научный журнал «Актуальные исследования» #32 (59), август '21

Ключевые особенности деятельности специалиста физической подготовки по эксплуатационному содержанию объектов военной инфраструктуры по физической подготовке

В данной статье, детализированы особенности деятельности специалиста физической подготовки по эксплуатации и содержанию объектов учебно-материальной базы воинской части, а также сформулированы предложения по качественному улучшению их эксплуатационных характеристик и степени их благоустройства.

Аннотация статьи
учебно-материальная база по физической подготовке
эксплуатационное содержание объектов военной инфраструктуры
учебно-тренировочные средства
спортивные сооружения и места для занятий физической подготовкой
спортивное оборудование
инвентарь и экипировка
Ключевые слова

Деятельность специалиста по эксплуатации и содержанию объектов учебно-материальной базы представлена взаимодействием с учебно-тренировочными средствами, а также созданием условий по их сохранению и ремонту. К учебно-тренировочным средствам относятся:

  • учебно-тренировочные комплексы;
  • комплексные и индивидуальные тренажеры;
  • учебные (учебно-боевые) агрегаты, машины и системы ВВТ (комплексы);
  • технические средства обучения (обучающие устройства, компьютеры, аудио-видеоаппаратура и тому подобное) [4].

По форме использования учебно-тренировочные средства, тренажеры, учебное имущество бывают стационарными и мобильными (переносными).

Размещение учебных объектов должно производиться с учетом требований безопасности при организации и проведении занятий (учений), а также обеспечивать автономность их использования. Приказом командира воинской части все объекты УМБ на учебный год закрепляются за подразделениями [1].

Совершенствование (развитие) УМБ – это система мер, направленных на приведение ее в соответствие уровню и техническим возможностям применяемых образцов вооружения и военной техники, а также требованиям руководящих документов, регламентирующих физическую подготовку войск. Оно включает создание объектов, расчет и потребности строительства новых объектов, реконструкцию, расширение, текущий и капитальный ремонты существующих учебных объектов, оснащение и оборудование их новыми образцами учебно-тренировочных средств и оборудования, внедрение изобретений и рационализаторских предложений [2].

Основной объем работ по подготовке УМБ, как правило, проводится в подготовительный период. Для этого в соответствии с решением командира воинской части о закреплении объектов УМБ и планируемым объемом работ назначаются старшие по проведению работ на объекте, определяется объем работ и сроки их проведения, состав подразделений (команд), материальное обеспечение, выделение техники и порядок проверки готовности объекта. Старший на объекте составляет план проведения работ и утверждает его у командира воинской части.

В течение периода обучения проводится подготовка учебного объекта к занятию, его обслуживание в процессе эксплуатации и после проведения занятия, по мере необходимости проводятся восстановительные работы в парково-хозяйственные дни. Контроль готовности учебных объектов (полей) к началу учебного периода (года) проводится группами контроля, в состав которых назначаются заместители командира, начальники родов войск и служб, офицеры управления и штаба воинской части [3].

Порядок подготовки учебных объектов (полей) к занятиям, эксплуатации, восстановления, приема у начальника объекта (полигона) и сдачи по окончании занятий определяется соответствующими руководящими документами и конкретизируется указаниями (инструкциями) командира воинской части.

Для создания новой и совершенствования существующей УМБ в воинских частях организуется изобретательская и рационализаторская работа. Она планируется и проводится в соответствии с требованиями приказов и Положения об изобретательской и рационализаторской работе во внутренних войсках [5].

В воинской части разрабатываются тематические планы и план мероприятий по изобретательской и рационализаторской работе на год. На их основе определяется потребность в денежных и материальных средствах на внедрение изобретений и рационализаторских предложений по совершенствованию УМБ.

Тематика изобретательской и рационализаторской деятельности по совершенствованию УМБ определяется на основе опыта, выводов и перспектив боевой подготовки войск. Для обобщения и внедрения передового опыта, изобретений и рационализаторских предложений по совершенствованию УМБ комиссиями воинских частей по изобретательству составляются отчеты об итогах изобретательской и рационализаторской работы.

Строительство учебно-материальной базы по физической подготовке осуществляется в воинской части в соответствии с установленным в НФП и приказе Министра обороны Российской Федерации [6].

Количество спортивных сооружений и мест для занятий определяются в зависимости от их пропускной способности, численности личного состава, особенностей боевого обучения и боевого предназначения воинской части, условий размещения подразделений, местных условий, наличия материальных, финансовых и людских ресурсов, количества спортивных команд и др.

Спортивные сооружения и места для занятий физической подготовкой строятся государственными (кооперативными) учреждениями, предприятиями или организациями. Начальник физической подготовки воинской части должен иметь представление о строительных конструкциях и материалах. Элементы конструкций выполняются из соответствующих материалов и изделий, которые должны отвечать определенным требованиям, установленным ГОСТами по сорту, техническим показателям, размерам и другим характеристикам [7]. Строительные материалы классифицируются по соответствующим признакам: по месту добычи или производства, происхождению, технологии изготовления и т. д.

Начальник физической подготовки воинской части принимает участие в строительстве спортивных сооружений и мест для занятий по физической подготовке, которая включает следующие основные мероприятия:

  • подготовку предложений и плана по строительству;
  • выбор участков на местности для строительства;
  • подготовку сметы расходов на строительство;
  • подбор и комплектование бригад строителей;
  • участие в руководстве строительными работами и документальное оформление итогов строительства. Подготовка предложений по строительству предусматривает предварительное согласование с командиром части. Перед этим необходимо проверить, включено ли то или иное спортивное сооружение в план строительства учебных объектов боевой и физической подготовки, есть ли денежные средства, предназначенные для физической подготовки, можно ли самим заготовить строительные материалы [7, 8, 9, 10].

Содержание учебно-материальной базы по физической подготовке включает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение сохранности и надежности спортивных сооружений и их оборудования, предупреждения преждевременного износа конструкций путем надлежащего ухода за ними, контроля, выявления дефектов и организации своевременного и качественного ремонта. Ремонт спортивных сооружений (зданий) – комплекс строительных работ по приведению в исправное состояние спортивных сооружений, оборудования, улучшению их эксплуатационных качеств и показателей, повышению степени благоустройства. Содержание и ремонт учебно-материальной базы для занятий по физической подготовке и спорту, оборудования, имущества, инвентаря, аппаратуры и тренажеров должны быть постоянно в поле зрения начальника физической подготовки воинской части и командиров подразделений. Ремонт бывает текущий и капитальный [7, 11]. За состояние спортивных объектов несут ответственность командиры подразделений и начальник физической подготовки. В воинской части, как правило, устанавливается единое правило: каждое подразделение после окончания занятий приводит в порядок места занятий, оборудование и инвентарь; за чистотой и порядком следят лица, входящие в суточный наряд.

Для сохранения в исправности спортивных объектов и подготовки их к предстоящему периоду обучения организуется соответствующий (текущий или капитальный) ремонт. С этой целью начальник физической подготовки заблаговременно составляет план ремонта, в котором указывают виды работ, ответственных за выполнение, материальные затраты и срок исполнения; план утверждается командиром воинской части. Организация ремонта и оборудования спортивной базы подразделений возлагается на командиров подразделений, а работы на объектах части, как правило, распределяются на основании плана ремонта между подразделениями [12]. Мелкий текущий ремонт спортивных объектов выполняется силами спортивного актива и выделенных для этой цели военнослужащих. Капитальный ремонт спортивных сооружений осуществляется по истечении определенных сроков их использования, в случае явных разрушений или предпосылок к ним. Ремонт целесообразно проводить с помощью специальных ремонтных организаций при наличии финансовых средств [13, 14, 15].

Таким образом, было определено, что деятельность специалиста физической подготовки по эксплуатационному содержанию объектов учебно-материальной базы представлена следующими направлениями деятельности:

  • изучение имеющихся объектов;
  • определение и запрос на совершенствование и развитие объектов учебно-материальной базы;
  • проведение текущих мероприятий по подготовке, применению, ремонту имеющихся объектов учебно-материальной базы на протяжении года;
  • подготовка и сопровождение процесса строительства спортивного сооружения;
  • выполнение мероприятий по оценке и проведению ремонта тех объектов, которые нуждаются в нем.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующие выводы:

1. Материально-техническое обеспечение входит в комплекс направлений обеспечения физической подготовки военнослужащих в составе Вооруженных Сил Российской Федерации. Ключевым руководящим документом, определяющим содержание и нормы материально-технического обеспечения, является Наставление по физической подготовке. Материально-техническое обеспечение реализуется в деятельности специалистов ФП и органов управления.

К ключевым формам обеспечения данного типа следует отнести: предоставление спортивного инвентаря, имущества, тренажеров, специальной техники и аппаратуры, возведение и эксплуатация спортивных сооружений, создание условий по своевременному ремонту спортивных сооружений и мест проведения учебно-тренировочных занятий, оборудование казарм местами для проведения самостоятельных физических занятий, поддержание стенда «Спортивная жизнь», создание в роте переносной учебно-материальной базы.

2. К основным объектам учебно-материальной базы относят оборудованные места и специализированный спортинвентарь, в соответствии с которым будет проводиться физическая подготовка военнослужащих.

Специальные оборудованные места представлены спортивным залом, помещениями для проведения гимнастических упражнений, занятий по рукопашному бою, спортивным играм, стадионом, футбольным полем, беговыми дорожками и секторами для выполнения прыжков, метаний, пространство закрытого плавательного бассейна с подогревом, водная станция в условиях естественного водоема, гимнастический городок с наличием многопролетных гимнастических снарядов, полосу препятствий в два направления, площадку для проведения рукопашного боя, игр в волейбол, баскетбол, мини-футбол, хоккей, лыжехранилище и лыжи, методических класс по физической подготовке, дистанцию для выполнения соревнований и занятий по ускоренному передвижению, помещение для выполнения гидротермических процедур, стрелковый тир и соответствующее снаряжение для него, кладовую для хранения инвентаря.

3. Деятельность специалиста физической подготовки по эксплуатации и содержанию объектов учебно-материальной базы представлена следующими направлениями деятельности: изучение имеющихся объектов, определение и запрос на совершенствование и развитие учебно-материальной базы; проведение текущих мероприятий по подготовке, применению, ремонту имеющихся объектов учебно-материальной базы на протяжении года; подготовка и сопровождение процесса строительства спортивного сооружения; выполнение мероприятий по оценке и проведению ремонта тех объектов, которые нуждаются в нем.

Специфика деятельности специалиста физической подготовки может быть представлена в следующих аспектах: мониторинг, организационный аспект, планирующий аспект, материально-экономический аспект.

Текст статьи
  1. Концепция развития физической культуры и спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации на период до 2020 года.
  2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от «21» апреля 2009 года №200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в вооруженных Силах Российской Федерации», с изменениями внесенными приказом Министра обороны Российской Федерации от «31» июля 2013 года № 560.
  3. Приказ Министра обороны Российской Федерации от «25» февраля 2000 года №102 «Об утверждении норм расквартирования соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».
  4. Приказ Министра обороны Российской Федерации от «02» марта 2010 года №150 «Об учебно-материальной базе Вооруженных Сил Российской Федерации».
  5. Золотов М.И. Формирование сети физкультурно-спортивных сооружений как основного элемента ресурсного обеспечения массового спорта Российской Федерации / Золотов М.И. // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 12. – С. 54-58.
  6. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
  7. Зенкевич М.Ю., Прокофьев В.Е., Янович К.В. Основные положения организации эксплуатации строительной части и технических систем зданий и сооружений. В сборнике: Наука и прогресс: время перемен. Сборник научных трудов. Казань, 2021. С. 151-156.
  8. Зенкевич М.Ю., Янович К.В. Воспитание достойных наследников русского офицерства. В книге: Новая наука: гипотезы, взгляды и факты. Сборник научных трудов. Под общей редакцией С.В. Кузьмина. Казань, 2017. С. 150-155.
  9. Кащеев Р.Л., Прокофьев В.Е., Янович К.В. Инновационное решение получения электрической энергии из твердых коммунальных отходов Военный инженер. 2020. № 4 (18). С. 24-30.
  10. Корнилова А.А., Янович К.В., Пашкин С.Б., Хромов В.В. Об обитаемости военных объектов и техники. В сборнике: Актуальные вопросы перспективных направлений развития вооружения и военной техники. Сборник научных трудов кафедры Применения автомобильных подразделений. Санкт-Петербург, 2019. С. 113-116.
  11. Левченко Г.Н., Зайцев О.С., Руденко А.Е., Прокофьев В.Е., Новиков Р.С., Янович К.В. Научно-методические подходы к повышению эффективности материально-технического обеспечения физической культуры и спорта Курск, 2020.
  12. К проблеме тренажерного обеспечения студенческого спорта / M.Г. Лейкин [и др.] // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях: сб. статей Второй электронной научной конференции. – Харьков, 2006.
  13. Якшин А.С., Балакерская Г.Г., Янович К.В., Прокофьев В.Е. Применение сценарного подхода при имитационном моделировании процессов материально-технического обеспечения в условиях дефицита времени. Наука и военная безопасность. 2020. № 1 (20). С. 101-106.
  14. Янович К.В., Корнилова А.А., Алексеева Н.А., Будко Д.Ю. О проблеме профессионального здоровья военнослужащих. Современные проблемы науки и образования. 20 № 5. С. 466.
  15. Янович К.В., Корнилова А.А., Алексеева Н.А., Дмитриев Г.В., Серговенцев А.А. Характеристика состояния здоровья военнослужащих, проходящих службу в экстремальных условиях деятельности. Современные проблемы науки и образования. 20 № 2-1. С. 5.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября