Проблема развития связной речи всегда остается актуальной, поскольку выступает одной из центральных образовательных задач в дошкольном возрасте, влияя на формирование личности ребенка и его социализацию, успешность в школьном обучении.
В процессе формирования связной речи постепенно происходит усложнение речевых способностей ребенка. В старшем дошкольном возрасте диалогическая речь сменяется монологической. В отличие от диалогической речи, которая является ситуативной, монологическая речь характеризуется развернутостью, организованностью, произвольностью, что требует от ребенка обдумывания речевого высказывания, способности найти подходящую языковую форму для выстраивания монолога. Структурные компоненты монолога определяют его целостность, при этом начало монолога определяет содержательную его часть, а конец монолога подводит итог высказыванию [2, с. 34].
Разработкой проблемы развития связной речи дошкольников, в том числе монологической речи детально занималась А.М. Леушина. Проведя ряд исследований выстраивания детьми монологических высказываний, А.М. Леушина доказала, что пересказ является не просто воспроизведением текста, а представляет собой самостоятельную творческую деятельность ребенка. Исследования А.М. Леушиной показали, что при одних формах обучения ситуативность речи дошкольников снижается, например в пересказах после прослушивания рассказов, а при других формах ситуативность речи снова возвращается (при введении в пересказ картинок дети начинают больше опираться на них). При этом, развитие связной речи проходит период освоения ситуативной речи и далее происходит овладение контекстной речью. Это процесс обусловлен степенью умственного развития ребенка, а также формами и условиями общения с окружающими [5, с. 78].
На основании своих исследований А.М. Леушина разработала методические рекомендации по обучению детей творческому рассказыванию, развивающему монологическую речь. Автор подчеркивает, что необходима определенная последовательность в обучении: детям младшего дошкольного возраста можно предлагать завершать фразу, начатую воспитателем, в средней группе это может быть составление небольших рассказов к своим рисункам, старших дошкольников уже можно привлекать детей к творческому рассказыванию с большей степенью детской инициативности.
В качестве современных исследований развития монологической речи детей дошкольного возраста можно отметить исследования О.В. Ефимовой и Л.Г. Шадриной, С.А. Овсянниковой. О.В. Ефимова и Л.Г. Шадрина дают характеристику описания как одной из форм связной монологической речи ребенка. С точки зрения авторов, обучать дошкольников описанию необходимо поэтапно: сначала называя предмет описания, затем перечисляя его качества и свойства, возможные действия с предметом, завершается данный процесс оценкой ребенком предмета и обозначением отношения к нему. О.В. Ефимова и Л.Г. Шадрина предлагают следующие виды описания: пофразовое параллельное описание, сопряженное описание и коллективное описание группой детей. Системная поэтапная работа по описанию детьми окружающей действительности позволит, таким образом, сформировать способность ребенка к монологической речи [6, с. 91].
В исследовании С.А. Овсянниковой, представляющем собой популяционное лонгитюдное изучение связной монологической речи старших дошкольников посредством сравнения рассказа и пересказа, были получены следующие результаты: 1) при составлении рассказа детям легче самостоятельно подбирать значимое слово, чем при пересказе вспоминать и воспроизводить предложенное в тексте значимое слово; 2) пересказ прослушанного детьми текста вызывает у них больше затруднений, чем составление рассказа на основе сюжетных картинок [8, с. 102].
Ряд современных исследователей (Е.А. Бабаева, И.Н. Воеводина, М.В. Довидович) отмечают недостаточность использования традиционных методов обучения дошкольников монологической речи. Для того, чтобы заинтересовать детей, сделать процесс обучения максимально интересным и эмоционально насыщенным, необходимы нестандартные, инновационные технологии.
В этом отношении с помощью информационно-коммуникационных технологий, в частности использования компьютерных игр открываются новые возможности в обучении дошкольников монологической речи. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инноваций имеет своей целью улучшение качества обучения, повышение мотивации детей к получению новых знаний. Компьютерные технологии позволяют обеспечить доступность, привлекательность, игровой элемент в процессе обучения детей монологической речи.
Компьютер входит в жизнь современных дошкольников достаточно рано, и может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на формирование личности ребенка в зависимости от того, насколько грамотно и экологично организован процесс включения детей в освоение компьютерных технологий. Педагог должен помнить о санитарных правилах и нормах использования информационно-коммуникационных технологий, обязательно учитывать рекомендуемое время дня для занятий детей на компьютере, проводить зрительную гимнастику для расслабления глаз. В особенности важно уделять внимание подбору компьютерных игр для занятий со старшими дошкольниками, учитывая их возрастные возможности.
Е.А. Бабаевой разработан и проведен программно-методический комплекс «Развитие речи» для детей 6-7 лет с использованием компьютерных технологий, в результате чего автор отмечает позитивный эмоциональный настрой детей, их инициативность в речевых высказываниях. Задания на компьютере вызывают выраженный интерес дошкольников, поскольку проводятся в игровой форме, учитывая ведущую деятельность этого возраста. Педагог берет на себя роль проводника в этом процессе, постепенного ознакомления детей с миром информационных технологий [1, с. 17].
И.Н. Воеводина также отмечает целесообразность использования компьютера, мультимедийных средств в процессе развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста. На занятиях по развитию речи компьютерные игры предоставляют возможности дать детям информацию не традиционным способом, а с помощью интересной видеографики. Дети с интересом выполняют задания, стремясь выражать своими словами впечатления, составляя творческий пересказ, тем самым развивая монологическую речь [3, с. 59].
С точки зрения М.В. Довидович, компьютерные игры при этом не могут заменить традиционную форму обучения с организацией межличностного общения педагога и детей, общения детей друг с другом. Компьютерные игры, в отличие от реальной игровой деятельности, где есть совместность, сотрудничество детей, содержат параллельное взаимодействие играющих. Поскольку в компьютерных играх утрачивается богатство коммуникации, информационно-коммуникационные технологии могут использоваться как дополнительный метод работы по развитию монологической речи дошкольников [4, с. 83].
Описывая свой педагогический опыт, Е. Кульпанович описывает достоинства использования информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития дошкольников, их развивающий характер вследствие интеграции таких аспектов как анимация, графика, музыка, дизайн [7, с. 114].
Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий (компьютерных программ, игр, мультимедийных презентаций) в дошкольном образовательном учреждении позволяет развивать связную речь детей, их способность к выстраиванию монологического высказывания.
Анализ литературы по проблеме использования информационно-коммуникационных технологий, в частности компьютерных разработок в процессе развития у детей старшего дошкольного возраста связной, в том числе монологической речи позволил выявить возрастающую актуальность обращения педагогов к информационным технологиям в ходе образовательного процесса.
Использование компьютерных программ, игр, мультимедийных презентаций позволяет в некоторой степени сместить акцент с вербальных методов обучения на поисковый, творческий метод в освоении детьми монологической речи. В результате чего можно, например, привлечь пассивного ребенка к активной деятельности, сделать обучающий процесс интересным, обеспечить эмоциональную включенность дошкольников, активизировать их познавательную деятельность, мыслительные и речевые способности, реализуя личностно-ориентированный, дифференцированный подход в обучении детей. Педагог в этом процессе в большей мере становится помощником, проводником, сопровождающим каждого ребенка в новую для него область знаний и опыта.