Успешная сдача ЭГЭ по русскому языку необходима каждому школьнику, решившему получить среднее образование, поэтому очень важно тщательно готовиться к аттестации, а для этого нужно выбрать наиболее эффективные методы и формы подготовки. Среди множества заданий по орфографии это одно из самых сложных.
В этом году произошли изменения. Так выглядело задание в 2020 году.
Рис. 1. 2020 год [4]
А это вариант из Демоверсии 2021 года
Рис. 2. 2021 год [4]
Изменения сразу же бросаются в глаза. Теперь при решении задачи школьникам не нужно вставлять пропущенные буквы. Хорошо это или плохо? Здесь мнения могут разделиться. С одной стороны хорошо: не надо задумываться над правильностью написания слов. А с другой – это усложняет решение этой части теста, так как ранее сразу было видно, с какой орфограммой надо работать, а теперь её необходимо предварительно найти. Это не всегда легко, особенно если слово объёмное. Учтем ещё волнение на экзамене, некоторые нюансы, которые не учтены при составлении заданий.
Рассмотрим Демоверсию 2021 года. В тексте даны слова преподаватель, подражание, возрастной. На первый взгляд – обычные слова, но на самом деле не такие уж простые. Слово преподаватель сложное орфографически, но на него часто обращают внимание школьников, указывая на корень преподава-, а вот корни слов подражание и возрастной рассматриваются намного реже: подража-, возраст-. Часто учащиеся ошибочно считают, что корень слова возрастной –раст-. На самом же деле однокоренные слова к данному слову не так многочисленны: возраст, великовозрастный.
Что же нужно уметь для успешного выполнения данного задания? [1]
Во-первых, необходимо научиться правильно ставить ударение в словах. Забывая фонетические принципы, мы упускаем возможность безошибочного решения задания.
Во-вторых, умение видеть структуру слова и его морфемный состав поможет не ошибиться в выборе орфограммы.
В-третьих, прочные знания правил о правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, словарных слов просто необходимы. Учителю нужно постоянно работать над орфографической зоркостью каждого учащегося. Кроме всего этого, важно уметь различать все три группы указанных слов. А это не всегда получается.
С чего же мы начинаем работу над заданием 9. Есть два варианта алгоритма решения [2].
В первом сначала ставим ударение в словах, затем выделяем корни, подчёркиваем безударные гласные, определяем вид безударной гласной в корне (проверяемая, непроверяемая, чередующаяся), а затем выбираем вариант ответа в соответствии с заданием.
Второй алгоритм построен на методе исключения корней с чередующимися гласными. Сначала, как и в первом, ставится ударение, выделяются корни, выделяются безударные гласные, находятся корни с чередующимися гласными и выбирается вариант ответа в соответствии с заданием.
Алгоритм решения выбирается самостоятельно.
Необходимо напомнить учащимся, чтобы они внимательно читали задание, так как часто ошибочно, привыкнув к одному варианту решения заданий, автоматически ищут ответ на него. Например, при поиске чередующейся гласной ищут непроверяемую и так далее.
После тщательной отработки слов с проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися гласными, обязательно нужно сказать, что гласную о в безударных корнях нельзя проверять формами глаголов несовершенного вида на –ывать, -ивать:
- опоздать – поздний (не опаздывать),
- раскроить – кройка (не раскраивать),
- поглощение – глотка (не проглатывать).
Привыкнув употреблять сокращённо иноязычные слова компьютер, экстремальный, игнорировать, школьники часто пытаются подобрать к ним проверочные слова, возникшие в разговорной речи: комп, экстрим, игнор. Это недопустимо! Их нет в гнезде родственных слов.
Работая над заданием, нужно быть предельно внимательными, так как существуют слова с корнями, которые похожи на чередующиеся корни, а их нужно относить к словам с проверяемыми и непроверяемыми гласными.
Примерять (платье) – примерка (проверяемая гласная).
Примирить (друзей) – мир (проверяемая гласная).
Измерять – мера (проверяемая гласная).
Потерять – потеря (проверяемая гласная).
Растеряться – растерянный (проверяемая гласная).
Потерпеть – терпит (проверяемая гласная).
Сдержать – держит (проверяемая гласная).
Приберечь – бережный (проверяемая гласная).
Пировать – пир (проверяемая гласная).
Спираль – (непроверяемая гласная).
Осложнять – сложный (проверяемая гласная).
Наслаждение – сладкий (проверяемая гласная).
Логичный – логика (проверяемая гласная).
Росистый, росинка – росы (проверяемая гласная).
Роскошный – роскошь (проверяемая гласная).
Возвращение, вращение – возврат (проверяемая гласная).
Отворить (окно) – створки (проверяемая гласная).
Отварить (картофель) – варит (проверяемая гласная).
Прозорливый – взор (проверяемая гласная).
Озорник, озорничать (непроверяемая гласная).
Важно отработать наиболее часто встречающиеся в тестах слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Их написание необходимо запомнить. Здесь обязательно обращаем внимание на «Орфографический словарик».
После полного разбора правил приступаем к решению тренировочных заданий. Важно, чтобы школьники решали все три вида заданий: нахождение группы слов с непроверяемыми гласными, проверяемыми и чередующимися.
Тренировочные упражнения [3]:
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
- макнуть (в сметану), доложить (в тарелку), соприкасаться
- подскочить, выгарки, уничтожить
- озарять, преклонение, подрастать
- вакансия, слагаемое, уравнение
- предположение, равноденствие, самовозгорание
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится непроверяемая безударная гласная корня. Запишите номера ответов.
- вестибюль, частота (удара), заложить (основу)
- ростовщичество, врасти, очарование
- презентовать, океанолог, баталия
- инцидент, контракт, натюрморт
- аккомпанемент, температура, гипотеза
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
- вышколенный, копна, размягчить
- опалить, возгораемый, гиппопотам
- пловчиха, анаграмма, скачу
- поклониться, каллиграфия, диссертация
- вытесненный (из очереди), зачарованный, поласкать (щенка)
При решении тренировочных тестов обязательно ставим ударение во всех словах, делаем морфемный анализ слов. Если есть хоть малейшее сомнение, проверяем свои догадки в словарях или справочниках. Не забывайте, что только усердие и постоянные тренировки приведут вас к успеху.