Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задание 9

В статье подобно рассматриваются актуальные формы и методы подготовки к ЕГЭ по русскому языку как один из факторов успешной сдачи Государственного экзамена. Проверяемый элемент содержания: «Правописание корней».

Аннотация статьи
проверяемые
непроверяемые
чередующиеся гласные
корень слова
ударение
Ключевые слова

Успешная сдача ЭГЭ по русскому языку необходима каждому школьнику, решившему получить среднее образование, поэтому очень важно тщательно готовиться к аттестации, а для этого нужно выбрать наиболее эффективные методы и формы подготовки. Среди множества заданий по орфографии это одно из самых сложных.

В этом году произошли изменения. Так выглядело задание в 2020 году.

Рис. 1. 2020 год [4]

А это вариант из Демоверсии 2021 года

Рис. 2. 2021 год [4]

Изменения сразу же бросаются в глаза. Теперь при решении задачи школьникам не нужно вставлять пропущенные буквы. Хорошо это или плохо? Здесь мнения могут разделиться. С одной стороны хорошо: не надо задумываться над правильностью написания слов. А с другой – это усложняет решение этой части теста, так как ранее сразу было видно, с какой орфограммой надо работать, а теперь её необходимо предварительно найти. Это не всегда легко, особенно если слово объёмное. Учтем ещё волнение на экзамене, некоторые нюансы, которые не учтены при составлении заданий.

Рассмотрим Демоверсию 2021 года. В тексте даны слова преподаватель, подражание, возрастной. На первый взгляд – обычные слова, но на самом деле не такие уж простые. Слово преподаватель сложное орфографически, но на него часто обращают внимание школьников, указывая на корень преподава-, а вот корни слов подражание и возрастной рассматриваются намного реже: подража-, возраст-. Часто учащиеся ошибочно считают, что корень слова возрастной –раст-. На самом же деле однокоренные слова к данному слову не так многочисленны: возраст, великовозрастный.

Что же нужно уметь для успешного выполнения данного задания? [1]

Во-первых, необходимо научиться правильно ставить ударение в словах. Забывая фонетические принципы, мы упускаем возможность безошибочного решения задания.

Во-вторых, умение видеть структуру слова и его морфемный состав поможет не ошибиться в выборе орфограммы.

В-третьих, прочные знания правил о правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, словарных слов просто необходимы. Учителю нужно постоянно работать над орфографической зоркостью каждого учащегося. Кроме всего этого, важно уметь различать все три группы указанных слов. А это не всегда получается.

С чего же мы начинаем работу над заданием 9. Есть два варианта алгоритма решения [2].

В первом сначала ставим ударение в словах, затем выделяем корни, подчёркиваем безударные гласные, определяем вид безударной гласной в корне (проверяемая, непроверяемая, чередующаяся), а затем выбираем вариант ответа в соответствии с заданием.

Второй алгоритм построен на методе исключения корней с чередующимися гласными. Сначала, как и в первом, ставится ударение, выделяются корни, выделяются безударные гласные, находятся корни с чередующимися гласными и выбирается вариант ответа в соответствии с заданием.

Алгоритм решения выбирается самостоятельно.

Необходимо напомнить учащимся, чтобы они внимательно читали задание, так как часто ошибочно, привыкнув к одному варианту решения заданий, автоматически ищут ответ на него. Например, при поиске чередующейся гласной ищут непроверяемую и так далее.

После тщательной отработки слов с проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися гласными, обязательно нужно сказать, что гласную о в безударных корнях нельзя проверять формами глаголов несовершенного вида на –ывать, -ивать:

  • опоздать – поздний (не опаздывать),
  • раскроить – кройка (не раскраивать),
  • поглощение – глотка (не проглатывать).

Привыкнув употреблять сокращённо иноязычные слова компьютер, экстремальный, игнорировать, школьники часто пытаются подобрать к ним проверочные слова, возникшие в разговорной речи: комп, экстрим, игнор. Это недопустимо! Их нет в гнезде родственных слов.

Работая над заданием, нужно быть предельно внимательными, так как существуют слова с корнями, которые похожи на чередующиеся корни, а их нужно относить к словам с проверяемыми и непроверяемыми гласными.

Примерять (платье) – примерка (проверяемая гласная).

Примирить (друзей) – мир (проверяемая гласная).

Измерять – мера (проверяемая гласная).

Потерять – потеря (проверяемая гласная).

Растеряться – растерянный (проверяемая гласная).

Потерпеть – терпит (проверяемая гласная).

Сдержать – держит (проверяемая гласная).

Приберечь – бережный (проверяемая гласная).

Пировать – пир (проверяемая гласная).

Спираль – (непроверяемая гласная).

Осложнять – сложный (проверяемая гласная).

Наслаждение – сладкий (проверяемая гласная).

Логичный – логика (проверяемая гласная).

Росистый, росинка – росы (проверяемая гласная).

Роскошный – роскошь (проверяемая гласная).

Возвращение, вращение – возврат (проверяемая гласная).

Отворить (окно) – створки (проверяемая гласная).

Отварить (картофель) – варит (проверяемая гласная).

Прозорливый – взор (проверяемая гласная).

Озорник, озорничать (непроверяемая гласная).

Важно отработать наиболее часто встречающиеся в тестах слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Их написание необходимо запомнить. Здесь обязательно обращаем внимание на «Орфографический словарик».

После полного разбора правил приступаем к решению тренировочных заданий. Важно, чтобы школьники решали все три вида заданий: нахождение группы слов с непроверяемыми гласными, проверяемыми и чередующимися.

Тренировочные упражнения [3]:

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

  • макнуть (в сметану), доложить (в тарелку), соприкасаться
  • подскочить, выгарки, уничтожить
  • озарять, преклонение, подрастать
  • вакансия, слагаемое, уравнение
  • предположение, равноденствие, самовозгорание

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится непроверяемая безударная гласная корня. Запишите номера ответов.

  • вестибюль, частота (удара), заложить (основу)
  • ростовщичество, врасти, очарование
  • презентовать, океанолог, баталия
  • инцидент, контракт, натюрморт
  • аккомпанемент, температура, гипотеза

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

  • вышколенный, копна, размягчить
  • опалить, возгораемый, гиппопотам
  • пловчиха, анаграмма, скачу
  • поклониться, каллиграфия, диссертация
  • вытесненный (из очереди), зачарованный, поласкать (щенка)

При решении тренировочных тестов обязательно ставим ударение во всех словах, делаем морфемный анализ слов. Если есть хоть малейшее сомнение, проверяем свои догадки в словарях или справочниках. Не забывайте, что только усердие и постоянные тренировки приведут вас к успеху.

Текст статьи
  1. https://rustutors.ru/egeteoriya/1142-zadanie-9.html
  2. https://egevip.ru/egje-po-russkomu-jazyku-zadanie-9/
  3. https://wordroot.ru/%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82
  4. https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября