Главная
АИ #32 (59)
Статьи журнала АИ #32 (59)
Обзор развития военно-политического и военно-экономического потенциала Республик...

Обзор развития военно-политического и военно-экономического потенциала Республики Ангола в сфере материально-технического обеспечения мероприятий боевой и физической подготовки ее вооруженных сил

Рубрика

Военное дело

Ключевые слова

военно-политический и военно-экономический потенциал Республики Ангола
материально-техническое обеспечение мероприятий боевой и физической подготовки войск (сил)
сотрудничество с международными кредитными организациями
привлечение кредитов и инвестиций в основные секторы экономики
свободное обращение национальной валюты и открытие рынков для конкуренции

Аннотация статьи

В данной статье, проведен обзор военно-экономического и военно-политического потенциала республики Ангола в сфере материально-технического обеспечения мероприятий боевой и физической подготовки войск (сил), а также проанализированы основные показатели экономического развития страны по данному направлению.

Текст статьи

Республика Ангола – государство в юго-западной части Африки. Граничит на северо-востоке с Республикой Конго, на востоке – с Замбией, на юге – с Намибией. Провинцию Кабинда отделяет от остальной части страны узкая полоса территории Демократической Республики Конго (ДРК, бывший Заир). Западная часть омывается водами Атлантического океана.

Столица Анголы – Луанда. Общая площадь страны – 1,2 млн кв. км, длина береговой линии – около 1,6 тыс. км. Население Анголы составляет 24,4 млн человек.

В конце XV в. ангольское побережье было колонизировано Португалией. Главным источником обогащения колонизаторов стала работорговля, которая велась до середины XIX в., пока не был введен соответствующий запрет. В основном рабы отправлялись в Бразилию для работ на плантациях кофе, каучука и сахара.

Окончательные границы Анголы были определены рядом соглашений о разделе территорий в бассейне реки Конго между Англией, Бельгией, Германией, Францией и Португалией в 1884–1891 гг. [1].

После предоставления Анголе в 1951 г. статуса португальской «заморской провинции» в колонии формируется современная экономика. Ангола стала одним из крупнейших мировых поставщиков кофе, началось интенсивное развитие добывающей промышленности (алмазов, нефти, марганцевых и железных руд).

В 1960-х гг. на фоне промышленного роста резко усилилась антиколониальная борьба. Ее возглавили «Народное движение за освобождение Анголы» (Movimento Popular de Libertaçao de Angola – MPLA), «Национальный фронт освобождения Анголы» (Frente Nacional da Libertação de Angola – FNLA) и «Национальный союз за полную независимость Анголы» (União Nacional para a Independência Total de Angola – UNITA). В 1974 г. Португалия предоставила Анголе независимость, а в 1975 г. лидеры MPLA, FNLA и UNITA договорились о создании коалиционного переходного правительства. Тогда же была принята конституция и определена дата провозглашения независимости Анголы – 11 ноября 1975 г. [2].

Однако сформировать переходное правительство не удалось – антиколониальные движения начали гражданскую войну, и центральная власть в Анголе перешла к «промарксистской» MPLA, пользовавшейся поддержкой СССР и Кубы. В 1990 г. MPLA удалось одержать верх, ее лидер Жозе Эдуарду душ Сантуш (José Eduardo dos Santos) был официально признан президентом, в 1991 г. движение объявило о начале демократических реформ. Однако ввиду непризнания со стороны UNITA результатов выборов 1992 г., на которых победила MPLA, гражданская война вскоре возобновилась и закончилась только в 2002 г. после смерти лидера UNITA Жонаса Савимби (FNLA потеряла влияние в 1980-е гг.). В результате войны погибли 1,5 млн человек, более 4 млн стали беженцами.

Победившая MPLA вновь приступила к демократическим преобразованиям. Движение UNITA превратилось в политическую партию, ее члены допущены в органы государственного управления и силовые структуры. В сентябре 2008 г. впервые за последние 16 лет были проведены выборы в парламент, на которых с большим преимуществом победила правящая партия, получившая 191 место из 220 (UNITA досталось лишь 16 мест). В августе 2012 г. состоялись новые выборы, в которых МПЛА вновь одержала уверенную победу (175 мест в парламенте из 220) [3].

Ангола – президентская республика. Глава государства – президент, избирается на основе всенародного голосования на пять лет, с правом быть переизбранным еще на три срока. Президент назначает губернаторов провинций и формирует правительство. Он же является главнокомандующим ангольской армии. С сентября 2017 г. президентский пост занимает Жуан Гонсалвес Лоуренсу, возглавивший MPLA после смерти основателя движения Агоштиньу Нету. В свое время бывший президент Жозе Эдуарду Душ Сантуш окончил Азербайджанский институт нефти и химии (ныне Азербайджанская государственная нефтяная академия). Однако по своей специальности он никогда не работал, еще в институте он возглавил состоящую из студентов-соотечественников ячейку борцов за независимость, и всю оставшуюся жизнь посвятил политике. Жозе Эдуарду душ Сантуш свободно владеет русским языком. Дочь президента Изабель душ Сантуш в начале 2013 г. получила гражданство России [4].

Законодательная власть представлена однопалатным парламентом – Национальной ассамблеей. Ее 220 депутатов избираются на четырехлетний срок прямым голосованием по системе пропорционального представительства (130 – по общенациональному списку, и еще по пять депутатов от каждой из 18 провинций).

В республике формально сложилась многопартийная система, в рамках которой действует более 100 политических партий и организаций. Наиболее влиятельными из них традиционно являются MPLA (правящая партия) и UNITA. Однако MPLA является фактически «партией власти», контролируя практически весь госаппарат.

После окончания гражданской войны Ангола приступила к восстановлению разрушенного хозяйства. В 2002 г. была принята долгосрочная экономическая программа, предполагающая широкий спектр мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры, восстановление и модернизацию промышленности, в первую очередь нефте- и горнодобывающей. Резкое снижение военных расходов, наличие больших запасов полезных ископаемых и доступ к существенным иностранным инвестициям, ставшим возможными благодаря нормализации политической ситуации, – все это позволило Анголе в короткие сроки добиться существенных успехов. На протяжении трех лет с 2005 по 2008 гг. ежегодный прирост ВВП страны составлял около 20%, что делало Анголу лидером экономического роста среди стран Африки (см. таблицу 1) [5]. Однако по мере стабилизации цены на нефть и ее последующего падения, темпы роста ангольской экономики снизились до уровня 3-5% в последние годы. Снизившиеся темпы прироста экономики вкупе с высокими темпами роста населения (население Анголы увеличилось почти в два раза с 12,5 до 24,3 млн человек за шесть лет с 2014 г. по 2020 г.) оставляют страну в числе относительно бедных развивающихся без особых надежд покинуть этот список. По среднедушевому показателю ВВП (номинальному, по данным Всемирного банка) Ангола занимает 95-е место в мире (рядом с такими странами, как Таиланд, Намибия, Эквадор).

Ключевой проблемой Анголы и ангольской экономики остается неравенство в доходах населения. Небольшая экономическая и политическая верхушка (несколько тысяч человек) аккумулирует большую часть прибылей страны от экспорта нефти и алмазов, при этом подавляющая часть населения остается далеко за чертой бедности. Результатом является сохраняющаяся общая отсталость страны – по индексу развития человеческого потенциала Ангола находится на 149 месте в мире, между Свазилендом и Мьянмой [6].

Таблица 1

Основные показатели экономического развития Анголы в период 2014-2020 гг.

Показатель

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

ВВП в текущих ценах, млрд долл.

84,2

75,5

82,5

104,1

115,3

124,2

131,4

ВВП на душу населения, долл., по паритету покупательной способности

5720

6200

6230

6430

6560

7000

7150

Прирост ВВП, %

14

2

3

4

5

7

4

Инфляция, дефлятор ВВП, %

12,4

13,7

14,5

13,5

10,3

8,8

4

Экспорт, % ВВП

78,1

55,1

62,4

65

59,5

55

59

Импорт, % ВВП

51,2

55,4

42,9

43,3

41,8

40,9

42

Основой экономики Анголы является сектор нефтедобычи. Впервые нефть в Анголе начали добывать еще в колониальный период. С провозглашением независимости все нефтедобывающие мощности были национализированы и объединены в рамках государственной компании Sonangol. Доходы от нефти, пожалуй, стали решающим фактором, позволившим MPLA одержать победу в затяжной гражданской войне.

В период с 2002 г. по 2008 г. Ангола демонстрировала стремительный рост объемов добычи нефти, чему способствовал ряд факторов. Рост мировых цен на нефть, а также прекращение боевых действий и стабилизация политической ситуации сделали нефтедобывающий сектор Анголы чрезвычайно привлекательным для западных инвестиций. Вместе с ними страна получила доступ к передовым технологиям, в первую очередь технологии добычи нефти с глубоководной части шельфа, где сосредоточена основная часть запасов Анголы [7]. Важным фактором также стали активные геологоразведочные работы, проводимые западными специалистами. В результате за пять лет с 2002 г. по 2007 г. объем нефтедобычи вырос с 894 тыс. почти до 2 млн баррелей в сутки, а объем подтвержденных запасов нефти – с 5,5 до 9 млрд баррелей (по состоянию на конец 202 г.).

В апреле 2008 г. Ангола вышла на первое место по объему экспорта нефти среди стран Африки. В декабре 2006 г. Ангола была принята в ОПЕК. Национальным монополистом в сфере добычи углеводородного сырья остается компания Sonangol, превратившаяся в огромный конгломерат и располагающая дочерними предприятиями практически во всех отраслях. По оценкам экспертов, до 85% ВВП страны производится на предприятиях, непосредственно принадлежащих к нефтяному сектору или обслуживающих его (то есть так или иначе контролируемых Sonangol). Еще более стремительными темпами развивалась газодобыча. С 2004 по 2006 гг. она выросла с 760 млн до 8 млрд куб. м, а объем подтвержденных запасов газа за один 2007 г. – с 50 до 270 млрд куб. м [8].

Однако начиная с 2008 г. в развитии нефтегазодобывающей отрасли Анголы наблюдается стагнация. Среднедневной объем добычи нефти сначала стабилизировался на отметке 2 млрд баррелей в сутки, а затем постепенно просел до нынешних 1,8 млрд баррелей в сутки. Причины прекращения роста нефтедобычи в стране главным образом технические и инфраструктурные. По мере падения объемов добычи на старых месторождениях Анголы стоит вопрос об освоении новых, однако большинство наиболее перспективных нефтяных полей лежит в шельфовой зоне страны, и их освоение требует технологической помощи западных компаний и больших инвестиций. При этом потенциальные инвесторы отдают себе отчет в том, что вероятность резкой дестабилизации обстановки в стране в случае отставки или смерти президента Душ Сантуша (ему уже 73 года) весьма велика и может грозить им потерей инвестиций. Кроме того, дальнейшему росту нефтедобычи препятствуют общее низкое развитие инфраструктуры в стране – отсутствие современных нефтехранилищ, недостаток портовых мощностей и т.п. [9].

Второй отраслью экономики, является добыча алмазов. С 2002 по 2006 гг. объем добычи алмазов вырос с 5 млн. до более 9 млн. каратов в год. Однако затем, как и в случае с нефтедобычей, алмазодобывающую отрасль постигла сначала стагнация, потом –  медленная рецессия. В последние годы объем добычи стабилизировался на уровне 8,3 млн каратов в год. В результате на второе место после нефти в структуре экспорта вышло строительство кораблей.

В отличие от консолидированной нефтегазодобывающей отрасли, добыча алмазов находится в руках большого количества мелких и средних предприятий – как ангольских, так и совместных. Значительная ее часть остается в руках теневых структур. Такая ситуация вызвана тем, что важнейшие алмазоносные поля приходятся на территории, длительное время контролировавшиеся повстанцами. Сейчас правительство принимает меры по наведению порядка в отрасли. Как и нефтяной сектор Анголы, алмазодобыча привлекает существенные объемы иностранных инвестиций. Значительную активность проявляет Индия, стремящаяся создать цепь по прямому импорту необработанных ангольских алмазов для огранки на индийских предприятиях. Однако крупнейшее месторождение Анголы – четвертая в мире по размерам кимберлитовая трубка Катока (провинция Лунда Сул) – разрабатывается горнорудным обществом «Катока». Это совместное предприятие, доли в котором принадлежат Национальному алмазодобывающему предприятию Анголы ENDIAMA E.P. – 32,8%; российской компании АЛРОСА – 32,8%; международному холдингу LL International Holding B.V. (принадлежащему China-SONAGOL International Holding Ltd.) – 18,0% и бразильской Odebrecht Mining Services Inc. – 16,4% [10].

В целом же Ангола остается одной из наименее развитых стран третьего мира. По основным параметрам экономического развития – душевому производству ВВП, уровню промышленного производства, развития сферы услуг – страна даже в Африке находится на последних местах. Помимо нефти, газа и алмазов страна располагает обширными запасами железной руды, золота, бокситов, меди, цинка, редкоземельных металлов и сырья для атомной энергетики, однако добыча этих полезных ископаемых не имеет большого значения. Лишь в последние годы начинает восстанавливаться функционировавшая еще в колониальный период металлургическая промышленность. Отрасли, не связанные с добычей полезных ископаемых, развиты крайне слабо [11].

Важной проблемой экономики Анголы является разрушенная войной инфраструктура. В плане ее развития большие надежды правительство Анголы возлагает на зарубежные кредиты. Здесь следует отметить крупные кредиты КНР, которые являются частью глобальной стратегии Китая на расширение своего экономического присутствия в Африке.

Привлечение кредитов и инвестиций в секторы экономики за пределами нефте- и газодобычи, а также финансирование внешнего долга представляют для Анголы огромную сложность. В 1990–2000-х гг. важнейшим источником финансовой помощи являлись Международный валютный фонд и Всемирный банк. Страна проводила модернизацию экономики по стандартному рецепту МВФ, предполагающему отпуск цен, свободное обращение национальной валюты и открытие рынков для конкуренции [12]. Главным препятствием для сотрудничества с международными кредитными организациями стало их требование транспарентности финансовых потоков от нефтедобычи и налоговой прозрачности государственных предприятий. В начале 2007 г. Ангола заявила, что готова обойтись без финансовой помощи МВФ. В значительной степени отказ от помощи МВФ стал возможен благодаря получению кредитов со стороны КНР.

Важной проблемой страны также остается обеспечение продовольствием. Несмотря на то, что в сельском хозяйстве занято до 85% экономически активного населения, Ангола обеспечивает себя продовольствием лишь на 26%. Причиной этого является чрезвычайно низкий уровень развития сельского хозяйства, к тому же в значительной степени подорванного гражданской войной. Кроме того, большие площади пригодных для растениеводства земель заняты экспортными культурами – кофе, сизалем и хлопком. Животноводство в стране за три последних десятилетия было практически уничтожено из-за постоянных эпидемий [13]. Несмотря на растущие доходы от экспорта углеводородов, страна является постоянным реципиентом продовольственной помощи, осуществляемой международными и частными благотворительными организациями. Тяжелое экономическое положение создает почву для многочисленных социальных проблем. Свыше 80% населения Анголы находится за чертой бедности. Безработица, по неофициальным данным, охватывает свыше 50% населения [14].

Безусловно, новым вызовом для ангольской экономики станет мировой кризис и в первую очередь падение цен на нефть. Динамика цен на нефть в ближайшее время в значительной степени определит перспективы модернизации Анголы в обозримом будущем.

Несмотря на разоружение и интеграцию UNITA в мирную жизнь, со стороны отдельных членов организации продолжает исходить угроза стабильности республики. Эти люди имеют значительные финансовые ресурсы, обладают большим опытом в контрабанде оружия и алмазов и имеют широкие связи в криминальных кругах по всей Африке. По оценкам экспертов ООН, несмотря на международные санкции, за последние годы доходы UNITA от продажи алмазов превысили 4 млрд долл. На эти деньги закупалось все необходимое, в том числе современное тяжелое вооружение. В докладе ООН в марте 2000 г. указывалось, что ВВТ поставлялись UNITA из ряда европейских стран при посредничестве африканских государств [15]. Значительное количество этого оружия остается на руках населения республики, в том числе бывших боевиков UNITA, и власти страны вынуждены принимать меры по его изъятию.

Вторую по значимости угрозу для стабильности республики представляет сепаратистское движение в провинции Кабинда, которое также находит поддержку в соседних странах. Провинция с населением около 600 тыс. человек и территорией 7 тыс. кв. км отделена от Анголы полосой шириною в 60 км территории ДРК (Киншаса) и граничит на севере и северо-востоке с Республикой Конго (Браззавиль). В основе конфликта лежат разведанные на территории Кабинды еще португальцами большие запасы нефти. В 2006 г. после длительной борьбы между правительством и сепаратистами было достигнуто соглашение о прекращении огня. Луанда сохраняет небольшой контингент своих войск в анклаве для контроля над ситуацией [16].

Во время гражданской войны военный бюджет Анголы съедал ежегодно четверть, затем треть, а в 1986 г. даже более 40% общего государственного бюджета. В начале 2000-х гг. он был резко сокращен и несколько лет не превышал 500 млн долл., однако уже с 2004 г., вслед за темпами экономического роста, военный бюджет Анголы вновь стал быстро увеличиваться. Сегодня он превосходит военные бюджеты всех других стран Тропической Африки.

Таблица 2

Военный бюджет Анголы в 2015–2020 гг.

Показатель

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Военный бюджет, млн долл. в текущих ценах

3311

3501

3647

4145

6095

6841

Доля военного бюджета в ВВП, %

4,3

4,2

3,5

3,6

4,8

5,16

Таким образом, длительно шедшая гражданская война в Анголе породила массы беженцев в приграничных районах. Проводимая Луандой программа репатриации беженцев вызывает напряжение на границе. Необходимо отметить, что в последние годы в Анголу также наблюдается приток беженцев из северной и центральной Африки, исповедующих ислам. С ними уже возникают трения у преимущественно христианского населения Анголы.

Серьезные проблемы для правительства Анголы создает нелегальное трансграничное перемещение наркотиков, драгоценных минералов, металлов и оружия. Ангола вынуждена периодически высылать многочисленных беженцев из ДРК, Конго, Намибии и Замбии, нелегально пересекающих границу республики и занимающихся преступным бизнесом, прежде всего контрабандой алмазов. Подобные меры периодически омрачают двусторонние отношения с соседними государствами Африканского континента.

Список литературы

  1. Предварительные результаты переписи населения 2014 г. Национальный институт статистики Анголы. http://www.ine.gov.ao/xportal/xmain?xpid=ine.
  2. Блинова Н.П., Янович К.В. Прогнозирование остаточного ресурса оборудования. Наука и военная безопасность. 2019. № 1 (16). С. 83-88.
  3. Подробнее об этом конфликте см. Степанов В. Война в Анголе: упущенные возможности // Экспорт вооружений, 2006, №6.
  4. Кащеев Р.Л., Прокофьев В.Е., Янович К.В. Инновационное решение получения электрической энергии из твердых коммунальных отходов. Военный инженер. 2020. № 4 (18). С. 24-30.
  5. Корнилова А.А., Янович К.В., Пашкин С.Б., Хромов В.В. Об обитаемости военных объектов и техники. В сборнике: Актуальные вопросы перспективных направлений развития вооружения и военной техники. Сборник научных трудов кафедры Применения автомобильных подразделений. Санкт-Петербург, 2019. С. 113-116.
  6. EIA –International Energy Annual 2008 (www.eia.doe.gov).
  7. Africa: India Unveils New Plan for Partners on Continent // Business Daily, 08.04.2008.
  8. Левченко Г.Н., Зайцев О.С., Руденко А.Е., Прокофьев В.Е., Новиков Р.С., Янович К.В. Научно-методические подходы к повышению эффективности материально-технического обеспечения физической культуры и спорта. Курск, 2020.
  9. Ангола заявила, что готова обойтись без финансовой помощи МВФ с его условиями // Прайм-ТАСС, 14.03.2007.
  10. Analysis of the Food Safety Situation in Angola // Food & Agriculture Organization of UN, 2007.
  11. Human Development Report 2014 // United Nations Development Programme.
  12. Jane’s World Insurgency & Terrorism, 09.02.2005.
  13. Веб-страница www.pwgs.org/archive/2001/06/13-06-2001.htm.
  14. Angola, Souhtern Africa // Jane’s Sentinel, Issue 20, 2006, рр. 31-32; Angola // Wikipedia (en.wikipedia.org/wiki/Angola/).
  15. Янович К.В., Корнилова А.А., Алексеева Н.А., Дмитриев Г.В., Серговенцев А.А. Характеристика состояния здоровья военнослужащих, проходящих службу в экстремальных условиях деятельности. Современные проблемы науки и образования. 20 № 2-1. С. 5.
  16. Якшин А.С., Балакерская Г.Г., Янович К.В., Прокофьев В.Е. Применение сценарного подхода при имитационном моделировании процессов материально-технического обеспечения в условиях дефицита времени. Наука и военная безопасность. 2020. № 1 (20). С. 101-106.

Поделиться

1434

Левченко Г. Н., Чернышев В. О., Гарцев А. В. Обзор развития военно-политического и военно-экономического потенциала Республики Ангола в сфере материально-технического обеспечения мероприятий боевой и физической подготовки ее вооруженных сил // Актуальные исследования. 2021. №32 (59). С. 17-23. URL: https://apni.ru/article/2796-obzor-razvitiya-voenno-politicheskogo-i-voen

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января