Модель конструирования деятельности педагога дополнительного образования – «Органайзер» деятельности педагога дополнительного образования
научный журнал «Актуальные исследования» #1 (4), январь '20

Модель конструирования деятельности педагога дополнительного образования – «Органайзер» деятельности педагога дополнительного образования

Данная работа собирает в одну модель процесс сбора информации и ее анализ, в дальнейшем, планирование своей работы и своего коллектива. В работе обобщен опыт и анализ IT-возможностей для изменения системы мышления в планировании и оформлении своей деятельности педагогами дополнительного образования.

Аннотация статьи
дополнительное образование
планирование педагога дополнительного образования
мониторинг дополни-тельного образования
Ключевые слова

Краткое описание модели

Проблема сбора информации, ее систематизация и дальнейшее планирование в деятельности педагога ДО, давно ставит вопрос о решении данной проблемы новыми возможностями и средствами.

Модель конструирования деятельности педагога ДО работает как помощник в:

– предоставлении доступной информационной связи с главными участниками образовательного процесса: педагогами-коллегами ДО, воспитанниками и их родителями;

– планирование мероприятий педагога ДО, проектной деятельности педагога ДО;

– систематизации и планировании мероприятий учреждений ДО;

– выстраивании творческих отношений между коллективами учреждения ДО.

Структура модели

Модель предусматривает четыре уровня ее реализации.

Для выбора уровней модели автор руководствовался главными определениями: «Проект, инновация – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» (А.М. Новиков).

В нашем случае это изменения системы мышления, планирования и оформления своей деятельности педагогами дополнительного образования.

«Проектная, инновационная деятельность в образовании – направлена на создание новых форм поведения, сознания, мышления педагога, а затем уже на создание новых образцов образовательной практики, несуществующих систем практической деятельности, на преобразование уже сложившихся систем. Проектирование новых видов практики образования можно рассматривать как один из путей решения очень важной задачи: преодоления противостояния теории и практики» (В.В. Давыдов).

Как и нашем случае, противостояние теории и практики, будем пробовать найти перемирие между двумя ипостасями: педагогами - практиками и руководителем учреждения ДО и родителями – теоретиками.

1 уровень модели

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Основные виды деятельности:

Ознакомление педагогов ДО, воспитанников и родителей с информационным порталом учреждения ДО, его возможностями, обратной связью, формами электронного общения между друг другом.

Основной продукт 1 уровня модели – сайт учреждения ДО, структура которого позволяет иметь прямую связь с главными респондентами для конструирования деятельности учреждения ДО.

 

2 уровень модели

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Основные виды деятельности:

Проведение разноуровневых анкетирований и тестирований воспитанников и родителей, педагогов ДО, родителей различными формами сайта.

Систематизация данных, вывод статистики по объединениям, выявление форм соприкосновения творческих коллективов в работе с друг другом, в работе с социальными партнерами, выявление готовности каждого участника образовательной деятельности к разно уровневым проектам, мероприятиям.

Основной продукт 2 уровня модели – единая электронная форма собранной информации.

3 уровень модели

ТВОРЧЕСКИЙ

Основные виды деятельности:

Аналитическая деятельность, выявление слабых сторон творческих коллективов, разработка стратегических решений для их укрепления, выбор форм, аудиторию и сроков деятельности того или иного мероприятия, проекта.

Основной продукт 3 уровня модели – модель-конструкция деятельности педагога ДО на конкретный учебный год, вывод ее на информационный портал учреждения ДО.

4 уровень модели

ИТОГОВЫЙ

Основные виды деятельности:

Сбор информации о результатах деятельности творческого коллектива, достижений учащихся с помощью электронных форм сайта учреждения ДО.

Основной продукт 4 уровня модели – электронное портфолио деятельности педагога за конкретный учебный год, электронное портфолио творческого объединения этого педагога, вывод его на информационный портал учреждения ДО.

Обоснование выбора модели

Цель реализации модели:

– создание ситуации проектной деятельности для педагогов ДО и руководителя учреждения ДО;

– поддержка образовательных целей повышения компетентности педагога ДО, сформулированных в стандарте;

– максимальное раскрытие творческого потенциала каждого творческого объединения в целом и в совокупности с образовательным пространством учреждения ДО;

– развитие мотивации педагогов ДО к внедрению инновационных продуктов в своей деятельности в частности и в контексте с другими творческими объединениями учреждения ДО;

– формирование установки на творческую деятельность с применением инновационных технологий;

– приобретение навыков работы с электронными ресурсами, электронными формами опроса и тестирования.

Сферы деятельности педагогов ДО, конструируемые в рамках данной модели:

1 уровень модели

Информационная деятельность - представление опыта педагога и его творческого коллектива, налаживание он-лайн контакта педагога с его респондентами – родителями, детьми, педагогами ДО, руководителем учреждения ДО.

2 уровень модели

Инновационная деятельность - анкетирование, тестирование и другой сбор информации для планирования деятельности педагогов ДО с помощью электронных форм доступных в интернете-пространстве.

3 уровень модели

Конструирование на основе полученных данных деятельности каждого творческого коллектива, взаимосвязи в создании совместных проектах и мероприятиях, включение их в рабочую программу, годовой план учреждения ДО.

Проектная деятельность – создание проекта педагога ДО, совместных проектов с другими творческими объединениями учреждения ДО, совместных проектов с социальными партнерами.

4 уровень модели

Ввод данных о результатах деятельности творческого объединения, достижения воспитанников в электронную форму. Создание электронного портфолио коллектива и педагога.

Сферы деятельности руководителя учреждения ДО, конструируемые в рамках данной модели

1 уровень модели

Информационная деятельность – соединение воедино всех информационных ресурсов в один – сайт учреждения ДО.

2 уровень модели

Инновационная деятельность – соединение воедино результатов анкетирования и тестирования педагогов ДО – единая форма сбора информации учреждения ДО.

3 уровень модели

Проектирование деятельности учреждения ДО на новый учебный год, планирование подпроектов для творческих коллективов, создание общего проекта, планирование мероприятий на год.

4 уровень модели

Информационная деятельность – соединение воедино результатов деятельности творческих коллективов за год (полугодие), создание электронного портфолио коллективов, а на их основе, портфолио учреждения ДО. Размещение их на информационном портале учреждения ДО.

Формы и методы сбора и фиксации информации при использовании интернет форм и ресурсов

– сбор материалов для анализа и систематизации данных осуществляется на основе принципа добровольности;

– педагог, занимаясь сбором материалов для информации, лично решает, какие именно документы и материалы он будет использовать;

– для сбора информации педагогу ДО предлагается несколько электронных форм, уже созданных в учреждении ДО, или создать свою, уникальную форму;

– для формирования модели деятельности учреждения ДО, педагогам ДО предлагается форма, разработанная руководителем учреждения ДО;

– конечным результатом данного инновационного продукта является – модель деятельности учреждения ДО на конкретный учебный год, состоящий из подмоделей деятельности педагога ДОД, творческих объединений, созданный на основе сбора информации электронными формами интернета.

Технология обработки и систематизация полученных данных

1 уровень модели

Конкретная информационная страница, сайт, блок или абзац информации о творческом объединении и педагоге.

2 уровень модели

Для оценивания и систематизации деятельности творческого коллектива вся информация из индивидуальной формы опроса собирается в общую форму.

3 уровень модели

Заполнение электронной формы для оформления модели деятельности педагога ДО.

4 уровень модели

Заполнение электронной формы для оформления портфолио деятельности учреждения ДО в общем и творческих коллективов в частности.

Место и роль модели в образовательном процессе

– является базовым органайзером деятельности педагога ДО;

– повышает компетентность и уровень управления руководителя учреждения ДО;

– стимулирует педагогов ДО к компьютерной грамотности, овладению новых форм работы в планировании, учете и отчетности своей педагогической деятельности;

– помогает педагогам, воспитанникам и администрации ориентироваться в образовательном пространстве ДО, его структуре, проектной деятельности;

– стимулирует повышение качества дополнительного образования.

Значение данной модели деятельности ОДОД для образовательного процесса:

– повышает интерес педагогов и воспитанников к занятиям ДО;

– электронные ресурсы сайта создают информационную доступность дополнительного образования;

– облегчает условия для анализа результативности образовательного процесса, его динамики, как для отдельных воспитанников, так и творческого объединения в целом;

– улучшает условия и эффективность проведения мероприятий ОДОД;

– активизирует участие родителей в учебно-воспитательном процессе, повышает их заинтересованность в результате обучения.

Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта

Технические ресурсы:

– сайт учреждения ДО;

– компьютер (операционная система - Windows 2000, XP, Vista, Windows7; программное обеспечение Microsoft Office 2003,2007,2010 (Word, Exel));

– копировальной центр, сканер.

Кадровые ресурсы:

– координатор – руководитель учреждения ДО;

– педагоги дополнительного образования, администрация учреждение ДО

Сетевые ресурсы:

Текст статьи
  1.  Будаева Т.И. Инновационный потенциал молодого педагога : проблемы и пути решения // Преподаватель XXI век. 2009. № 2.  С. 32-36.
  2. Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. 2008. № 2. С. 9-14.
  3. Ермоленко В. Моделирование инновационной деятельности педагогов по совершенствованию содержания образования // Учитель. 2006. № 5. С. 30-34.
  4. Жигунова Т.П. Отношение педагогов к инновациям : социологический анализ : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06. Екатеринбург : Б. и., 2002. 23 с.
  5. Казачихина М.В. Формирование установки на инновационную деятельность у педагогов //Образование и наука. 2011. № 2. С. 42-52.
  6. Кунгурова И.М. Инновационная деятельность и творческое саморазвитие педагога // Педагогическое образование и наука. 2010.  № 5. С. 94-97.
  7. Никонова Л. Прозрачность инновационной деятельности // Директор школы. 2009. № 2. С. 17-21.
  8. Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы. М.: ПМСОФТ, 2007. 140 с.
  9. Черных Т.П. Мониторинг эффективности инновационной экспериментальной деятельности // Педагогическая диагностика.  2007. № 2. С. 140-160.
  10. Цветков А.В. Стимулирование в управлении проектами. М.: ООО «НИЦ «АПОСТРОФ», 2001. 143 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 апреля по 15 апреля
Осталось 6 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
20 апреля
Загрузка в elibrary
20 апреля
Рассылка печатных экземпляров
25 апреля