Деятельность специалиста по эксплуатации и содержанию объектов учебно-материальной базы представлена взаимодействием с учебно-тренировочными средствами, а также созданием условий по их сохранению и ремонту. К учебно-тренировочным средствам относятся:
- учебно-тренировочные комплексы;
- комплексные и индивидуальные тренажеры;
- учебные (учебно-боевые) агрегаты, машины и системы ВВТ (комплексы);
- технические средства обучения (обучающие устройства, компьютеры, аудио-видеоаппаратура и тому подобное) [4].
По форме использования учебно-тренировочные средства, тренажеры, учебное имущество бывают стационарными и мобильными (переносными).
Размещение учебных объектов должно производиться с учетом требований безопасности при организации и проведении занятий (учений), а также обеспечивать автономность их использования. Приказом командира воинской части все объекты УМБ на учебный год закрепляются за подразделениями [1].
Совершенствование (развитие) УМБ – это система мер, направленных на приведение ее в соответствие уровню и техническим возможностям применяемых образцов вооружения и военной техники, а также требованиям руководящих документов, регламентирующих физическую подготовку войск. Оно включает создание объектов, расчет и потребности строительства новых объектов, реконструкцию, расширение, текущий и капитальный ремонты существующих учебных объектов, оснащение и оборудование их новыми образцами учебно-тренировочных средств и оборудования, внедрение изобретений и рационализаторских предложений [2].
Основной объем работ по подготовке УМБ, как правило, проводится в подготовительный период. Для этого в соответствии с решением командира воинской части о закреплении объектов УМБ и планируемым объемом работ назначаются старшие по проведению работ на объекте, определяется объем работ и сроки их проведения, состав подразделений (команд), материальное обеспечение, выделение техники и порядок проверки готовности объекта. Старший на объекте составляет план проведения работ и утверждает его у командира воинской части.
В течение периода обучения проводится подготовка учебного объекта к занятию, его обслуживание в процессе эксплуатации и после проведения занятия, по мере необходимости проводятся восстановительные работы в парково-хозяйственные дни. Контроль готовности учебных объектов (полей) к началу учебного периода (года) проводится группами контроля, в состав которых назначаются заместители командира, начальники родов войск и служб, офицеры управления и штаба воинской части [3].
Порядок подготовки учебных объектов (полей) к занятиям, эксплуатации, восстановления, приема у начальника объекта (полигона) и сдачи по окончании занятий определяется соответствующими руководящими документами и конкретизируется указаниями (инструкциями) командира воинской части.
Для создания новой и совершенствования существующей УМБ в воинских частях организуется изобретательская и рационализаторская работа. Она планируется и проводится в соответствии с требованиями приказов и Положения об изобретательской и рационализаторской работе во внутренних войсках [5].
В воинской части разрабатываются тематические планы и план мероприятий по изобретательской и рационализаторской работе на год. На их основе определяется потребность в денежных и материальных средствах на внедрение изобретений и рационализаторских предложений по совершенствованию УМБ.
Тематика изобретательской и рационализаторской деятельности по совершенствованию УМБ определяется на основе опыта, выводов и перспектив боевой подготовки войск. Для обобщения и внедрения передового опыта, изобретений и рационализаторских предложений по совершенствованию УМБ комиссиями воинских частей по изобретательству составляются отчеты об итогах изобретательской и рационализаторской работы.
Строительство учебно-материальной базы по физической подготовке осуществляется в воинской части в соответствии с установленным в НФП и приказе Министра обороны Российской Федерации [6].
Количество спортивных сооружений и мест для занятий определяются в зависимости от их пропускной способности, численности личного состава, особенностей боевого обучения и боевого предназначения воинской части, условий размещения подразделений, местных условий, наличия материальных, финансовых и людских ресурсов, количества спортивных команд и др.
Спортивные сооружения и места для занятий физической подготовкой строятся государственными (кооперативными) учреждениями, предприятиями или организациями. Начальник физической подготовки воинской части должен иметь представление о строительных конструкциях и материалах. Элементы конструкций выполняются из соответствующих материалов и изделий, которые должны отвечать определенным требованиям, установленным ГОСТами по сорту, техническим показателям, размерам и другим характеристикам [7]. Строительные материалы классифицируются по соответствующим признакам: по месту добычи или производства, происхождению, технологии изготовления и т. д.
Начальник физической подготовки воинской части принимает участие в строительстве спортивных сооружений и мест для занятий по физической подготовке, которая включает следующие основные мероприятия:
- подготовку предложений и плана по строительству;
- выбор участков на местности для строительства;
- подготовку сметы расходов на строительство;
- подбор и комплектование бригад строителей;
- участие в руководстве строительными работами и документальное оформление итогов строительства. Подготовка предложений по строительству предусматривает предварительное согласование с командиром части. Перед этим необходимо проверить, включено ли то или иное спортивное сооружение в план строительства учебных объектов боевой и физической подготовки, есть ли денежные средства, предназначенные для физической подготовки, можно ли самим заготовить строительные материалы [7, 8, 9, 10].
Содержание учебно-материальной базы по физической подготовке включает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение сохранности и надежности спортивных сооружений и их оборудования, предупреждения преждевременного износа конструкций путем надлежащего ухода за ними, контроля, выявления дефектов и организации своевременного и качественного ремонта. Ремонт спортивных сооружений (зданий) – комплекс строительных работ по приведению в исправное состояние спортивных сооружений, оборудования, улучшению их эксплуатационных качеств и показателей, повышению степени благоустройства. Содержание и ремонт учебно-материальной базы для занятий по физической подготовке и спорту, оборудования, имущества, инвентаря, аппаратуры и тренажеров должны быть постоянно в поле зрения начальника физической подготовки воинской части и командиров подразделений. Ремонт бывает текущий и капитальный [7, 11]. За состояние спортивных объектов несут ответственность командиры подразделений и начальник физической подготовки. В воинской части, как правило, устанавливается единое правило: каждое подразделение после окончания занятий приводит в порядок места занятий, оборудование и инвентарь; за чистотой и порядком следят лица, входящие в суточный наряд.
Для сохранения в исправности спортивных объектов и подготовки их к предстоящему периоду обучения организуется соответствующий (текущий или капитальный) ремонт. С этой целью начальник физической подготовки заблаговременно составляет план ремонта, в котором указывают виды работ, ответственных за выполнение, материальные затраты и срок исполнения; план утверждается командиром воинской части. Организация ремонта и оборудования спортивной базы подразделений возлагается на командиров подразделений, а работы на объектах части, как правило, распределяются на основании плана ремонта между подразделениями [12]. Мелкий текущий ремонт спортивных объектов выполняется силами спортивного актива и выделенных для этой цели военнослужащих. Капитальный ремонт спортивных сооружений осуществляется по истечении определенных сроков их использования, в случае явных разрушений или предпосылок к ним. Ремонт целесообразно проводить с помощью специальных ремонтных организаций при наличии финансовых средств [13, 14, 15].
Таким образом, было определено, что деятельность специалиста физической подготовки по эксплуатационному содержанию объектов учебно-материальной базы представлена следующими направлениями деятельности:
- изучение имеющихся объектов;
- определение и запрос на совершенствование и развитие объектов учебно-материальной базы;
- проведение текущих мероприятий по подготовке, применению, ремонту имеющихся объектов учебно-материальной базы на протяжении года;
- подготовка и сопровождение процесса строительства спортивного сооружения;
- выполнение мероприятий по оценке и проведению ремонта тех объектов, которые нуждаются в нем.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующие выводы:
1. Материально-техническое обеспечение входит в комплекс направлений обеспечения физической подготовки военнослужащих в составе Вооруженных Сил Российской Федерации. Ключевым руководящим документом, определяющим содержание и нормы материально-технического обеспечения, является Наставление по физической подготовке. Материально-техническое обеспечение реализуется в деятельности специалистов ФП и органов управления.
К ключевым формам обеспечения данного типа следует отнести: предоставление спортивного инвентаря, имущества, тренажеров, специальной техники и аппаратуры, возведение и эксплуатация спортивных сооружений, создание условий по своевременному ремонту спортивных сооружений и мест проведения учебно-тренировочных занятий, оборудование казарм местами для проведения самостоятельных физических занятий, поддержание стенда «Спортивная жизнь», создание в роте переносной учебно-материальной базы.
2. К основным объектам учебно-материальной базы относят оборудованные места и специализированный спортинвентарь, в соответствии с которым будет проводиться физическая подготовка военнослужащих.
Специальные оборудованные места представлены спортивным залом, помещениями для проведения гимнастических упражнений, занятий по рукопашному бою, спортивным играм, стадионом, футбольным полем, беговыми дорожками и секторами для выполнения прыжков, метаний, пространство закрытого плавательного бассейна с подогревом, водная станция в условиях естественного водоема, гимнастический городок с наличием многопролетных гимнастических снарядов, полосу препятствий в два направления, площадку для проведения рукопашного боя, игр в волейбол, баскетбол, мини-футбол, хоккей, лыжехранилище и лыжи, методических класс по физической подготовке, дистанцию для выполнения соревнований и занятий по ускоренному передвижению, помещение для выполнения гидротермических процедур, стрелковый тир и соответствующее снаряжение для него, кладовую для хранения инвентаря.
3. Деятельность специалиста физической подготовки по эксплуатации и содержанию объектов учебно-материальной базы представлена следующими направлениями деятельности: изучение имеющихся объектов, определение и запрос на совершенствование и развитие учебно-материальной базы; проведение текущих мероприятий по подготовке, применению, ремонту имеющихся объектов учебно-материальной базы на протяжении года; подготовка и сопровождение процесса строительства спортивного сооружения; выполнение мероприятий по оценке и проведению ремонта тех объектов, которые нуждаются в нем.
Специфика деятельности специалиста физической подготовки может быть представлена в следующих аспектах: мониторинг, организационный аспект, планирующий аспект, материально-экономический аспект.