проблем психофизиологического характера, важно представление толерантной образовательной среды. В соответствии с ее точкой зрения, образовательное учреждение должно создать толерантное пространство, включающее в себя все субъекты воспитательного и учебного процесса, построенного на принципах «толерантной педагогики» [9, с. 85].

По мнению Сафилиоса Ротшильда, на уровень предубеждений к лицам с ОВЗ влияют следующие факторы:

  1. То, на каком уровне развития находится социум, а также – наличие безработицы в процентном соотношении;
  2. Наличие представлений о роли государства при решении проблем социального характера;
  3. Личная ответственность за наличие нарушений;
  4. Культурные ценности, ориентированные на физическое состояние индивида;
  5. Визуальное воздействие факторов, связанных с нарушениями психофизиологического характера;
  6. Важность и разрушительность действий, повлекший вред здоровью [10, c. 208].

В исследовании М. Селигман были изучены данные по информированности людей о наличии в стране лиц с ограниченными возможностями здоровья. Анализируя полученные данные, автор отметила низкий уровень осведомленности граждан страны. Люди не знают о проблемах, с которыми сталкивается данная категория индивидов. Только 10% опрошенных от общей массы имели представление о количестве детей с ОВЗ, совпадающее с данными официальной статистики страны. Большая часть из них была специалистами социальной защиты населения.

Из опрошенных людей 42% были заинтересованы в получении дополнительной информации по проблемам и особенностям лиц с ОВЗ, 37% - не имели интереса, 21% - отнеслись нейтрально. Заинтересованность присутствовала у специалистов в сфере услуг и связи, а также студентов по направлениям, связанным с социальной сферой. Низкий уровень интереса опрошенных к проблеме заболеваний, приводящих к инвалидности, может быть связан с низким уровнем освещенности ее в СМИ. Согласно мнению автора, эффективность инклюзивного образования повышается в зависимости от готовности к принятию внедрения учащихся с ОВЗ и ООП в общеобразовательные учреждения. В соответствии с точкой зрения большинства респондентов, участвующих в социальном опросе, лица с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с различными проблемами, мешающими им в жизни:

  1. Доступность образовательной деятельности;
  2. Посещение развлекательных центров;
  3. Установление дружеских контактов с другими людьми;
  4. Адаптация и социализация в коллективе [1, с. 101].

Реализация процесса формирования толерантности в общеобразовательном учреждении к учащимся с ОВЗ состоит в решении следующих задач:

  1. Определение особенностей развития толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья;
  2. Ознакомление с условиями, методами и средствами, необходимыми для формирования толерантности у детей в условиях инклюзивного образования;
  3. Изучение особенности формирования толерантности у детей с нормальным развитием;
  4. Разработка и апробация психолого-педагогических программ, которые способствовали бы формированию толерантности у детей в рамках инклюзивного образования [9, с. 86].

Согласно М.Р. Хуснутдиновой, есть ключевые аспекты, способствующие успешной социализации детей с наличием проблем психофизиологического характера:

  1. Взаимодействие между учащимися нормы и детьми с ОВЗ;
  2. Принятие индивидуальности и уникальности каждого ребенка;
  3. Сохранение равных прав ребенка, независимо от его способностей и возможностей [12, с. 323].

Толерантная среда формируется при наличии толерантности у всех участников образовательного процесса. К ним относятся:

  1. Сверстники ребенка с ООП, с наличием проблем психофизиологического характера;
  2. Родители учащихся;
  3. Педагоги и специалисты коррекционного блока [5].

Выводы. Процесс внедрения инклюзивного образования был впервые освоен в США, где около миллиона детей с ОВЗ не посещал школу ранее. Спустя 20 лет идея внедрения получила массовый отклик в России. В основе инклюзии лежит принцип равенства и исключения дискриминации людей по способностям и возможностям. Развитие обучения данного типа предполагает наличие толерантных установок у всех сторон образовательного процесса, так как родители, учащиеся и педагоги воздействуют друг на друга в процессе обучения и воспитания школьников.

Текст статьи
  1. Адеева Т.Н. Некоторые аспекты социальной ситуации развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2016, Том 22, С. 100-104.
  2. Алтухова Т.А., Российская Е.Н. Развитие толерантности субъектов образовательной деятельности к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в обеспечении благоприятного психического климата в инклюзивной образовательной среде // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017.
    № 4 (44). С. 128-134.
  3. Ведихова Д.С. Развитие инклюзивного образования в России // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. № 2 (15). С. 39-44.
  4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. 527 c.
  5. Денисова О.А., Леханова О.Л. Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья: угрозы и перспективы решения в региональном контексте // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/6388 (дата обращения: 24.12.2019).
  6. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Балашов, 2002. 80 с.
  7. Кремнева Т.Л., Кудинова О.Н. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в процессе реализации инклюзивного образования в детском саду / Инклюзивное образование: теория и практика. // Сборник материалов международной научно-практической конференции. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2016. С. 445–455.
  8. Поташова И.И., Виноградная О.В. Семейно-ориентированная модель инклюзивного образования // Культура и образование. 2014. № 3 (14). С. 103-108.
  9. Рахимова Р.Ф. Толерантная среда как основа инклюзивного образования // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. // Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2019. С. 84-88.
  10.  Селигман М. Обычные семьи, особые дети. М.: Теревинф, 2013. 368 с.
  11.  Special Education Inclusion [Электронный ресурс] // Education world. Connecting educators to what works. URL: http://www.educationworld.com/a_curr/curr320.shtml (дата обращения: 21.09.2014).
  12.  Хуснутдинова М.Р. Инклюзивное образование в г. Москве: динамика информированности основных участников // Инклюзивное образование: теория и практика сборник материалов международной научно-практической конференции. М., 2016. С. 315-325.
Список литературы