Несколько лет в системе российского образования набирает популярность и востребованность некогда появившийся за рубежом во второй половине XIX века и признанный в советские годы как «легкомысленное методическое прожектерство» [1] – метод проектов. Метод проектов имеет долгую историю. Однако свое начало он берет не в 1908 г., когда в Америке Д. Снедзен впервые употребил термин «метод проектов» и даже не в 1905 г., когда группа учителей под руководством С.Т. Шацкого предприняла попытку использовать проектные методики в обучении, а скорее с американского философа и педагога Дж. Дьюи. Разработанный им метод в прагматической педагогике был направлен на организацию целесообразной деятельности детей с учетом их личных интересов. По мнению Дж. Дьюи «образование должно быстро реагировать на изменения, происходящие в окружающей среде, пребывать в постоянной реорганизации, реконструкции, трансформации» [2, с. 69]. Как пишет Пахомова Н. Ю: «Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» приобрели известность в различных странах, в том числе и в России, где использовались в школьном и вузовском обучении в 20-х годах XX века. Они хорошо были известны С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому, А.С. Макаренко и многим другим. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и для школ ФЗС, которые были построены на основе комплексов-проектов» [3, с. 6]. Авторы предлагали обучение строить на основе целесообразной деятельности ученика. Важным являлось вызвать личную заинтересованность учеников в приобретении конкретных знаний, которые могут пригодиться им в жизни, поэтому проблемы для решения были взяты из реальной жизни, однако непременным условием являлась их значимость для самого ученика. Использование собственного труда в разрешении проблемы, и публичная защита результатов этого труда носили характер проектной деятельности.
В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. Если ранее, применение проектно-деятельностного подхода осуществлялось в основном педагогами-новаторами, то сегодня весь его потенциал, возможно, раскрыть через новые универсальные компетенции Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС 3++), в основе которого лежит системно-деятельностный подход, базирующийся на основах развивающего обучения, в котором у учащегося формируется теоретическое мышление и творческие способности.
Так, например, одним из требований к результатам освоения программы специалитета в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС 3++) по специальности «Лечебное дело» у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой специалитета. Программа специалитета должна устанавливать универсальные компетенции в неразрывной связи друг с другом. Универсальные компетенции представлены в таблице.
Таблица
Наименование категории |
Код и наименование универсальной компетенции |
---|---|
Системное и критическое |
УК-1. Способен осуществлять проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
Разработка и реализация проектов |
УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла |
Командная работа и лидерство |
УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели |
Коммуникация |
УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического профессионального взаимодействия |
Межкультурное взаимодействие |
УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) |
УК-6. Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни |
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности | |
Безопасность жизнедеятельности |
УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов |
Инклюзивная компетентность |
УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах |
Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность |
УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности |
Гражданская позиция |
УК-11. Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению |
Реализация универсальной компетенции «Разработка и реализация проектов» была воплощена в учебной дисциплине цикла (раздела) гуманитарных и социально-экономических дисциплин, вариативной (по выбору) части для студентов второго курса специальности «Лечебное дело» по курсу «Методика создания студенческих проектов». Цель учебной дисциплины – формирование профессиональных компетенций студентов через проектную деятельность в образовательном процессе. Задачи: способствовать формированию умений воплощать в действительности свои идеи; ознакомить с основами проектной деятельности и показать место и значение проектирования при реализации профессиональных задач; содействие формированию гуманистической направленности личности и гуманистического характера деятельности будущего врача; формирование мотивации непрерывного профессионального саморазвития и самосовершенствования. Программа дисциплины состоит из двух разделов, включающих темы разделов:
1. Этапы проектирования
1.1. выбор темы проекта (определение проблемы исследования)
1.2. постановка целей и задач проекта
1.3. формирование творческих групп
1.4. правила сбора и анализа информации для реализации проекта
1.5. содержательная часть проекта
1.6. оформление результатов исследования проектных работ
2. Презентация и защита проектов
2.1. продвижение проекта, как необходимый элемент его реализации
2.2. защита проектных работ
Результатами освоение дидактических единиц государственного образовательного стандарта по курсу «Методика создания студенческих проектов» стало применение системного подхода обучающихся к разделам учебного плана. В рамках курса студенты представили проектные работы социального характера, акцентирующие внимание на интересующие их темы, требующие решения проблемных сторон или их совершенствования. На итоговом занятии наибольший отклик у студенческой аудитории получили такие проекты как: «Определение уровня утомляемости студентов ЧГМА в образовательном процессе», «Внедрение ТикТок платформы в учебный процесс ЧГМА», «Проблемы процесса адаптации студентов первого курса к учебному процессу в медицинском вузе», «Применение техник тайм-менеджмента в учебном процесса, как способ эффективной организации и планирования времени», «Привлечение студентов к реализации программы по сортировке мусора на территории Академгородка».
В процессе работы над проектами были применены разные методы сбора информации (анкетирование, социальный опрос, интервьюирование). В исследованиях принимали участие студенты разных курсов. Некоторые студенты результаты своих трудов опубликовали в научных периодических изданиях, тем самым реализовав общепрофессиональные компетенции, в части «Научная и организационная деятельность» в рамках ФГОС 3++.
Подводя итог, следует отметить, что «воспитательные возможности этой технологии как движущей силы развития у обучающегося коммуникативной, нравственной, правовой, интеллектуальной и информационной, экологической, художественной, экономической, трудовой, развития самостоятельности детей, умения благотворно влиять на общество» [4, с.1012] невероятно велики. Использование проектной деятельности в обучении ориентирует современных студентов на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого обучаемого.
Сегодня знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектной деятельности обусловлена тем, что она имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования, позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции, обеспечивает конкурентоспособность специалиста. Возможно, «самая насущная проблема образования в настоящий момент – это организовать и связать эти предметы так, чтобы они стали инструментами для формирования бдительных, стойких и плодотворных интеллектуальных привычек» [5].