Главная
Конференции
Наука, образование, инновации: актуальные вызовы XXI века
Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задание 9

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задание 9

Авторы:

Рудавина Ольга Алексеевна

Рубрика

Филологические науки

Ключевые слова

проверяемые
непроверяемые
чередующиеся гласные
корень слова
ударение

Аннотация статьи

В статье подобно рассматриваются актуальные формы и методы подготовки к ЕГЭ по русскому языку как один из факторов успешной сдачи Государственного экзамена. Проверяемый элемент содержания: «Правописание корней».

Текст статьи

Успешная сдача ЭГЭ по русскому языку необходима каждому школьнику, решившему получить среднее образование, поэтому очень важно тщательно готовиться к аттестации, а для этого нужно выбрать наиболее эффективные методы и формы подготовки. Среди множества заданий по орфографии это одно из самых сложных.

В этом году произошли изменения. Так выглядело задание в 2020 году.

Рис. 1. 2020 год [4]

А это вариант из Демоверсии 2021 года

Рис. 2. 2021 год [4]

Изменения сразу же бросаются в глаза. Теперь при решении задачи школьникам не нужно вставлять пропущенные буквы. Хорошо это или плохо? Здесь мнения могут разделиться. С одной стороны хорошо: не надо задумываться над правильностью написания слов. А с другой – это усложняет решение этой части теста, так как ранее сразу было видно, с какой орфограммой надо работать, а теперь её необходимо предварительно найти. Это не всегда легко, особенно если слово объёмное. Учтем ещё волнение на экзамене, некоторые нюансы, которые не учтены при составлении заданий.

Рассмотрим Демоверсию 2021 года. В тексте даны слова преподаватель, подражание, возрастной. На первый взгляд – обычные слова, но на самом деле не такие уж простые. Слово преподаватель сложное орфографически, но на него часто обращают внимание школьников, указывая на корень преподава-, а вот корни слов подражание и возрастной рассматриваются намного реже: подража-, возраст-. Часто учащиеся ошибочно считают, что корень слова возрастной –раст-. На самом же деле однокоренные слова к данному слову не так многочисленны: возраст, великовозрастный.

Что же нужно уметь для успешного выполнения данного задания? [1]

Во-первых, необходимо научиться правильно ставить ударение в словах. Забывая фонетические принципы, мы упускаем возможность безошибочного решения задания.

Во-вторых, умение видеть структуру слова и его морфемный состав поможет не ошибиться в выборе орфограммы.

В-третьих, прочные знания правил о правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, словарных слов просто необходимы. Учителю нужно постоянно работать над орфографической зоркостью каждого учащегося. Кроме всего этого, важно уметь различать все три группы указанных слов. А это не всегда получается.

С чего же мы начинаем работу над заданием 9. Есть два варианта алгоритма решения [2].

В первом сначала ставим ударение в словах, затем выделяем корни, подчёркиваем безударные гласные, определяем вид безударной гласной в корне (проверяемая, непроверяемая, чередующаяся), а затем выбираем вариант ответа в соответствии с заданием.

Второй алгоритм построен на методе исключения корней с чередующимися гласными. Сначала, как и в первом, ставится ударение, выделяются корни, выделяются безударные гласные, находятся корни с чередующимися гласными и выбирается вариант ответа в соответствии с заданием.

Алгоритм решения выбирается самостоятельно.

Необходимо напомнить учащимся, чтобы они внимательно читали задание, так как часто ошибочно, привыкнув к одному варианту решения заданий, автоматически ищут ответ на него. Например, при поиске чередующейся гласной ищут непроверяемую и так далее.

После тщательной отработки слов с проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися гласными, обязательно нужно сказать, что гласную о в безударных корнях нельзя проверять формами глаголов несовершенного вида на –ывать, -ивать:

  • опоздать – поздний (не опаздывать),
  • раскроить – кройка (не раскраивать),
  • поглощение – глотка (не проглатывать).

Привыкнув употреблять сокращённо иноязычные слова компьютер, экстремальный, игнорировать, школьники часто пытаются подобрать к ним проверочные слова, возникшие в разговорной речи: комп, экстрим, игнор. Это недопустимо! Их нет в гнезде родственных слов.

Работая над заданием, нужно быть предельно внимательными, так как существуют слова с корнями, которые похожи на чередующиеся корни, а их нужно относить к словам с проверяемыми и непроверяемыми гласными.

Примерять (платье) – примерка (проверяемая гласная).

Примирить (друзей) – мир (проверяемая гласная).

Измерять – мера (проверяемая гласная).

Потерять – потеря (проверяемая гласная).

Растеряться – растерянный (проверяемая гласная).

Потерпеть – терпит (проверяемая гласная).

Сдержать – держит (проверяемая гласная).

Приберечь – бережный (проверяемая гласная).

Пировать – пир (проверяемая гласная).

Спираль – (непроверяемая гласная).

Осложнять – сложный (проверяемая гласная).

Наслаждение – сладкий (проверяемая гласная).

Логичный – логика (проверяемая гласная).

Росистый, росинка – росы (проверяемая гласная).

Роскошный – роскошь (проверяемая гласная).

Возвращение, вращение – возврат (проверяемая гласная).

Отворить (окно) – створки (проверяемая гласная).

Отварить (картофель) – варит (проверяемая гласная).

Прозорливый – взор (проверяемая гласная).

Озорник, озорничать (непроверяемая гласная).

Важно отработать наиболее часто встречающиеся в тестах слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Их написание необходимо запомнить. Здесь обязательно обращаем внимание на «Орфографический словарик».

После полного разбора правил приступаем к решению тренировочных заданий. Важно, чтобы школьники решали все три вида заданий: нахождение группы слов с непроверяемыми гласными, проверяемыми и чередующимися.

Тренировочные упражнения [3]:

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

  • макнуть (в сметану), доложить (в тарелку), соприкасаться
  • подскочить, выгарки, уничтожить
  • озарять, преклонение, подрастать
  • вакансия, слагаемое, уравнение
  • предположение, равноденствие, самовозгорание

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится непроверяемая безударная гласная корня. Запишите номера ответов.

  • вестибюль, частота (удара), заложить (основу)
  • ростовщичество, врасти, очарование
  • презентовать, океанолог, баталия
  • инцидент, контракт, натюрморт
  • аккомпанемент, температура, гипотеза

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

  • вышколенный, копна, размягчить
  • опалить, возгораемый, гиппопотам
  • пловчиха, анаграмма, скачу
  • поклониться, каллиграфия, диссертация
  • вытесненный (из очереди), зачарованный, поласкать (щенка)

При решении тренировочных тестов обязательно ставим ударение во всех словах, делаем морфемный анализ слов. Если есть хоть малейшее сомнение, проверяем свои догадки в словарях или справочниках. Не забывайте, что только усердие и постоянные тренировки приведут вас к успеху.

Список литературы

  1. https://rustutors.ru/egeteoriya/1142-zadanie-9.html
  2. https://egevip.ru/egje-po-russkomu-jazyku-zadanie-9/
  3. https://wordroot.ru/%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82
  4. https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory

Поделиться

1231

Рудавина О. А. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задание 9 // Наука, образование, инновации: актуальные вызовы XXI века : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 авг. 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 66-70. URL: https://apni.ru/article/2795-sistema-podgotovki-k-ege-po-russkomu-yaziku

Другие статьи из раздела «Филологические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#17 (199)

Прием материалов

20 апреля - 26 апреля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 мая